Покаяние-изменение ума или ежедневный молитвенный труд?
|
|
священник_Евгений | Дата: Воскресенье, 13.01.2013, 22:56 | Сообщение # 76 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Рассуждения в тему. Главный редактор портала "Богослов. RU" протоиерей Павел Великанов о "нераскаянном покаянии": http://www.bogoslov.ru/text/3059834.html
Scio me nihil scire
|
|
| |
Ксения | Дата: Понедельник, 14.01.2013, 16:41 | Сообщение # 77 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Сама часто думаю над этим – как печально, если наступает время для человека, когда исповедь уже не вызывает никаких эмоций, а становится лишь механическим пропуском к Причастию. Мне кажется, что в этом случае – ни исповедь, ни Причастие уже не таинства, а более – привычка. Но автор в статье описывает вообще недопустимую ситуацию, когда человек исповедуется по чужой бумажке с грехами. Тем более это удивительно, когда речь идет об иконописцах, жизнь которых, по словам автора, сплошное делание, им вроде бы и исповедоваться почти не в чем. Такому человеку, в первую очередь, мне кажется, нужно исповедоваться в большой степени теплохладности. " Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч ; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... (Откр. 3:15) Все-таки, выписывая в 1001 раз в записочку одни и те же (но свои) грехи, нельзя не переживать хоть малую степень стыда и раскаяния и за них и за то, что опять ничего не сделал для их преодоления.
"Но стоит представить, что на каждой такой исповеди будет происходить настоящее покаяние – и мне становится просто страшно. Страшно прежде всего за психическое здоровье такого активного покаянного делателя."
Почему? Так и не поняла. А к чему тогда призывает автор?
Сообщение отредактировал Ксения - Понедельник, 14.01.2013, 16:47 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Понедельник, 14.01.2013, 20:16 | Сообщение # 78 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Цитата (Ксения) "Но стоит представить, что на каждой такой исповеди будет происходить настоящее покаяние – и мне становится просто страшно. Страшно прежде всего за психическое здоровье такого активного покаянного делателя." Почему? Так и не поняла. А к чему тогда призывает автор? В комментариях к статье автор поясняет свою мысль с помощью тезиса "исповедь перед причастием и покаяние в прямом смысле слова - это не одно и то же". Покаяние в прямом смысле слова отец Павел сравнивает с капитальной реконструкцией жилого помещения, которую для целостности самого помещения лучше всего проводить раз и навсегда ("покаяние полноценное предполагает именно обещание Богу больше такого никогда не повторять"), а исповедь перед причастием, по мысли автора - это просто открытие состояния души духовнику ("дом ... нуждается в постоянном уходе: и полы мыть надо, и мусор выносить, и лампочки перегоревшие не забывать заменять"). Мы, кстати, уже об этом говорили, помните? Покаяние - это один раз и на всю оставшуюся жизнь или каждый раз перед Причастием?...
Scio me nihil scire
|
|
| |
Ксения | Дата: Вторник, 15.01.2013, 17:11 | Сообщение # 79 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Да, но и автор говорит, что при таком положении вещей в конечном итоге и возникают ситуации, когда люди вообще теряют понимание исповеди как таинства, и придают ей значение не больше, чем утренней гимнастике. Ведь и он выражает сожаление: «Дом только жалко, что так и стоит десятилетиями в каком-то однажды законсервированном состоянии» Наверное, все-таки, говоря о своем страхе, автор хочет сказать, что немощный человек в настоящее время – не готов, он не мог бы понести глубокой исповеди, глубокого покаяния слишком часто – раз или два раза в месяц. Но на самом деле, для того, чтобы речь могла идти о спасении - это необходимо, исповедь всегда должна быть духовным событием, а дом души всегда должен строиться и благоукрашаться.
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Вторник, 15.01.2013, 22:24 | Сообщение # 80 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Цитата (Ксения) понимание исповеди как таинства Мы уже вроде с Вами говорили о том, что Таинством является покаяние. Исповедь же - это рабочий процесс поддержания своей души в состоянии, покаянием однажды изменённом в лучшую сторону...
Scio me nihil scire
|
|
| |
Ксения | Дата: Пятница, 18.01.2013, 12:08 | Сообщение # 81 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Статья отца Андрея Ткачева: "Покаяние: дурная бесконечность или творческое озарение?"
http://www.pravmir.ru/pokayan....zarenie
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Пятница, 18.01.2013, 12:25 | Сообщение # 82 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Цитата (Ксения) Статья отца Андрея Ткачева: "Покаяние: дурная бесконечность или творческое озарение?" Что Вас в этой статье "зацепило" сильнее всего?
Scio me nihil scire
|
|
| |
Ксения | Дата: Пятница, 18.01.2013, 14:51 | Сообщение # 83 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| ,Признаюсь, статья зацепила. Очень талантливо, с большой любовью, с большой пастырской мудростью. Как хорошо: «Нет терпения, нет смирения, рассеянно молюсь, не имею любви к ближнему», — это уже не крики души, но словесные штампы, привычно кочующие из бумажки в бумажку, из исповеди в исповедь. Будучи сами по себе весьма серьезными диагнозами внутренней жизни, эти слова, как роса — солнечного тепла, боятся постоянных повторений. Они должны подразумеваться, но не имеют права повторяться раз за разом. Иначе происходит обесценивание смысла». Как часто сама чувствовала некое лукавство, пытаясь отделаться на исповеди этими общими фразами. И тут же выход: долой общие фразы. Говорить о конкретных ситуациях, возникающих у тебя из-за отсутствия этих добродетелей.
«Глубокое покаяние – редкое чудо и подарок». Это и Ваши мысли, это то, о чем мы говорили. Но единственное, я думала, что любое покаяние, если оно искреннее (без шаблонных фраз о гордости и смирении), можно назвать глубоким, даже если речь будет идти лишь о каких-то житейских, каждодневных грехах. И такое покаяние тоже - таинство… И еще, понравилась эта своеобразная шкала взаимоотношений между пастырем и исповедующимся человеком в зависимости от их духовного устроения.
Только вот единственно, у меня возник вопрос: «Вместо того, чтобы радоваться, что грехов особых у человека не было, а причаститься он хочет, мы буквально запугиваем людей и требуем, чтобы они все, как один, выдавали «на гора» тонны затаившейся грязи». – Будет ли способен человек, за которого постоянно радуются, что у него не было особых грехов, и поощряют его Причастие без особого покаяния, будет ли он способен вообще когда-нибудь на глубокое покаяние?
Сообщение отредактировал Ксения - Пятница, 18.01.2013, 14:56 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Понедельник, 21.01.2013, 00:55 | Сообщение # 84 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Цитата (Ксения) Будет ли способен человек, за которого постоянно радуются, что у него не было особых грехов, и поощряют его Причастие без особого покаяния, будет ли он способен вообще когда-нибудь на глубокое покаяние? Я думаю, что в данном случае всё зависит от степени опытности и духовной зоркости духовника. И, конечно же, от того, насколько тесно переплетены отношения на приходе - как прихожан между собой, так и настоятеля с прихожанами. Если все (по внешним проявлениям) друг у друга, как на ладони, то как скрыть друг от друга как свои достоинства, так и свои недостатки? И если у какого-нибудь прихожанина не было никаких особых грехов, то какой смысл священнику принуждать этого прихожанина к какому-то особому, как Вы выражаетесь, покаянию перед Причастием? И какой священник будет поощрять Причастие без исповеди тех грехов, которые никак не скроешь? Уж в приходской-то жизни точно. Да и те грехи, которые прихожанин совершает вне приходской жизни, какой смысл ему скрывать - если он серьёзно к своей духовной жизни относится? Есть грехи - исповедуйся, удалось тебе с Божьей помощью сохранить свою душу на какое-то время в чистоте - причащайся ради Бога. Задача духовника здесь - как можно более точно определить ту степень лукавства, которое в заявлении прихожанина об отсутствии у него грехов всё-таки может присутствовать. Опять же определить это с той или иной степенью успешности можно только при достаточно близком знакомстве священника с прихожанином. В этом случае, если прихожанин часто исповедуется и причащается, активно живёт церковной жизнью и не имеет на совести тяжких грехов, вполне можно довольствоваться краткой исповедью. Совсем краткой. Может быть, даже просто разрешительной молитвой...
Scio me nihil scire
|
|
| |
Ксения | Дата: Понедельник, 21.01.2013, 02:17 | Сообщение # 85 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Цитата (священник_Евгений) Я думаю, что в данном случае всё зависит от степени опытности и духовной зоркости духовника. Согласна с Вами в этом. Не зря и о.Андрей приводит варианты того, как будет складываться исповедь в зависимости от духовного устроения ее участников. И, можно сказать, что то, о чем он говорит дальше в статье, истинно, именно если духовник опытен и внимателен и ему есть дело до того, кого он исповедует. И Вы тоже подчеркиваете это. К сожалению, это не всегда так. По своему (не очень большому, но все же) опыту, могу сказать, что где бы ни приходилось исповедоваться до нашего прихода, мне не встречалось случая, чтобы кто-нибудь из отцов имел целью слишком углубляться в душу исповедуемого, тем более определять, лукавит он или нет.
Цитата (священник_Евгений) В этом случае, если прихожанин часто исповедуется и причащается, активно живёт церковной жизнью и не имеет на совести тяжких грехов, вполне можно довольствоваться краткой исповедью. Совсем краткой. Может быть, даже просто разрешительной молитвой... Не знаю, может и не права, но мне казалось, что если духовник опытен, он должен подтягивать до своего уровня и своего подопечного. Если на данный момент времени можно сказать, что человек практически безгрешен (или мало грешен) – исходя из его уровня духовного развития, то может быть нужно учить со временем более внимательно вглядываться в свою душу и не «выковыривать», а постепенно просто видеть более тонкие грехи, которых не может не быть, просто они раньше не были видны за слоем более грубых? Вот тогда-то и наступает настоящее глубокое покаяние. Ведь неспроста говорят, что если входит в церковную жизнь человек практически «безгрешным», а чем дальше, тем грехов больше имеет (то есть видит)… Если же не учить этому, то и духовного развития не будет, и очищения души не будет происходить – человек будет благодушно уверен (ну совсем, как эти иконописцы из статьи о.Павла), что его жизнь – сплошное делание, какие уж тут грехи…
Насчет же покаяния… Вот вы называете то, что происходит потом – христианским совершенствованием… А за счет чего происходит оно? Не за счет ли покаяния? Согласна, что сначала покаяние было глобальным, и человек на 180 градусов изменился, придя в церковь. Но ведь каждый очередной срыв - это откат туда, откуда пришел. А как можно вернуться к Богу? Не раскаявшись ли в том, что наделал? Пусть это будет уже не такое глобальное покаяние, как в первый раз, но все таки, покаяние же? Что такое исповедь? Это – рассказ. Рассказ о совершенном грехе. Но этот рассказ обязательно должен сопровождаться сожалением о соделанном (покаянием). Иначе – какой смысл?
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Вторник, 22.01.2013, 22:28 | Сообщение # 86 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| На мой взгляд, нужно различать покаяние-изменение ума и покаяние-сожаление...
Scio me nihil scire
|
|
| |
Ксения | Дата: Среда, 23.01.2013, 11:29 | Сообщение # 87 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Еще одна статья-отзыв. Отец Алексий Уминский «Исповедь: проходной билет ко Причастию»
http://www.pravmir.ru/ispoved-kak-proxodnoj-bilet-ko-prichastiyu/
Мне кажется, что во всех этих статьях говорится об исповеди как-то в отрыве от всей духовной жизни человека. А ведь то, как проходит исповедь, является свидетельством того, с каким духовным устроением человек заходит в храм, того, чем для него является литургия…Хочется привести цитату из другой статьи: "Литургия действительно должна быть центром жизни христианина. Но центр — он только тогда центр, когда вокруг него есть что-то еще, когда всё к центру обращено. Если люди живут какой-то совершенно обычной жизнью, но при этом у них есть литургия — никакой она не центр. Так, эпизод, пусть даже важный и нужный, но все-таки эпизод жизни по существу своей совершенно обыкновенной, нехристианской." Если литургия – центр жизни, значит и человек живет по заповеди «даждь Ми сердце твое, сыне», и исповедь будет живая. А все ситуации с чужими записками; с распечатанными на принтере грехами; с исповедью, как механическим пропуском ко Причастию и подобные им – свидетельство, что и сама литургия – не центр жизни для человека, и сама его жизнь - обыкновенная, нехристианская.
Сообщение отредактировал Ксения - Среда, 23.01.2013, 11:32 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Четверг, 24.01.2013, 20:43 | Сообщение # 88 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Сказано: "Раздай всё и иди за мной, если хочешь быть совершен". Алёша Карамазов: "Не могу я отдать вместо "всего" два рубля, а вместо "иди за мной" ходить лишь к обедне"...
Scio me nihil scire
|
|
| |