Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Богословие и жизнь » Спасутся ли неправославные?
Спасутся ли неправославные?
КсенияДата: Понедельник, 17.10.2011, 14:12 | Сообщение # 121
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Любовь Бога к миру (в том числе и к человеку) не зависит от того, любит ли человек Бога или не любит, молится ли он Ему или нет.

Из этих слов следует, что молитва во взаимоотношениях Бога и человека не может изменить ничего.
Отсюда вытекают следующие вопросы:

1.
Quote (священник_Евгений)
Молитва нужна самому человеку по причине того, что он является образом Бога.

Непонятно, зачем образу молиться первообразу? Что это может изменить?

2.
Quote (священник_Евгений)
Возможно ли такое спасение без сознательных (или лучше сказать - осознанных) усилий самого человека, главным из которых является его молитва? Полагаю, что ответ на данный вопрос может быть только один - однозначно отрицательным.

Почему? Что может изменить молитва?

Раз осознанные усилия человека необходимы для его собственного спасения, значит молитва все-таки производит какие-то изменения во взаимоотношениях Бога и человека. Она может преклонить милость Господа к душе подвижника настолько, что человек достигнет подобия Богу. Но разве не главное проявление Его любви в том, «Господь хочет всем спастись и в разум истины придти»? Не значит ли это, что молитва праведника может воздействовать не только на его собственную душу, но и на души тех людей, о ком он молится?

Мне кажется, что ответ следующий:

Любовь Бога к миру действительно не перестанет никогда. Это так. Но проявления этой любви – различны. Бывает «Любовь гневная» и «Любовь милующая». Мы же не можем сказать, что, попустив Великую Отечественную войну с ее ужасающей разрушительной силой, Господь перестал любить человека. Не перестанет Он любить человечество и в самый последний момент его существования. Вот, преклонять гнев Божий на милость Божию, отдалять этот момент и способствовать спасению каждого человека, и призвана молитва праведников (да и грешников тоже). Что и происходит до сегодняшнего дня.
Если не согласны, то как объясняете молитвенную силу Литургии, а также слова апостола Иакова(5,14-18):
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой
"?


Сообщение отредактировал Ксения - Понедельник, 17.10.2011, 16:08
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 18.10.2011, 12:01 | Сообщение # 122
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Из этих слов следует, что молитва во взаимоотношениях Бога и человека не может изменить ничего

В отношении Бога к человеку - ничего, в отношении человека к Богу - многое.

Quote (Ксения)
Непонятно, зачем образу молиться первообразу? Что это может изменить?

Quote (Ксения)
Что может изменить молитва?

Ксения, ознакомьтесь с одной из глав потрясающей книги Панайотиса Нелласа "Обожение", совсем недавно увидевшей свет благодаря издательству "Никея":



Глава называется "Образ Божий". В ней, я думаю, Вы найдёте исчерпывающие ответы на Ваши вышепроцитированные вопросы: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=774

Quote (Ксения)
Не значит ли это, что молитва праведника может воздействовать не только на его собственную душу, но и на души тех людей, о ком он молится?

Quote (Ксения)
Если не согласны, то как объясняете молитвенную силу Литургии, а также слова апостола Иакова

Ксения, я не утверждал того, что молитва праведного человека не может быть действенной. Я говорил только о том, что молитва праведного человека не может изменить отношения Бога к миру и человеку (своей молитвой праведный человек не может умолить Бога ненавидеть мир или заставить Его любить мир и человека больше, чем это есть на самом деле) - любовь Бога к миру и человеку непоколебима, неизменна и постоянна.

Quote (Ксения)
Не перестанет Он любить человечество и в самый последний момент его существования. Вот, преклонять гнев Божий на милость Божию, отдалять этот момент и способствовать спасению каждого человека, и призвана молитва праведников

Отдалять момент Второго Пришествия? А какими словами заканчивается Откровение св. апостола Иоанна Богослова помните? "Ей, гряди, Господи Иисусе!". Квинтэссенция идеального христианского настроения...


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Среда, 19.10.2011, 13:34 | Сообщение # 123
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Ксения, ознакомьтесь с одной из глав потрясающей книги Панайотиса Нелласа "Обожение"

Благодарю, ознакомлюсь.

Quote (священник_Евгений)
Ксения, я не утверждал того, что молитва праведного человека не может быть действенной.

Да, но Вы ничего не пишете о том, как действует молитва праведного человека. Надеюсь, что я прочитаю об этом в вышеупомянутой главе? Что происходит, когда мы много раз произносим самую короткую молитву: «Господи, помилуй!»? Что делает сонм святых перед престолом Господним, вознося свои молитвы за нас, если не умоляет Господа о милости к нам, грешным? И что мы имеем в виду, когда произносим: «Господь милостив»?

Quote (священник_Евгений)
Отдалять момент Второго Пришествия? А какими словами заканчивается Откровение св. апостола Иоанна Богослова помните? "Ей, гряди, Господи Иисусе!". Квинтэссенция идеального христианского настроения...

Идеальные христиане должны были бы совершенно не бояться смерти, а ждать ее и радоваться ее приходу, как освобождению от уз этой земной призрачной жизни, будучи уверенными, что теперь-то их ждет истинная радость вечной жизни со Господом. А много ли Вы видели таких?
С каким замиранием сердца в Великую Субботу христиане ждут ниспослания Господом Благодатного Огня, как доказательства благоволения Господа к миру в течение еще хотя бы одного года.
Еще хоть один год земной жизни! Вот истинное настроение современного христианина. И Господь понимает его...

Из Ваших слов:
Quote (священник_Евгений)
В отношении Бога к человеку - ничего, в отношении человека к Богу - многое

Quote (священник_Евгений)
любовь Бога к миру и человеку непоколебима, неизменна и постоянна


А также из мысли статьи:
"Для человека Бог является «принципом» не внешним, от которого он зависит, а внутренним, по которому он устроен, является онтологическим началом и исполнением. Как сотворенный по образу Божию, человек устроен теологически, и чтобы быть человеком ему необходимо во всякий момент устремляться к Богу",

следует, что взаимоотношения Бога и человека заключаются в том, что это человек должен устремляться к Богу. У меня вопрос: А разве Бог не устремляется к человеку? Разве самое важное событие в истории человечества - Боговоплощение – это не устремление Бога к человеку? Разве во дни своей земной жизни Христос постоянно не устремлялся к людям, которые его окружали, уча их, исцеляя, избавляя от бед, говоря о спасении?
Разве сейчас он не продолжает устремляться к человеку по его молитвам, причем устремляться гораздо сильнее, чем человек устремляется к нему в своей немощной молитве? Устремляться так, как того человек и недостоин. Так же, устремляясь к человеку, он внемлет его молитвам о ближних, о тех, кто еще пока никак не устремлен к Нему, (потому что он - Любовь) и, часто, по этим же молитвам и происходит чудо устремления человека к Богу…
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 19.10.2011, 22:38 | Сообщение # 124
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Вы ничего не пишете о том, как действует молитва праведного человека

Ксения, я много о чём не пишу. Если не спрашивают...

Quote (Ксения)
Что происходит, когда мы много раз произносим самую короткую молитву: «Господи, помилуй!»?

Вам это по-простому объяснить или по-богословски?

Quote (Ксения)
Что делает сонм святых перед престолом Господним, вознося свои молитвы за нас, если не умоляет Господа о милости к нам, грешным?

Конечно, они молятся. Молитвой, пронизанной любовью к миру. Потому как никакая другая молитва (по своему качеству) и не может изливаться из святой души. Но при этом мне кажется немного странными попытки установить прямую зависимость отношения Бога к миру от молитв о нём святых людей. Получается так, что Бог не разносит в пух и прах вселенную, планету Земля со всеми её обитателями только потому, что святые люди молятся и просят Вседержителя о том, чтобы Он этого не делал. Стоит только этой молитве прекратиться, как сразу Господь впадёт во всесокрушающий гнев и не оставит от Своего творения камня на камне. Ну, не странно ли так думать? Бог есть всепоглощающая Любовь, и молитва человека не может её ни умалить, ни умножить. Даже конец этого видимого мира не будет разрушительной катастрофой, устроенной по воле Бога - это будет преображение творения. Также по премудрой Божьей воле...

Quote (Ксения)
И что мы имеем в виду, когда произносим: «Господь милостив»?

То и имеем, что Господь милостив.

Quote (Ксения)
А разве Бог не устремляется к человеку?

Конечно, устремляется. С этим никто и не спорит. И мои слова, которые Вы выше процитировали (так же, как и слова из статьи "Образ Божий"), этому нисколько не противоречат.

Quote (Ксения)
устремляясь к человеку, он внемлет его молитвам о ближних, о тех, кто еще пока никак не устремлен к Нему, (потому что он - Любовь) и, часто, по этим же молитвам и происходит чудо устремления человека к Богу

Ксения, Вы вновь ставите в прямую зависимость поведение Бога от поведения людей. Это в принципе неверно. Бог промышляет о каждом неустремлённом пока к Нему человеке независимо от того, молится об этом устремлении кто-то из уже устремлённых или нет. Думать, что в деле Промысла о спасении людей Богу нужны помощники со стороны людей, по меньшей мере наивно. Бог Сам знает, как спасти каждого из нас. Молитва людей друг о друге нужна самим людям как средство, воспитывающее любовь и милосердие.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Пятница, 21.10.2011, 15:30 | Сообщение # 125
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Ксения, Вы вновь ставите в прямую зависимость поведение Бога от поведения людей. Это в принципе неверно. Бог промышляет о каждом неустремлённом пока к Нему человеке независимо от того, молится об этом устремлении кто-то из уже устремлённых или нет. Думать, что в деле Промысла о спасении людей Богу нужны помощники со стороны людей, по меньшей мере наивно. Бог Сам знает, как спасти каждого из нас. Молитва людей друг о друге нужна самим людям как средство, воспитывающее любовь и милосердие.

Пусть я наивная дура, но я не перестану думать, что молитва – это уникальное средство Богообщения, способное, конечно, не уменьшить или увеличить Божественную любовь, но изменить ее направление и проявление, а не всего лишь какой-то акт вежливости по отношению к другим людям.
Любовь Господа проявляется в том, что Он уважает нашу свободу. Как говорят, он не спасает нас без нашей воли. Своей молитвой мы даем понять Господу, что наша воля такова, что мы просим Его события нашей жизни или жизни того человека, о котором мы молимся расставить таким образом, что они будут направлены к нашему спасению. То есть Господь по нашим молитвам (когда есть наше желание этого) делает свою любовь активной и направляет ее вектор ко спасению.
Когда я упоминала о земной жизни Спасителя, я хотела напомнить о том, что и в Его земной жизни любовь Его была совершенна, но исцелял или воскрешал людей он не по Своему собственному желанию, а по просьбе самих страждущих, или (что гораздо чаще) близких этого человека (воскрешение дочери Иаира, воскрешение Лазаря и многие другие случаи). Что изменилось сейчас, когда он сидит "одесную Отца"?
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 21.10.2011, 17:28 | Сообщение # 126
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
воскрешение дочери Иаира

Иаир просил Христа сделать так, чтобы его дочь не умерла ("дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива" (Мф.9,18)). О том, чтобы Господь её воскресил, просьбы не было.

Quote (Ксения)
воскрешение Лазаря

О воскрешении Лазаря также никто (ни Марфа, ни Мария) не просил.

Quote (Ксения)
многие другие случаи

Кровоточивая женщина, например, также об исцелении не просила. Но это так - к слову...

Quote (Ксения)
молитва – это уникальное средство Богообщения, способное, конечно, не уменьшить или увеличить Божественную любовь, но изменить ее направление и проявление... Своей молитвой мы даем понять Господу, что наша воля такова, что мы просим Его события...жизни того человека, о котором мы молимся расставить таким образом, что они будут направлены к...спасению. То есть Господь по нашим молитвам (когда есть наше желание этого) делает свою любовь активной и направляет ее вектор ко спасению

Направление у Божественной Любви всегда одно - любить Своё творение в общем и человека в частности. Сила же Её проявления зависит от силы желания своего спасения конкретно того человека, который этого желает по отношению к самому себе, молится об этом и подвизается ради этого. Как можно умолить Господа проявлять в большей степени Свою любовь по отношению к другому человеку, которому эта Любовь Бога порой даже безразлична и он сам не особо-то и стремится к своему собственному спасению? О скольких людях, заключённых в тюрьмах, молятся их верующие родные? И все ли те, о ком молятся, выходят из тюрьмы прежде истечения положенного срока, да ещё вдобавок и исправившимися? О скольких людях, отправляющихся в далёкое путешествие, молятся их матери и жёны? И все ли те, о ком молятся, благополучно (живыми и здоровыми) доходят (долетают, доплывают, доезжают...) до искомого пункта назначения? Молитва о своём собственном спасении (особенно духовном спасении для Вечности), бесспорно, имеет огромное значение для молящегося человека, поскольку сводит воедино веру и любовь к Богу со стороны человека с Любовью Бога к человеку, и это совместное усилие человека и Бога (синергия) приводит к конечному благому результату. Молитва же о другом человеке может носить исключительно условный характер, и рассчитывать на её всесильную возможность изменить что-то в судьбе другого человека (тем более, если сам объект молитвы и просьб о нём это не хочет), более того - изменить даже волю Бога по отношению к тому, о ком молятся, может только тот человек, который или уже находится в прелести или недалёк от неё (простите - ни на кого пальцем не показываю...). Сколько ни молись о скорейшем освобождении заключённого в тюрьму, но если он нераскаян и твердолоб (в первую очередь по отношению к той Божественной заповеди, нарушение которой его и привело в тюрьму), то Господь по воле Своей будет смирять там, в тюрьме, этого человека (для его же духовной пользы - через людей главным образом), пока его выя не преклонится (об успехах подобного рода смирительного воздействия в ста процентах случаев, конечно, говорить не приходится - чаще бывает, что просто срок заканчивается, и человек выходит на свободу навстречу очередному сроку). Сколько ни молись о том, кому по непостижимой воле Божией лучше уйти сейчас, чем потом*, он из дальней поездки живым не вернётся. Что, думаете, о хоккеистах ярославского "Локомотива" никто перед их последним полётом не молился?...
Вывод: самый лучший вариант молитвы о другом человеке (на мой взгляд) - "Господи, ни о чём конкретном Тебя не прошу! Об одном только прошу: управь всё в жизни этого человека по Своей святой воле! И да будет воля этого человека едина с Твоей". Но, объективности ради, добавлю: и даже в такой человеческой молитве Господь не нуждается, поскольку промышлять о спасении каждого человека Он не перестанет никогда и ни при каких обстоятельствах. До тех пор, пока небо и земля не станут новыми...

*Блаженный Августин: "Человеческая жизнь сложна и полна искушений, и если человек однажды смог стать из плохого хорошим, это ещё не значит, что он не станет из хорошего вновь плохим"...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 21.10.2011, 19:47 | Сообщение # 127
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Молитва людей друг о друге нужна самим людям как средство, воспитывающее любовь и милосердие.

Батюшка, много лет читаю утреннее и вечернее молитвенные правила. Честно говоря, у меня в голове не укладывается, как с их помощью можно воспитывать в себе любовь и милосердие. Если смирение, то я еще как-то способен понять cry
Я все таки склонен полагать, что человек сотворен Богом для цели, значимой не только для самого человека, но и Творца. И молитва нужна не только нам, но и Отцу нашему Небесному.
Нашел интересный опыт миссионерской деятельности - ответы православных людей на вопросы атеистов:
Вопросы:
Зачем нужно молиться? Когда молятся за себя: Бог всеведующий, и так знает что вам нужно. Зачем его дополнительно упрашивать? Или Богу надо, чтобы его упрашивали? Когда молятся за других: Тут к тому что я написал выше добавляется то, что молясь за кого-то, вы тем самым просите Бога вмешаться в жизнь другого человека, но при этом будет нарушена его свобода воли. Бог вроде против нарушения свободы воли?
Здесь ответы.

Обсуждение темы, на мой взгляд, несколько пошло в сторону. Думаю, что ответ на вопрос о том, спасутся или нет неправославные, зависит от нашего представления о границах Церкви. Причем не конкретной поместной или Вселенского православия в целом, а Церкви Христовой, включающей в себя не только наши земные учреждения, но и Церковь Небесную, Торжествующую. К сожалению, ни Ветхий, ни Новый Заветы не дают однозначного ответа на вопрос о границах Церкви, а в трудах святых отцов можно найти диаметрально противоположные теологумены.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 21.10.2011, 20:08 | Сообщение # 128
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Батюшка, много лет читаю утреннее и вечернее молитвенные правила. Честно говоря, у меня в голове не укладывается, как с их помощью можно воспитывать в себе любовь и милосердие. Если смирение, то я еще как-то способен понять

Quote (священник_Евгений)
Молитва людей друг о друге нужна самим людям как средство, воспитывающее любовь и милосердие

Впрочем, и личная молитва также может воспитать в человеке любовь и милосердие, потому как любая молитва, если только она от искреннего сердца, его (сердце) смягчает и прививает ему вышеперечисленные качества.

Quote (Виталий)
Думаю, что ответ на вопрос о том, спасутся или нет неправославные, зависит от нашего представления о границах Церкви

Думаю, что ответ на данный вопрос зависит от того, насколько правильно мы понимаем, что такое спасение. Вы однажды (сообщение № 53) уже дали формулировку этого. Хотелось бы слегка этот момент развить...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 21.10.2011, 20:17 | Сообщение # 129
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Хотелось бы слегка этот момент развить...

Мне надо подумать хорошенько... Просто я сейчас совершенно невероятно занят учебным процессом, по 8-12 часов лекций каждый день.

Посмотрел сообщение № 53. Определение спасения, приведенное мной, общепринятое, и взял я его отсюда. Вы сказали, что, исходя из этого определения, спасение возможно и вне Православной церкви (я, впрочем, с этим вполне согласен). Но своего определения, согласно которому спастись могут только те, кто в оградке Православной церкви, Вы так и не дали (причем, желательно, с ссылкой на общепринятое, или хотя бы распространенное мнение).


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 22.10.2011, 16:35 | Сообщение # 130
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Вы сказали, что, исходя из этого определения, спасение возможно и вне Православной церкви (я, впрочем, с этим вполне согласен)

Виталий Васильевич, я этого не говорил. Я, если Вы успели это заметить, задал Вам вопрос (сообщение № 54):
Quote (священник_Евгений)
Вопрос: всё то, что Вы перечислили, возможно вне Православной Церкви...?


Quote (Виталий)
...в оградке Православной церкви...

Сдаётся мне, что более уважительным в данном случае было бы слово "лоно".

Quote (Виталий)
Но своего определения, согласно которому спастись могут только те, кто в оградке Православной церкви...

Вы хотите сказать, что, согласно определению, приведённому Вами, спастись могут и те, кто чадом Православной Церкви не является?

Quote (Виталий)
Но своего определения ... Вы так и не дали

Святые Отцы Восточной Церкви (надеюсь, с тем, что именно Восточная (Православная) Церковь во все времена содержала истинное и неповреждённое учение, в том числе и его сотериологическую составляющую, Вы не будете спорить?) единодушно говорят о том, что спасение человека заключается в его обожении. Содержанием же обожения святоотеческая мысль (цитаты поищете сами?) считала единение со Христом как с Первообразом, по образу которого и был сотворён человек. В потрясающей по своей глубине вышеупомянутой книге Панайотиса Нелласа "Обожение" (сообщение № 122) высказываются интереснейшие и важнейшие мысли, изучить которые крайне необходимо для того, чтобы наша дискуссия сдвинулась с мёртвой точки и пошла дальше. Если мы поймём, насколько это тонкий (если не сказать - тончайший) процесс - обожение - и что для его достижения человеку необходимы данные Самим Богом и неповреждённые человеческими измышлениями способы, то мы также поймём и то, что достижение обожения может быть не только затруднено, но может стать и просто принципиально невозможным там, где эти способы искажены или преданы забвению в той или иной степени. А если мы поймём и это, то достаточно легко разрешится вопрос и о границах Церкви как Теле Христовом, внутри Которого по воле Бога действуют уникальные и вполне эндемичные духовные законы (если же они искажены или заменены на другие, созданные человеческим разумом, то это уже законы чего угодно, но не Тела Христова. В лучшем случае частей, от Него отпавших. Со всеми вытекающими отсюда последствиями)...

Итак, статья "Образ Божий", прочитать которую полностью и очень внимательно рекомендую всем, заинтересованным в продуктивности дискуссии на данную тему:

http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=774


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Суббота, 22.10.2011, 17:38 | Сообщение # 131
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Сдаётся мне, что более уважительным в данном случае было бы слово "лоно"

Батюшка, полностью согласен с Вами относительно данного случая.

Quote (священник_Евгений)
Вы хотите сказать, что, согласно определению, приведённому Вами, спастись могут и те, кто чадом Православной Церкви не является?

Я хочу сказать, что вопрос о пределах Церкви не решен однозначно в богословии. Поэтому имеет право на существование и теологумен относительно того, что Церковь Христова (включая ее Небесную составляющую, разумеется) - понятие более широкое, чем ограды (в данном случае этот термин более уместен, чем лоно) 15-ти автокефальных организаций, составляющих современную земную Православную Церковь (Вселенское Православие).

Quote (священник_Евгений)
единение со Христом как с Первообразом, по образу которого и был сотворён человек

Интересное мнение о Христе, как о Первообразе. Это, наверное, из Панайотиса Нелласа? Сейчас буду читать, хотя современным греческим богословием не увлекаюсь, честно говоря. Может быть, лучше уж говорить в данном случае о Сыне Божьем, как ипостаси Пресвятой Троицы?


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 22.10.2011, 17:49 | Сообщение # 132
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Я хочу сказать, что вопрос о пределах Церкви не решен однозначно в богословии

Вот мы и предпринимаем скромные попытки восполнить этот пробел... smile

Quote (Виталий)
Может быть, лучше уж говорить в данном случае о Сыне Божьем, как ипостаси Пресвятой Троицы?

Прочтите статью, Виталий Васильевич - после этого и поговорим... smile


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Суббота, 22.10.2011, 18:44 | Сообщение # 133
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Я прочитал статью... С сильным внутренним нежеланием (обычно я в таких случаях прекращаю чтение). Богословствовать на этом уровне я не готов, да и не считаю для себя душеполезным... О том, что мы должны подражать Господу нашему Иисусу Христу, знаю из "Закона Божьего"... Кстати, автор статьи, обосновывая свое богословское мнение о Христе как Первообразе, постоянно сводит Спасителя только к Сыну Божьему, "Рожденному прежде всех век"... Но ведь Христос и Сын Человеческий, о чем Он, согласно евангелистам, постоянно и настойчиво говорил (52 раза)... Интересно, почему?

В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 22.10.2011, 19:22 | Сообщение # 134
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Но ведь Христос и Сын Человеческий, о чем Он, согласно евангелистам, постоянно и настойчиво говорил (52 раза)... Интересно, почему?

Во-первых, потому, что Слово Божие приняло человеческую плоть через человека и в определённый исторический момент человеческой истории. Во-вторых, потому, что во Христе ипостасно соединились две природы - Божественная и человеческая. Для человека и для его спасения (обожения) сей факт чрезвычайно важен. Отсюда и частота напоминания об этом людям со стороны Христа.

Quote (Виталий)
Богословствовать на этом уровне я не готов, да и не считаю для себя душеполезным

Вы не считаете душеполезным богословствовать о том, что такое обожение? Можно у Вас спросить, что такое обожение? Принимается ответ, данный на любом уровне. Главное, чтобы этот уровень был Вами воспринимаемым...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Суббота, 22.10.2011, 21:12 | Сообщение # 135
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Вы не считаете душеполезным богословствовать о том, что такое обожение?

Я не считаю душеполезным для себя богословствовать по проблеме, поставленной в статье Панайотиса Нелласа. Прежде всего, потому что не готов к этому - ни духовно, ни теоретически.
Что касается обожения, то меня вполне устраивает определение в "Азбуке веры" -
"Обо́жение или святость (!) – приобщение человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати..... Обожение недостижимо человеческими усилиями.... Обожение - дар нетварной Божественной благодати... ".
Из различных путей обожения, указанных святыми отцами, мне ближе всего тот, который предложил преподобный Макарий Великий - "через претворение в жизнь евангельской этической триады — веры, надежды и любви".
Главной христианской добродетелью в этической триаде выступает любовь. По слову св. Григория Богослова, «любовь к Богу есть путь к обожению».


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
Форум » Наука и культура » Богословие и жизнь » Спасутся ли неправославные?
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024