Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Главное » Вопросы священнику » Покаяние-изменение ума или ежедневный молитвенный труд?
Покаяние-изменение ума или ежедневный молитвенный труд?
КсенияДата: Среда, 31.08.2011, 17:42 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Вспоминая наш разговор, батюшка, постаралась почитать что-то на эту тему, но нигде не нашла объяснения: существует ли в богословии различие между этими двумя видами покаяния. Разговор начинается со следующего определения: "Покаяние - это начало христианской новой жизни или христианского нового бытия, бытия во Христе", которое вполне подходит к переводу с греческого слова "метанойя". А потом, плавно разговор переходит к тому, что "... И раз Спаситель сказал, что надо каяться, даже если мы не чувствуем в себе потребности покаяния, то мы должны Ему верить, что действительно нам надо каяться. И на самом деле, великие святые чем больше приближались к Богу, тем сильнее чувствовали потребность покаяния, поскольку чувствовали глубину падения человека". То есть тут уже покаяние - не как нечто глобальное, то, что полностью изменило жизнь (можно, наверное, сказать - чудо), а то, что составляет ежедневную основу христианской жизни.
http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/evtich_pokaianie.htm
Так искать разницу или нет, как Вы думаете?
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 31.08.2011, 19:33 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Так искать разницу или нет, как Вы думаете?

Покаяние - это изменение ума, изменение образа жизни. Греховные отклонения ума (а вслед за ним и тела) от этого нового, христианского образа жизни, конечно же, возможны, и возвращение на истинный путь после этих отклонений (отпадений) совершается при помощи раскаяния (исповеди). А сколько таких святых, которые однажды изменив свой ум, встали на истинный путь, ведущий к Вечной Жизни, и уже ни разу после этого с него не сошли (и у них были свои прегрешения, естественно, но возврата к прежней, предшествующей покаянию, жизни у них не было)?...
Я считаю, что покаяние происходит раз и навсегда (во всяком случае так должно быть) - дальнейшая же борьба на путях христианского совершенствования сопровождается раскаянием в тех грехах (скорее - прегрешениях), которые человек после совершившегося покаяния по немощи своей то и дело допускает. Итак, рекомендую подумать над разницей в двух словах - покаяние и раскаяние. Вполне возможно, что в греческом языке и для второго слова есть соответствующий эквивалент (так же, как он существует и для первого).


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 01.09.2011, 15:51 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
А мне почему-то хочется поставить второе слово впереди. Все начинается с раскаяния. Хотя в вышепреведенной статье утверждается, что слово это не имеет духовного смысла, но я думаю оно может иметь разные смыслы в зависимости от того, о чем идет речь. Как, в одном случае, раскаявшись, человек просто отменяет поездку, так, в другом случае, раскаявшись, он отменяет свой прежний образ жизни. Так и Господь раскаялся о том, что создал человека, и с этой минуты уже все стало не так, как было задумано Им изначально.
А покаяние – это та кропотливая работа по перемене ума. Ум не так просто изменить и это не происходит сразу, одним махом и навсегда, а ежедневная работа, сопровождающаяся падениями и обретениями, в течение всей человеческой жизни, которая людям, стремящимся к святости, присуща, как никому другому.
А? Как Вы думаете?
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 01.09.2011, 16:10 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Как Вы думаете?

Читайте сообщение № 2. Хочу только добавить по поводу:
Quote (Ксения)
Господь раскаялся о том, что создал человека, и с этой минуты уже все стало не так, как было задумано Им изначально

Замысел Божий относительно человека неизменен. То, что человек не живёт (в подавляющей своей массе во все времена) по замыслу Бога, означает только одно: он просто не хочет ( по разным причинам) жить по замыслу Бога. И это вовсе не означает того, что человек живёт неправильно потому, что Бог изменил закон его существования на заведомо более несовершенных условиях.


Scio me nihil scire
 
АрсеньевДата: Четверг, 01.09.2011, 21:51 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 262
Статус: Offline
Покаяние - возрождение от греха; сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.

Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всясвятой волей Бога.

Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов.

Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другой. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.

Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или подвижничеством. В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.

Для отпущения содеянных грехов Церковью установлено особое таинство исповеди, требующего искреннего раскаяния человека в совершенном грехе и решимости не повторять его с помощью Бога.


http://azbyka.ru/dictionary/15/pokayanie-all.shtml

Исходя из определений "покаяния" этого православного ресурса, можно сделать вывод, что:
В широком смысле покаяние - это умоперемена, заключающаяся в фундаментальном решительном изменении направления с произвольно-греховного на устремленное к Богу.
То есть этот процесс одноразовый.
Но в то же время есть понятие "покаяния" в смысле покаянного подвига, включающего в себя в том числе и ежедневный молитвенный труд. Этот подвиг дело всей жизни христианина.
Раскаяние же в конкретных совершенных грехах приносится в Таинстве Исповеди (оно же Таинство Покаяния).

Что скажете, батюшка? Поправьте, если не так.

Очень хорошо этот процесс раскрыл митрополит Антоний Сурожский в своей книге "Быть христианином" .
http://www.duhovnik.ru/main/ispoved?id=161
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 01.09.2011, 22:09 | Сообщение # 6
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Арсеньев)
Что скажете, батюшка? Поправьте, если не так

Да вроде всё так. Единственно, я дело всей жизни человека после покаяния назвал бы христианским совершенствованием.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Пятница, 02.09.2011, 13:46 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Да вроде всё так. Единственно, я дело всей жизни человека после покаяния назвал бы христианским совершенствованием.

Как-то по-протестантски у Вас звучит это...
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 02.09.2011, 14:07 | Сообщение # 8
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Как-то по-протестантски у Вас звучит это...

Ксения, учитесь скрывать своё раздражение! wink

Quote (священник_Евгений)
я дело всей жизни человека после покаяния назвал бы христианским совершенствованием

И чем же Вам, православной христианке, такая формулировка не нравится?


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Пятница, 02.09.2011, 17:20 | Сообщение # 9
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Ксения, учитесь скрывать своё раздражение!

Прошу прощения, Вам показалось.

Quote (священник_Евгений)
Я считаю, что покаяние происходит раз и навсегда (во всяком случае так должно быть) - дальнейшая же борьба на путях христианского совершенствования сопровождается раскаянием в тех грехах (скорее - прегрешениях), которые человек после совершившегося покаяния по немощи своей то и дело допускает.

Почему все грехи, которые человек совершает, уже покаявшись и встав на путь христианской жизни, Вы называете малыми прегрешениями? А если это вновь грехи тяжкие? Как правильно подразделить человеческие поступки на грехи, после которых вновь требуется покаяние, и на прегрешения? Например: блуд - грех? Нужно покаяние. А ежедневная гордыня - неужели грех меньший, и глобального покаяния не нужно? А как же высказывания святых отцов о том, что мелкий грех изжить гораздо сложнее, чем грех большой, что для этого требуется гораздо больше усилий в течение жизни, и что основное, что уводит нас от Бога - это именно грех мелкий? (О.Иоанн Шаховской, "Апокалипсис мелкого греха").
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 02.09.2011, 17:49 | Сообщение # 10
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Почему все грехи, которые человек совершает, уже покаявшись и встав на путь христианской жизни, Вы называете малыми прегрешениями? А если это вновь грехи тяжкие?

Всё же очень просто: покаяние может быть напускным и поверхностным, не затрагивающим сердечных глубин (собственно, это и покаянием-то назвать по большому счёту нельзя), а может быть истинным, после которого человек действительно коренным образом меняет свою жизнь, не допуская при этом совершения тех смертных грехов, которые предшествовали такому покаянию. Пример истинного покаяния: преподобная Мария Египетская. За примерами покаяния поверхностного далеко ходить не нужно - они сплошь и рядом.

Quote (Ксения)
Как правильно подразделить человеческие поступки на грехи, после которых вновь требуется покаяние, и на прегрешения?

Если покаяние произошло по-настоящему, то тяжких грехов после этого принципиально не должно быть. Иначе что это за "перемена ума", если ничего по сути не изменилось? Но даже после истинной перемены ума возможны по немощи какие-то прегрешения, которые врачуются раскаянием. Покаяние - это начал начал, раскаяние - то, чем сопровождается процесс христианского совершенствования. "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5,48). Или эта фраза Вам также покажется протестантской?...

Quote (Ксения)
А как же высказывания святых отцов о том, что мелкий грех изжить гораздо сложнее, чем грех большой, что для этого требуется гораздо больше усилий в течение жизни, и что основное, что уводит нас от Бога - это именно грех мелкий? (О.Иоанн Шаховской, "Апокалипсис мелкого греха")

Во-первых, о. Иоанн Шаховской - не святой Отец. Во-вторых, я полностью с отцом Иоанном здесь согласен - изживание мелкого греха требует гораздо больших усилий в течение жизни, и называется такое изживание не иначе, как "христианское совершенствование".


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 02.09.2011, 20:31 | Сообщение # 11
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
о-первых, о. Иоанн Шаховской - не святой Отец.

Позвольте высказать свое мнение. Дело в том, что слово «святой» имеет несколько значений. Первое, общепризнанное - означает победу над грехом, верность в своих действиях нравственному закону, ненависть ко злу и любовь только к добру. А во-вторых - выделенность из мира для особого религиозного служения (духовенство) или употребления (просфора, святая вода, святое дело и т.д. И если воду мы называем святой (гречески "агиос"), то уж и к священнослужителю, не говоря об архиепископе, в данном смысле этот термин вполне применим. И хотя в нашей Церкви это обращение не общепринято, не распространено, но и не запрещено.
Кроме этого, утверждение, о том мелкий грех изжить гораздо сложнее, чем грех большой, не частное мнение владыки Иоанна. Это убеждение и подвижников, чья святость в первом смысле это слова закреплена актом канонизации. В частности, в книге, на которую ссылается Ксения, приводится широко известный пример с праведным Антонием Муромским, которому пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно свидетельствовала о своей непричастности ни к каким большим грехам.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 02.09.2011, 21:53 | Сообщение # 12
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Дело в том, что слово «святой» имеет несколько значений

В Православии выражение "святой Отец" традиционно понимается в первом упомянутом Вами смысле.

Quote (Виталий)
хотя в нашей Церкви это обращение не общепринято, не распространено, но и не запрещено

Церковный этикет такое обращение не одобряет. А насчёт запрещения - как, интересно, можно запретить абсолютно не имеющему никакого представления о православной церковной жизни человеку называть священника по-католически - "святым отцом"? Его можно только поправить...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 02.09.2011, 22:26 | Сообщение # 13
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
В Православии выражение "святой Отец" традиционно понимается в первом упомянутом Вами смысле

Понимается может чаще и в первом смысле (разумеется, на обыденном уровне, а не на богословском, где есть четкое понимание, что арамейское "кадош" и греческое "агиос" в Библии, да и в Церкви до V века применялось и понималось именно во втором смысле), да и используется в практике нашей Церкви все-таки понятие "святой" нередко именно как "отделенный" от мира, не принадлежащий не миру, но Богу. Начиная с Символа веры.

Quote (священник_Евгений)
как, интересно, можно запретить абсолютно не имеющему никакого представления о православной церковной жизни человеку называть священника

Батюшка, а зачем все-таки так хлестко и жестко! Для воспитания смирения что-ли?


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 02.09.2011, 22:37 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Батюшка, а зачем все-таки так хлестко и жестко! Для воспитания смирения что-ли?

А Вы что, на свой счёт восприняли мои слова? sad Что-то я не припомню, когда бы Вы меня "святым отцом" величали... smile
Мои слова касались людей, действительно не имеющих абсолютно никакого представления о православной церковной жизни. Таких, например, с какими мне на днях довелось встретиться в херсонесском соборе.
Подошли ко мне как-то раз после службы две женщины и говорят:
- Святой отец (sic!), Вы не могли бы освятить нам мак?
- Что?
- Мак.
- А зачем?
- Ну как, недавно же в Церкви был маковей.
- sad ...

Пришлось им и про Маккавеев, и про святых отцов немного подрассказать...

Quote (Виталий)
не принадлежащий не миру, но Богу

Богу вообще-то всё принадлежит.


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 02.09.2011, 22:49 | Сообщение # 15
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
А Вы что, на свой счёт восприняли мои слова?

Батюшка, я лично святыми наших отцов никогда не именовал (хотя не считаю это определение неверным только потому, что его используют католики). Но уважаемые мной люди, в чьем православии я не сомневаюсь, да и грамотность богословская у них присутствует, это выражение применяют. А если я не способен обижаться, то боюсь, что другие могут smile Кстати, я буду огорчен, если VAV уйдет, все-таки с винегретом не он начал cry


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
Форум » Главное » Вопросы священнику » Покаяние-изменение ума или ежедневный молитвенный труд?
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024