Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: священник_Евгений  
Спасутся ли неправославные?
ВиталийДата: Четверг, 06.10.2011, 08:44 | Сообщение # 106
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Любую принципиальную внутреннюю установку можно изменить, найдя в ней слабые места.

Изменение, и даже метанойя, разумеется, возможны, причем не только у того, кого переубеждают, но и у того, кто переубеждает (причем это может произойти как внезапно, так и постепенно... Примеров тому не счесть, в том числе и в Священной истории).

Quote (священник_Евгений)
В случае с Оригеном, например, имела место обратная ситуация.

Несомненно, в случае с Оригеном ситуация иная... Его учение о душе Христа в корне противоречило складывавшейся в Александрийской Церкви системе взглядов, оформившихся впоследствии в монофизитство. Убедившись в невозможности уничтожить монофизитство как течение в Церкви политическими и богословскими методами, император Юстиниан, сам склонившийся в итоге к монофизитам (супруга его св. Феодора вообще покровительствовала им), ради мира в Церкви и государстве принес в жертву александрийцам осужденного ими столетия назад Оригена, величайшего христианского богослова и священноисповедника, уже представшего перед Судом Божиим за триста лет до поместного Константинопольского собора, принявшего написанные императором анафематизмы.

Quote (священник_Евгений)
ну не могут две (а тем более три, четыре и так далее) противоположные позиции быть одновременно правильными!

Часто мы неспособны чисто по нашим человеческим способностям вместить всю полноту Божественной истины и видим только один ее аспект, принимаемый за всю истину... Всем знакома индийская притча о слоне и слепцах, каждый из которых считал, что слон - это та часть тела, которую он смог ощупать... Насчет различных взглядов, каждый из которых может быть правдой, есть хорошая картинка - "шесть это или девять" smile . Говорят, что истина всегда одна, но правд может быть несколько...

Quote (священник_Евгений)
Quote (Виталий)
Мне ближе позиция св. Григория Нисского, митрополита Илариона (Алфеева), о. Александра Меня и других...
Виталий Васильевич, Вы уж как-нибудь на самом деле определитесь - либо "общепринятое и разделяемое Вами суждение" о конечности адских мук (между частным судом и Страшным) тех, кто умер "в покаянии, но не принёс достойных плодов покаяния", либо учение о всеобщем спасении...

Батюшка, если внимательно перечитать мой пост, то сразу становится ясно, что я говорил не о согласии с апокатастасисом (митрополит Иларион и о. Александр никогда не высказывали своей приверженности к этому учению, осужденному Церковью), но о близости мне взглядов сторонников "оптимистического" богословия.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 06.10.2011, 10:09 | Сообщение # 107
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Примеров тому не счесть, в том числе и в Священной истории

Если можно, хотя бы несколько.

Quote (Виталий)
Говорят, что истина всегда одна, но правд может быть несколько

Например, с учётом существования факта приверженности св. Григория Нисского учению о всеобщем спасении исходящее из уст говорящего, что неправы те, кто разделяет с Великим каппадокийцем эту приверженность - истина или правда?

Quote (Виталий)
я говорил не о согласии с апокатастасисом (митрополит Иларион и о. Александр никогда не высказывали своей приверженности к этому учению, осужденному Церковью), но о близости мне взглядов сторонников "оптимистического" богословия

Что касается митрополита Илариона, то в этом случае не всё однозначно. Что касается о. Александра Меня, то как иначе расценивать его слова, как не в смысле его приверженности идее всеобщего спасения: "Может ли Бог любви, возвещенной Христом, бесконечно карать за грехи временной жизни? Неужели могущество зла столь велико, что оно будет существовать даже тогда, когда "во всем" воцарится Господь?" (из книги "Сын Человеческий"). И в-третьих: разве учение об апокатастасисе и "оптимистическое" богословие - это разве в общем и целом не одно и то же?


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Четверг, 06.10.2011, 16:10 | Сообщение # 108
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Если можно, хотя бы несколько.

Для начала только один пример мгновенного изменения - обращение Савла в апостола Павла. Пример медленного - превращение царя Тиридата, 14 лет истязавшего св. Григория, принуждая отречься от Христа и в итоге ставшего христианином. Ошибка наша часто состоит в том, что мы ждем немедленного изменения людей под воздействием наших доводов. Надо сеять семена. Упавшие на подготовленную почву прорастут, только для этого нужно время.

Quote (священник_Евгений)
истина или правда?

Согласно Новому Завету, спасение от вечного наказания возможно только Божьей благодатью. Своими собственными силами человек не может добиться спасения. Это - истина, данная нам в Откровении. Насколько близки к ней различные представления о том, кого Бог спасет, а кого нет - мы узнаем в конце земной истории. Там станет известно и о том, кто из богословов изрекал правду, а кто пребывал в заблуждении.

Quote (священник_Евгений)
И в-третьих: разве учение об апокатастасисе и "оптимистическое" богословие - это разве в общем и целом не одно и то же?

Думаю, что не одно и то же. Хотя бы тому, что апокатастасис подразумевает восстановление всякой твари, включая падших ангелов с их главой.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
КсенияДата: Пятница, 07.10.2011, 14:59 | Сообщение # 109
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
О таковых пусть молятся их сродники в своих келейных молитвах, в которых, как известно, можно даже самоубийц поминать.

"Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.
Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:

Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.
Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…
В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».
Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.
И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки".


Quote (священник_Евгений)
Шёл человек на пляж, зашёл мимоходом в Свято-Владимирский собор в Херсонесе, вспомнил про своего беспутного соседа (драчуна и пьяницу), подал на всякий случай записку о его здравии (а вдруг поможет), и тут же (вернее, после прочтения этой записки батюшкой) этот драчун и пьяница был помилован Господом. Как всё просто...
Что же Вы так плохо думаете о благоразумном разбойнике?...

Ситуации не похожи одна на другую. И все же…
Я не думаю плохо о разбойнике, я думаю хорошо о Господе. Действительно, искренне ли было покаяние разбойника, припертого к стенке перед лицом неотвратимой смерти? Произошло ли бы оно, не окажись он в такой отчаянной ситуации? Вымучена, выстрадана ли была им его вера? Скорее всего, на все эти вопросы один ответ: «нет». Это Господь в утешение всем нам показал, как велика Его любовь и всепрощение. Показал, что Царствие Небесное могут наследовать даже те, кто казалось бы, давно погиб. Было бы лишь движение души к покаянию. Причем, войти туда впереди всех праведников.

Quote (священник_Евгений)
Не лишает ли человека такое понимание смысла адских страданий ответственности за проживаемую земную жизнь? Зачем напрягаться, подвизаться, стараться блюсти свою душу в чистоте, противостоять бесовским полчищам, всеми силами старающимся от этой чистоты человека избавить?

Вы же знаете, что Господа нельзя обмануть.

Quote (священник_Евгений)
Ешь, пей, веселись, греши всласть - всё равно рано или поздно, после очищения в аду, окажешься в стаде Господнем и в вечной жизни с Ним...

Не будет этого. Душа, осознающая, что грешит, и бегущая покаяния, не окажется в стаде Господнем и в вечной жизни с Ним никогда.

Quote (священник_Евгений)
одинокий подвижник, десятилетиями живущий в какой-нибудь пещере на труднодоступном афонском склоне и никого не кормящий, никого не посещающий, никого не одевающий и, соответственно, не исполняющий слов Господа нашего Иисуса Христа (Мф.25,31-46) - он, получается, шансов на наследование вечной жизни с Богом не имеет?

Разве он своей молитвой не кормит, не посещает и не одевает весь мир?


Сообщение отредактировал Ксения - Пятница, 07.10.2011, 14:29
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 07.10.2011, 17:42 | Сообщение # 110
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Насколько близки к ней различные представления о том, кого Бог спасет, а кого нет - мы узнаем в конце земной истории. Там станет известно и о том, кто из богословов изрекал правду, а кто пребывал в заблуждении

Что же - подождём...

Quote (Виталий)
Думаю, что не одно и то же. Хотя бы тому, что апокатастасис подразумевает восстановление всякой твари, включая падших ангелов с их главой

А что, "богословы-оптимисты" разве это отрицают?

Quote (Ксения)
«Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго»

Ознакомьте, пожалуйста, с текстом этого чина.

Quote (Ксения)
...искренне ли было покаяние разбойника, припертого к стенке перед лицом неотвратимой смерти? Произошло ли бы оно, не окажись он в такой отчаянной ситуации? Вымучена, выстрадана ли была им его вера? Скорее всего, на все эти вопросы один ответ: «нет»

Как можно без этой искренности, без этих вымученности и выстраданности (так, "на всякий случай - а вдруг поможет") получить всепрощение, непонятно. Вы же сами знаете, что Господа нельзя обмануть...

Quote (Ксения)
Не будет этого. Душа, осознающая, что грешит, и бегущая покаяния, не окажется в стаде Господнем и в вечной жизни с Ним никогда

Каннибал, который убивает и кушает людей, осознаёт, что он грешит, или его совесть ему подсказывает, что всё, им производимое - в порядке вещей?

Quote (Ксения)
Разве он своей молитвой не кормит, не посещает и не одевает весь мир?

Кормит и одевает весь мир по неизреченной Своей милости Сам Господь, Который "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5,45). Молитвы подвижников в этом смысле не могут ничего ни прибавить, ни убавить. Своей молитвой и выражающейся в ней любовью ко всему грешному миру подвижник приближается к своему собственному спасению.


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 07.10.2011, 19:57 | Сообщение # 111
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
А что, "богословы-оптимисты" разве это отрицают?

Современные православные "оптимистические" богословы эту тему не поднимают.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 07.10.2011, 20:03 | Сообщение # 112
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Современные православные "оптимистические" богословы эту тему не поднимают

При признании всеобщего спасения людей спасение падших ангелов и их главы должно подразумеваться как само собой разумеющееся. На какой-либо иной вывод любой уважающий себя и законы логики мыслитель вряд ли решится (пусть даже такой вывод и не будет высказываться вслух).


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 07.10.2011, 21:49 | Сообщение # 113
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
При признании всеобщего спасения людей спасение падших ангелов и их главы должно подразумеваться как само собой разумеющееся. На какой-либо иной вывод любой уважающий себя и законы логики мыслитель вряд ли решится

Батюшка, мне, честно говоря, все равно, что будет с падшими ангелами после Страшного Суда... К моему спасению это не имеет никакого отношения. Не знаю как Вы, а я совершенно искренне повторяю за священником: ".. от них же первый есмь аз..", совершенно точно зная - своими усилиями я не спасусь... И уж тем более, мне совершенно не хочется домысливать за "оптимистических" богословов относительно того, что они там недоговаривают...


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 07.10.2011, 22:08 | Сообщение # 114
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
И уж тем более, мне совершенно не хочется домысливать за "оптимистических" богословов относительно того, что они там недоговаривают...

Виталий Васильевич, я Вас об этом и не прошу... smile


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 07.10.2011, 23:52 | Сообщение # 115
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Виталий Васильевич, я Вас об этом и не прошу...

Батюшка, поскорее возвращайтесь в Севастополь... Нам не хватает Вашего присутствия здесь... Будем спасаться вместе smile


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 08.10.2011, 07:01 | Сообщение # 116
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Батюшка, поскорее возвращайтесь в Севастополь... Нам не хватает Вашего присутствия здесь...

Я и вне Севастополя - с вами... smile


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Воскресенье, 09.10.2011, 12:03 | Сообщение # 117
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Ознакомьте, пожалуйста, с текстом этого чина.


"Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года
Предисловие
Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.
Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников
живот свой самовольне скончавшаго


Благословен Бог наш:
Трисвятое по Отче наш:
Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.
Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:
Слава: Господи, помилуй нас:
И ныне: Милосердия двери:
Псалом 50-й.
И абие антифон, глас 3:
Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).
Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).
Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!
Слава:
Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).
И ныне:
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Господу помолимся.
Господи, помилуй.
Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Премудрость.
Пресвятая Богородице спаси нас.
Честнейшую Херувим:
Именем Господним благослови, отче.
Обычный (малый) отпуст.
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
"

Добавлено (09.10.2011, 11:46)
---------------------------------------------

Quote (священник_Евгений)
Как можно без этой искренности, без этих вымученности и выстраданности (так, "на всякий случай - а вдруг поможет") получить всепрощение, непонятно. Вы же сами знаете, что Господа нельзя обмануть...

Никто и не говорит, что Он обманулся.
Эта история ясно подчеркивает: У Господа обреченных на вечные муки людей нет! Ваша мысль о том, что в этом заключается трагизм человеческой истории неверна...

Добавлено (09.10.2011, 12:03)
---------------------------------------------

Quote (священник_Евгений)
Каннибал, который убивает и кушает людей, осознаёт, что он грешит, или его совесть ему подсказывает, что всё, им производимое - в порядке вещей?

Нет, я думаю, что каннибалы не осознают, что совершают грех.

Quote (священник_Евгений)
Кормит и одевает весь мир по неизреченной Своей милости Сам Господь. Молитвы подвижников в этом смысле не могут ничего ни прибавить, ни убавить. Своей молитвой и выражающейся в ней любовью ко всему грешному миру подвижник приближается к своему собственному спасению.

Не согласна. Многое может молитва праведника. Любовь ко всему грешному миру, которая заключается в молитве афонского подвижника - не пассивная, она действенная. Я слышала утверждение, что ради той молитвы, которая непрерывно творится на Афоне, Господь еще милует мир. И еще, конечно, мир жив Литургией, которая тоже - непрерывная молитва.
 
священник_ЕвгенийДата: Воскресенье, 09.10.2011, 14:28 | Сообщение # 118
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море. Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование. Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Заметьте - ни слова, которое можно было бы истолковать как церковную просьбу о самоубийце.

Quote (Ксения)
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя"

Так что просить о самоубийце можно только в келейной молитве. О чём я и говорил в сообщении № 98.

Quote (Ксения)
Эта история ясно подчеркивает: У Господа обреченных на вечные муки людей нет!

Эта история ясно подчёркивает только одно: вечных мук можно избежать только при условии искреннего, вымученного и выстраданного покаяния, а не в результате действий, совершаемых "так, на всякий случай - а вдруг поможет". И если Вы не допускаете, что в случае с распятым благоразумным разбойником Господь обманулся, то тем самым Вам необходимо признать и то, что покаяние этого разбойника было таковым, каким оно было описано в начале данного фрагмента, а не таковым, каким Вы его описывали в сообщении № 96 ("Я вспоминаю разбойника, который никогда в жизни не был праведником, а в самом ее конце, находясь перед лицом смерти, решил на всякий случай (а вдруг поможет) сказать Господу «Помяни меня во Царствии Твоем», и тут же был помилован Господом").

Quote (Ксения)
Ваша мысль о том, что в этом заключается трагизм человеческой истории, неверна...

А вот с этим выводом не торопитесь...

Quote (Ксения)
Нет, я думаю, что каннибалы не осознают, что совершают грех

Потому, что это существа, мало чем отличающиеся от человекообразных обезьян, которым совершаемое ими нельзя вменить в грех? Вспомним Ваше сообщение № 89: "Так, может, этих первобытных людей (и сегодняшних их потомков, ведущих подобный образ жизни и сейчас) и нельзя считать потомками Адама и Евы, а, значит, и нельзя говорить, что Господь предъявляет к ним те же требования по исполнению Своих заповедей, которые он предъявляет к человеку, как Своему образу и подобию?". А если обойтись без экстравагантных версий? Это всё-таки хоть и примитивные, но люди, и они достаточно неплохо разбираются в моральных вопросах добра и зла, проявляя по отношению к своим соплеменникам в той или иной степени добрые чувства, но воспринимая нападение на свои земли соседнего племени со всеми вытекающими отсюда последствиями как зло. И отвечая соседнему племени чаще всего тем же самым. Не думаю, что африканские каннибалы настолько тупы, чтобы, считая, что совершаемое соседним племенем по отношению к ним самим - это грех, не считать при этом, что то, что совершают сами каннибалы в ответ на агрессивные действия соседнего племени - это не грех. Они наверняка так не считают, а потому они и безответны перед лицом Божиим.

Quote (Ксения)
Не согласна. Многое может молитва праведника. Любовь ко всему грешному миру, которая заключается в молитве афонского подвижника - не пассивная, она действенная. Я слышала утверждение, что ради той молитвы, которая непрерывно творится на Афоне, Господь еще милует мир

Любовь Бога (Который Сам есть Любовь) к миру не зависит от того, молится о благосостоянии этого мира кто-то из людей или не молится. Повторяю: своей молитвой и той любовью к миру, которой эта молитва проникнута, подвижник спасает свою собственную душу.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Пятница, 14.10.2011, 20:01 | Сообщение # 119
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Любовь Бога (Который Сам есть Любовь) к миру не зависит от того, молится о благосостоянии этого мира кто-то из людей или не молится. Повторяю: своей молитвой и той любовью к миру, которой эта молитва проникнута, подвижник спасает свою собственную душу.

Хотелось бы получить более развернутое объяснение: что Вы имеете в виду?
Молитва подвижника не нужна миру, потому что любовь Бога к миру от молитвы не зависит. Зачем же тогда она нужна собственной душе подвижника? Ведь душа подвижника являет собой частицу этого самого мира?
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 17.10.2011, 11:19 | Сообщение # 120
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
что Вы имеете в виду?

Любовь Бога к миру (в том числе и к человеку) не зависит от того, любит ли человек Бога или не любит, молится ли он Ему или нет. Бог есть Любовь, и любить Своё творение Он не перестанет ни при каких обстоятельствах, каким бы ни было поведение творения по отношению к Творцу (под творением в данном случае разумеется исключительно человек как существо разумное, а не всё творение как таковое, включая и неодушевлённый мир). Молитва нужна самому человеку по причине того, что он является образом Бога. Помимо данной статической реальности (образ Божий) в человеческом бытии есть ещё и динамический момент, его согласное изначальному замыслу Бога о человеке назначение, подразумевающее жизнь человека как движущую силу для реализации этого назначения как конечной и основной цели человеческого бытия. Данная реализация называется в святоотеческом богословии достижением подобия Богу. В достижении подобия Богу (обожении), иными словами - выходе из границ творения и причастия к Бесконечной Вечности - и заключается спасение человека, о котором во все времена твердила Православная Церковь (правда, не всегда достаточно внятно и убедительно). Возможно ли такое спасение без сознательных (или лучше сказать - осознанных) усилий самого человека, главным из которых является его молитва? Полагаю, что ответ на данный вопрос может быть только один - однозначно отрицательным.


Scio me nihil scire
 
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2025