Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Церковное искусство » "Скоморох Памфалон" (Христианская притча)
"Скоморох Памфалон"
священник_ЕвгенийДата: Среда, 16.06.2010, 12:27 | Сообщение # 1
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
20 июня в 18.00 и 24 июня в 19.00 в СЦКиИ (ул. Ленина 25) Сергиево-Посадским драматическим театром – студией «Театральный Ковчег» будет показан спектакль по христианской притче Николая Лескова "СКОМОРОХ ПАМФАЛОН".
Стоимость билетов - от 15 до 40 грн. (малоимущим бесплатно)

Спектакль получил "Гран-при" за лучшую постановку на III-м православном театральном фестивале в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург, 2009).

Дополнительно про постановку можно прочесть по ссылке:

http://www.teatr-kovcheg.ru/repert/skomoroh.html


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 24.06.2010, 22:25 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Только что со спектакля. Хорошая постановка - мне понравилась. Артисты добротные, талантливые. Но они за Лескова не ответчики. А он-то палку явно перегнул, замысливая свою христианскую притчу, которая получилась насколько христианской, настолько же и антимонашеской (в духе Петра I). "Птицы должны жить в пещерах, а человек должен служить человеку"... Человек-то, конечно, должен служить человеку, но и если в пещерах будут жить одни только птицы, кто тогда будет молиться за весь мир чистой, необуреваемой никакими мирскими заботами молитвой? Кто тогда сможет сказать, что подвиг бесчисленных (кстати!) преподобных отцов, среди которых было великое множество отшельников, пустынников и пещерников, не был бессмысленным, более того - вводящим их в созерцание Нетварного Света, ещё при их земной жизни приобщавшего их к Вечности? То, что Лесков показал как невероятное достижение (возвращение Отшельника в мир для служения человечеству (так называемое социальное христианство)), настоящим исихастом, в безмолвии и уединении приближающимся к Богу, всегда расценивалось как падение и самое страшное наказание, какое только можно себе представить. Никто не будет спорить с тем, что и социальное христианство необходимо и полезно для души (как служащего, так и того, кому служат), но всему должно быть своё время, и восходить к Богу нужно от низших ступеней к высшим. К первым следует отнести как раз всё то, что связано со служением ближнему, а ко вторым - то, что связано с бытием, в той или иной степени отстранённым от жизни мира. Жизнь мира протекает во времени, христианин же призван к жизни в Вечности, для стяжания Которой всё-таки объективно необходимы достаточно специальные условия, которых и жаждали во все времена христианской истории искатели Вечности. Повторяю: всё, что касается духовной жизни и спасения человека, должно происходить в своё время - трудиться и служить ближнему необходимо, но и передаче эстафеты этого служения другим, идущим следом, и отстранению от этого делания в пользу жизни созерцательной тоже должен быть свой черёд. Зацикливаться на социальном христианстве, а тем более совершать такие деградационные шаги, какой выдал за образец Лесков в своей притче - дело, на мой взгляд, абсолютно недопустимое.
С интересом выслушаю мнения форумчан по данному вопросу, хотя все возможные дальнейшие рассуждения более достойны богословского раздела...


Scio me nihil scire
 
Lady_marmeladeДата: Четверг, 24.06.2010, 23:46 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 31
Статус: Offline
Отец Евгений, я с вами согласна))) Я бы только поменяла ключевую фразу спектакля на "и у самого падшего человека в груди бьется живое сердце".
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 24.06.2010, 23:48 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Lady_marmelade)
Я бы только поменяла ключевую фразу спектакля на "и у самого падшего человека в груди бьется живое сердце"

Фраза хорошая, но смысл притчи от смещения акцентов ключевых фраз не меняется.


Scio me nihil scire
 
BenderДата: Пятница, 25.06.2010, 00:49 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Спектакль понравился. Но, признаюсь, тоже не понравился легкий "антимонашеский" оттенок.
Отвечая на пост о. Евгения, всё же замечу, что у автора "монах" - все же не совсем монах, скорее "евангелист-оригенист", если можно так выразиться. Напомню вкратце - знатный богач Ермий, видя несправедливость государственного устройства и общее падение нравов, раздав имущество, и решив жить "...и делать, как показано в Евангелии", бежит из Константинополя в пустыню близ Едессы. Там находит столп, на котором и поселяется, проводя время в молитвах и чтении наизусть Оригена. И со временем начинает "понимать", что в мире не сталось "достойных вечности", кроме его самого. Далее, он слышит голос, который приказывает ему идти в Дамаск, искать некоего Памфалона, через которого Ермий избавляется от своего губительного самомнения.
Так что не думаю, что автор своим произведением выступил против монашества, но, тем не менее, "осадочек остался". Возможно, современники воспринимали эту пьесу более однозначно (1887 год).


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
АрсеньевДата: Пятница, 25.06.2010, 01:00 | Сообщение # 6
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 262
Статус: Offline
Спектакль не смотрел, но суть стала ясна.
Мое мнение. Кто-то призван служить Богу и людям монахом (отшельником или в киновии), кто-то священником, кто-то в миру, например, совершая в многодетных семьях подвиг воспитания в Православной Вере своих детей. Но главное, наверное ,не где ты служишь Богу, а как ты служишь. Главное, прежде всего - всегда быть христианином. Но настоящий монах - это "воин, который находится на передовой в борьбе с лукавым (не помню, кто сказал), и без монашества мир погиб бы.

Преподобный Силуан Афонский говорил: многие обвиняют монахов, что они даром едят хлеб, но молитва, которую они возносят за людей, ценнее многого из того, что люди совершают в миру для пользы ближних.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Уходя в пустыню на пять, десять, двадцать, тридцать лет, отшельники приобретали «дух мирен», тот внутренний мир, которого так не хватает живущим в миру. Но потом они возвращались к людям, чтобы поделиться этим миром с ними. И, действительно, тысячи людей спасались вокруг таких подвижников. Конечно, было множество подвижников, которые ушли из мира и не вернулись в мир, которые умерли в неизвестности, но это не значит, что их подвиг был тщетным, потому что молитвы, которые они возносили за ближних, многим помогли. Достигнув святости, они стали ходатаями и заступниками за тысячи людей, которые были спасены их молитвами.
Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев): http://www.iona.kiev.ua/publishing/il/article/515/

Понравилось,как о пустынниках сказал Архимандрит Рафаил (Карелин).

"Пустыня - это место, где человек обретает себя. Он открывает, как новый мир, собственную душу. Он похож на кладоискателя, которому говорят: "Рой здесь". Он роет глубже и находит то, что искал, и то, о чём не знал. В безмолвии раскрываются ему духовные сокровища, которые Господь вложил, как залог, в глубину человеческого сердца. Люди умирают в нищете, так и не узнав, что они богачи. Они копаются в грязи, не понимая, что им не только обещано, но и дано царство. Кладоискатели предпринимают опасные путешествия, преодолевают множество трудностей и преград в надежде найти сокровище, хотя вероятность этого ничтожна. Монахи идут в пустыню, чтобы искать клад духовный. Место его обозначено точно - это их собственная душа.
Нищий, призванный на царство, будет с отвращением смотреть на свою прежнюю одежду - пропитанные потом и грязью лохмотья, в которых гнездятся паразиты. Там монах с содроганием вспоминает свою прежнюю жизнь в миру, в духовной слепоте. Обычно мирские люди оплакивают монахов-пустынников, как мертвецов, которые своей рукой зачеркнули собственную жизнь. А пустынники плачут о мире, который потерял Бога, о людях, которым неведомо истинное счастье, о той жизни в миру где человек окружён ложью, изменой, и обманом, где он находится во власти демонов и своих страстей, как зверь пойманный в сеть".

Он же:
"Монастырь - это сторожевая башня Церкви. Существовал и существует подвиг старчества, когда монах после многолетних трудов достигнув состояния, близкого к бесстрастию, открывает дверь своей келии для тех, кто нуждается в духовном наставлении и утешении. При этом он должен не оставлять внутренней молитвы и среди людей чувствовать себя как в пустыне. Поэтому старчество - это подвиг, требующий особой благодати Божией.
Обычно бывает по-другому: когда монах покидает келью, расстается с безмолвием и идет в мир, то свет молитвы, окружавший его, меркнет и гаснет. Тогда мир видит в таком монахе не свет, а человеческие немощи, и не спасается через него, а, скорее, соблазняется им".

Сообщение отредактировал Арсеньев - Пятница, 25.06.2010, 01:42
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 25.06.2010, 16:18 | Сообщение # 7
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Bender)
Возможно, современники воспринимали эту пьесу более однозначно (1887 год)

Так точно. И квинтэссенцией такого восприятия явилась характеристика исихазма, данная профессором Харьковской Духовной Семинарии С.В. Булгаковым. В его книге "Настольная книга для священно-церковно-служителей" (1900 год), пользующейся, кстати, спросом и по сей день, в разделе "Расколы, ереси и секты" читаем:
"ИСИХАСТЫ - так называлось в Греции монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной мечтательностью, Они почитали пупок средоточием душевных сил и думали, что положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет... На Константинопольском соборе 1341 года исихасты, покровительствуемые императором Андроником Палеологом Младшим и ревностно защищаемые архиепископом Паламой одержали верх... С переменой правления вздорное мнение их вскоре предано было забвению".


Scio me nihil scire
 
BenderДата: Пятница, 25.06.2010, 17:19 | Сообщение # 8
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Хм.. В таком случае, думаю, режиссеру постановки не следовало бы так точно следовать авторскому тексту, и отделить образ "отшельника" от образа "монаха". Думаю, в таком виде пьеса выглядела бы более целостно, как в образном, так и в духовном плане.

Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 25.06.2010, 19:40 | Сообщение # 9
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Bender)
режиссеру постановки не следовало бы так точно следовать авторскому тексту

Но для этого режиссёру следовало бы быть несолидарным с автором в основной идее притчи. Но такая несолидарность в свою очередь привела бы просто к разрушению притчи как таковой. Вопрос: имеет ли смысл так обращаться с текстом уважаемого классика? Не лучше ли, имея другую точку зрения на ключевой смысловой вопрос затронутой в притче проблемы, написать что-нибудь новое, своё? Но, как видим, режиссёр ни разрушать, ни создавать ничего заново не стал, тем самым подчеркнув своё полное согласие с Лесковым: "Птицы должны жить в пещерах, а человек должен служить человеку". И ник-какого исихазма! nono

Quote (Bender)
отделить образ "отшельника" от образа "монаха"

Как Вы себе это представляете? Более неразрывную связку образов трудно себе представить...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 25.06.2010, 19:49 | Сообщение # 10
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (Арсеньев)
когда монах покидает келью, расстается с безмолвием и идет в мир, то свет молитвы, окружавший его, меркнет и гаснет. Тогда мир видит в таком монахе не свет, а человеческие немощи, и не спасается через него, а, скорее, соблазняется им

При всем уважении к архимандриту Рафаилу, хочу сказать, что его суждения о людях часто бывают чрезмерно резкими и безапелляционными. На мой взгляд, под общий знаменатель не следует подводить всех людей, ибо для каждого Господь уготовил собственную стезю, и именно Его суд будет последним.
Строки из Православного календаря: "Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию".


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
BenderДата: Пятница, 25.06.2010, 21:11 | Сообщение # 11
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Quote (Bender)отделить образ "отшельника" от образа "монаха"
Quote (священник_Евгений)
Как Вы себе это представляете? Более неразрывную связку образов трудно себе представить...

Лично я считаю, что не каждый отшельник - монах, и не каждый монах - отшельник.


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Пятница, 25.06.2010, 21:13
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 25.06.2010, 21:34 | Сообщение # 12
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Bender)
не каждый отшельник - монах, и не каждый монах - отшельник

Это так. Но спросите у любого православного, не подкованного в истории Церкви в общем и в истории монашества в частности (каких большинство), какая первая ассоциация возникает в его голове при слове "отшельник"? В ответ наверняка услышите: "Монах".


Scio me nihil scire
 
BenderДата: Пятница, 25.06.2010, 21:49 | Сообщение # 13
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
"Спросите у любого" - очень спорный аргумент, по-моему rolleyes . Тем более, я высказал всего лишь свою точку зрения, и вовсе не претендую на вселенскую значимость моего скромного мнения.

Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
ВиталийДата: Пятница, 25.06.2010, 22:50 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Но спросите у любого православного, не подкованного в истории Церкви в общем и в истории монашества в частности (каких большинство), какая первая ассоциация возникает в его голове при слове "отшельник"?

В истории Церкви утвердилось выделение в раннем монашестве трех основных форм:
1. Отшельническое
2. Скитское
3. Общежительное.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь

Сообщение отредактировал Виталий - Пятница, 25.06.2010, 22:51
 
BenderДата: Суббота, 26.06.2010, 02:03 | Сообщение # 15
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Бесспорно, "отшельник" в первую очередь ассоциируется с "монахом", но мне показалось, что автор как раз и не проводит подобной параллели. У него "отшельник" - скорее беглец, чем подвижник. Далее идет история впадения в гордыню, и затем смирения. Думаю, если рассматривать произведение, как притчу о "спасении богача", то оно достаточно последовательно выстроено. Но все разбивается о фразу "Птицы должны жить в скале, а человек должен служить человеку".
Любопытно, что в 1887 году Духовной цензурой статья Н.С. Лескова "Боголюбивый скоморох. Старинное сказание" была изъята. Нашел следующее: в рукописи была другая концовка - отшельник вернулся в пустыню, "и так простоял он еще, говоря всем: «избирайте лучшее...". В печать же статья пошла с известной нам концовкой и названием.
И еще об авторе: "«Дурная слава» Лескова как критика церкви и сатирика высшего духовенства, видимо, отразилась и на «Скоморохе Памфалоне», которого писатель создавал, как и многие другие свои произведения, с оглядкой на цензуру. В одном из писем Лескова к С. Н. Шубинскому есть такие строки: «Я Вам писал, что повесть вполне цензурна, а Вы мне отвечаете: я не верю...» Разве Вы думаете, я мало горд для того, чтобы не давать поводов говорить обо мне с Феоктистовым?.. в повести о скоморохе нет ничего религиозного, — до того, что даже не упоминается ни про евангелие, ни про церковь, ни про попа, ни про дьякона, ни про звонаря. Словом — нет ничего относящегося к церкви...» (ГПБ, Арх. С. Н. Шубинского, оп. 1, № 34, л. 125.) Еще более знаменательны горькие строки из письма Лескова к А. С. Суворину (от 11 марта 1887 года): «Хотел бы знать Ваше мнение: неужели «Скоморох» совсем плох? Я по трусости его сильно испортил» (ИРЛИ, ф. 268, № 131, л. 95).
...Говоря о религиозных настроениях Лескова под конец жизни, И. А. Шляпкин в своей статье «К биографии Н. С. Лескова» отмечает: «Религиозное воззрение Лескова изменялось и развивалось далее: он увлекался Оригеном и проектировал даже перевод его на русский мною и H. M. Бубновым (ныне профессором Киевского университета), под общей редакцией известного византиниста архимандрита Арсения...» («Русская старина», 1895, декабрь, стр. 208)."


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Суббота, 26.06.2010, 02:04
 
Форум » Наука и культура » Церковное искусство » "Скоморох Памфалон" (Христианская притча)
  • Страница 1 из 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024