Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 5 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Покаяние-изменение ума или ежедневный молитвенный труд?
священник_ЕвгенийДата: Среда, 14.09.2011, 13:11 | Сообщение # 61
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
гордость - сущность, тщеславие - ее ипостась

Но ипостась не есть сущность. Равно, как и наоборот.


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Среда, 14.09.2011, 13:53 | Сообщение # 62
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Но ипостась не есть сущность. Равно, как и наоборот.

Совершенно справедливо. Так же, как не одно и тоже содержание и форма. И наоборот umnik


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 14.09.2011, 14:07 | Сообщение # 63
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
umnik

Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Среда, 28.09.2011, 16:25 | Сообщение # 64
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
1) гордый человек довольно часто ищет не суетной и мимолётной (тщетной) славы, а вполне реальной и осязаемой в течение долгого времени и в достаточно больших масштабах

Не считаете ли Вы, что любая слава, приобретаемая человеком здесь на земле – тщетна, является ли она суетной и мимолетной или реальной и осязаемой, в больших масштабах, ибо и так называемая реальность и осязаемость и масштабы славы здесь в мирском понимании, пред очами Божиими – тщетность, суета и пустяк? Истинная слава – иное.

Quote (священник_Евгений)
2) гордый человек может оказаться настолько гордым, что ему наплевать на всех и на вся, в том числе и на славу ("зачем мне нужна слава и восхваление от тех, кто и ногтя на мизинце моей ноги не достоин?").

Не является ли описываемое Вами проявление гордыни крайней степенью тщеславия? «От тех, кто и ногтя на мизинце моей ноги не достоин» - налицо она. Именно о таком, тайном тщеславии и говорит Лествичник. В описываемых им случаях вроде бы явно он не требует себе славы, но самому себе кажется совершенством. Именно такое, тайное тщеславие и можно поставить тождественным человеческой гордыне. Девизом любой гордыни, как и тщеславия можно поставить: «Хочу быть «как боги, знающие добро и зло»» (Бытия, глава 3 (4)).


Сообщение отредактировал Ксения - Среда, 28.09.2011, 16:26
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 28.09.2011, 22:31 | Сообщение # 65
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Не считаете ли Вы, что любая слава, приобретаемая человеком здесь на земле – тщетна?...Истинная слава – иное

Что любая - не считаю, хотя бы потому, что бывает слава истинная. Многие святые ещё при своей земной жизни имели славу от людей, причём не только имеющую болезненные и не совсем адекватные черты, но и спокойную и благодарную. Правда, святые от людской славы (какой бы она ни была) активно бегали, но при всём при том лучшие проявления славы от людей были отражением и небесной славы, которую имеют святые в Вечности.

Quote (Ксения)
Не является ли описываемое Вами проявление гордыни крайней степенью тщеславия?...Именно о таком, тайном тщеславии и говорит Лествичник

Я Вас не совсем понял. Из Ваших слов следует, что тайное тщеславие - это крайнее тщеславие? sad


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 29.09.2011, 15:01 | Сообщение # 66
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Что любая - не считаю, хотя бы потому, что бывает слава истинная. Многие святые ещё при своей земной жизни имели славу от людей, причём не только имеющую болезненные и не совсем адекватные черты, но и спокойную и благодарную.

Мы же говорим с Вами о тщеславии. То есть о славе, которая тщетна, а тщетна любая слава, которую сам человек хочет, стремится к ней и осознает ее, не так ли?

Quote (священник_Евгений)
Правда, святые от людской славы (какой бы она ни была) активно бегали, но при всём при том лучшие проявления славы от людей были отражением и небесной славы, которую имеют святые в Вечности.

Именно так, потому что как только перестали бы активно бегать, слава их сразу же превратилась бы в тщеславие.
Эти Ваши слова и говорят о том, что слава, которую эти люди имели – не является тщеславием, они искренне считали себя худшими из худших. Прославлял их Господь, причем незаметно для них самих (по их собственному смирению).

Quote (священник_Евгений)
Я Вас не совсем понял. Из Ваших слов следует, что тайное тщеславие - это крайнее тщеславие?

Крайнее тщеславие – максимальное противопоставление себя остальным людям (мизинца моего не стоят). А все тайное неизбежно становится явным. Вся проблема в том, (о которой плачет Иоанн Лествичник), что малейшие добродетели в грешной душе рождают тщеславие. Которое сначала – тайное, а потом, как и все, становится явным. Как у того монаха, который прослыл самым смиренным, а когда у него спросили, как он достиг такого духовного совершенства, ответил, что все остальные настолько недостойны его, что он не дает себе труда даже общаться с ними...
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 30.09.2011, 11:16 | Сообщение # 67
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Мы же говорим с Вами о тщеславии. То есть о славе, которая тщетна, а тщетна любая слава, которую сам человек хочет, стремится к ней и осознает ее, не так ли?

В сообщении № 64 Вы этого уточнения не делали:
Quote (Ксения)
любая слава, приобретаемая человеком здесь на земле – тщетна


Quote (Ксения)
как только перестали бы активно бегать, слава их сразу же превратилась бы в тщеславие

Присной памяти архимандрит Иоанн (Крестьянкин), например, от людской славы и любви никуда из Псково-Печерского монастыря не бегал, а оставался в своей келье до последнего издыхания, также почти до последнего принимая в ней страждущих и обремененных. Очевидцы его пастырского подвига свидетельствуют, что и тени тщеславия не было в его поведении.

Quote (Ксения)
малейшие добродетели в грешной душе рождают тщеславие

Явное обобщение.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Суббота, 01.10.2011, 17:55 | Сообщение # 68
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Присной памяти архимандрит Иоанн (Крестьянкин), например, от людской славы и любви никуда из Псково-Печерского монастыря не бегал, а оставался в своей келье до последнего издыхания, также почти до последнего принимая в ней страждущих и обремененных. Очевидцы его пастырского подвига свидетельствуют, что и тени тщеславия не было в его поведении.

Если не бегал ногами, то это не значит, что не бегал душой и сознанием. Неужели Вы думаете, что принимая в своей келье духовных чад, он противопоставлял себя им, осознавал себя лучше и праведнее их?
А что такое принимать страждущих и обремененных? Может быть лишь ощущать тяжкую ответственность пред Господом за судьбы людей, Его волею преданных в твои руки?
А что Вы скажете в таком случае о преподобном Серафиме, называющим себя «убогий»? Может быть тоже лишь монашеское смиреннословие?

Quote (священник_Евгений)
В сообщении № 64 Вы этого уточнения не делали:

Я считаю, что истинная слава – только от Господа. Ложная, тщетная слава – от людей ("Не надейтесь на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения (Пс.145:3)).
Человеку видна та слава, которую воздают ему люди, поэтому стремиться тщеславный человек может только к ней. Господь воздает свою славу только смиренному человеку, который если и заметит, то не ее, а ответственность, которую наложит на него эта слава.

Quote (священник_Евгений)
Явное обобщение.

Обобщение? Ну что же. Может быть. Сужу по себе, и нестроения, высказанные Иоанном Лествичником знакомы мне не понаслышке.

А вот строки из книги протоиерея Сергея Филимонова «Борьба со страстями».
http://azbyka.ru/diction....l.shtml
"Страсть тщеславия очень страшна, потому что она как гниль, как ржа, как плесень паразитирует на всех добродетелях человеческих. В череде благочестивых помыслов обычно всегда идет обязательно и тщеславный помысел. Я подчеркиваю: обычно всегда. Если вы не обращали на это внимания, значит были пока невнимательны. Этот тщеславный помысел всегда идет от дьявола. Дьявол хочет, чтобы мы потеряли то доброе дело, которое собираемся сделать. Жертвуем ли мы на храм, шьем ли мы облачение, пишем ли мы иконы, поем ли мы, подаем ли милостыню, — он посылает тщеславный помысел".


Сообщение отредактировал Ксения - Суббота, 01.10.2011, 17:56
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 01.10.2011, 19:42 | Сообщение # 69
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Ложная, тщетная слава – от людей

Исходя из Ваших слов, получается, что та людская любовь и то почитание (иными словами - слава), которыми был закономерно окружён любвеобильный батюшка Иоанн (Крестьянкин) - это ложь и тщета?


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Воскресенье, 02.10.2011, 13:33 | Сообщение # 70
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Исходя из Ваших слов, получается, что та людская любовь и то почитание (иными словами - слава), которыми был закономерно окружён любвеобильный батюшка Иоанн (Крестьянкин) - это ложь и тщета?

Чтобы увидеть, тщетны ли людские любовь и почитание, можно посмотреть, как они воздействуют на незащищенную духовным деланием душу. Например, на душу какого-нибудь эстрадного артиста.
Если о.Иоанн успешно отражал тщеславные помыслы, мешавшие ему упражняться в смирении, и в поведении его не было тени тщеславия (хотя я уверена, что и людские и любовь и почитание мешали ему), то явно видно, что неискушенному человеку нравятся и любовь и почитание, и он бывает побежден тщеславием, оно проглядывает и в позе, и в словах, и в поведении – во всем.

"Есть еще один тонкий вид гордости, очень опасный для нашей души, — это тщеславие. Тщеславие силится извратить всякое наше дело так, чтобы оно было не во славу Божию, а для своей славы и человекоугодия. Тщеславие влечет и жаждет похвалы человеческой и славы.
Даже в пороках стараемся послужить тщеславию! Вот как далеки мы от нищеты духовной, далеки от смиренных сердцем...
"
О.Иоанн Крестьянкин. Опыт построения исповеди.


Сообщение отредактировал Ксения - Воскресенье, 02.10.2011, 13:35
 
священник_ЕвгенийДата: Воскресенье, 02.10.2011, 18:48 | Сообщение # 71
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Чтобы увидеть, тщетны ли людские любовь и почитание, можно посмотреть, как они воздействуют на незащищенную духовным деланием душу. Например, на душу какого-нибудь эстрадного артиста

Вами совершены 2 логические ошибки: 1) Вы сравниваете и ставите в один ряд христианскую любовь и почитание духовными чадами духовного отца и страстную любовь фанатов к кумиру; 2) на основании этого сравнения Вы делаете вывод о суетности и тщетности любви одних православных христиан к другим.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Пятница, 07.10.2011, 14:16 | Сообщение # 72
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Вами совершены 2 логические ошибки: 1) Вы сравниваете и ставите в один ряд христианскую любовь и почитание духовными чадами духовного отца и страстную любовь фанатов к кумиру; 2) на основании этого сравнения Вы делаете вывод о суетности и тщетности любви одних православных христиан к другим.

Думаю, что взаимоотношения духовных отца и его чад можно сравнить с взаимоотношениями отца и детей кровных в лучших их проявлениях. Это взаимоотношения открытости, любви, взаимопомощи, послушания.
Могут ли быть названы такое отношение детей к отцу славой? Думаю, что нет.
Человеческая же слава никогда не лишена страстности. Истоки у нее могут быть разными, и духовными тоже, но проявление у нее всегда одинаковое. Вспомните недавние «гастроли» отца Артемия Владимирова.


Сообщение отредактировал Ксения - Пятница, 07.10.2011, 14:16
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 07.10.2011, 17:03 | Сообщение # 73
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Могут ли быть названы такое отношение детей к отцу славой?

Если учесть, что кроме близких духовных чад у того же отца Иоанна было великое множество почитателей, ни разу его в глаза не видевших, но, как минимум, читавших его проповеди, и то, что под славой подразумеваются не что иное, как известность и почитание - то да.

Quote (Ксения)
Вспомните недавние «гастроли» отца Артемия Владимирова

Помню только, как мне довелось с ним послужить однажды совместную Литургию. На все остальные мероприятия с участием отца Артемия я не попал. Поделитесь впечатлениями! В интересующем нас контексте...


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Воскресенье, 09.10.2011, 11:25 | Сообщение # 74
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Если учесть, что кроме близких духовных чад у того же отца Иоанна было великое множество почитателей, ни разу его в глаза не видевших, но, как минимум, читавших его проповеди, и то, что под славой подразумеваются не что иное, как известность и почитание - то да.

Ну да, у отца Иоанна Кронштадтского тоже были почитатели. Даже секту создали - "Иоаннитки".


Сообщение отредактировал Ксения - Воскресенье, 09.10.2011, 12:16
 
священник_ЕвгенийДата: Воскресенье, 09.10.2011, 13:26 | Сообщение # 75
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Ну да, у отца Иоанна Кронштадтского тоже были почитатели. Даже секту создали - "Иоаннитки"

Было дело. И что? Факт наличия в мире больных людей вовсе не исключает того, что в мире существуют ещё и здоровые люди.


Scio me nihil scire
 
  • Страница 5 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024