Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Церковное искусство » "Скоморох Памфалон" (Христианская притча)
"Скоморох Памфалон"
ДмитрийДата: Понедельник, 28.06.2010, 16:49 | Сообщение # 31
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Цитата (Наталия Пшенина):
"Удивились тому, что некоторые воспринимают это произведение Лескова как критику монашества!!! Ни намёка на это нет ни у Лескова, ни в спектакле!!! Напротив, сюжет воспроизводит неоднократные факты из житий святых, которые после периода затвора, пустынничества, столпничества (молений на камне), получали от Господа благословение возвращаться к людям, для того, чтобы послужить им полученными от Господа во время сложнейшего периода молчания и молитвы, благодатными дарами... Так, через знакомство с Памфалоном, был "извлечён из-под спуда" очередной светильник веры - отшельник Ермий. Воистину Перст Божий начертал ему "служить людям" после общения с лицедеем-скоморохом, совершившим дело своего спасения.
Органично и совершенно произведение Н. Лескова. Органичен и совершенен, конгениален ваш спектакль. И хорошо, что он даёт пищу размышлениям. Но пусть некоторые частные ошибочные, идущие от рассудочной головы, мнения не собьют вас с верного пути, которым вы идёте. Пути благодатной простоты, рождающейся в любящих и верующих сердцах. "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там - ни одного" (Амвросий Оптинский). Берегите эту благодать - Любовь. Вера рождается и живёт в сердце, а не в ограниченном, искажённом человеческом разуме - умозрении. Спасибо вам, мы вас любим."
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 28.06.2010, 17:59 | Сообщение # 32
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Дмитрий)
Наталия Пшенина

Дмитрий, кто такая Наталия Пшенина? Знаете ли Вы её лично? И есть ли надежда, что после моей критики её "женского богословия" она сможет мне ответить? Иными словами - Вы можете убедить её зарегистрироваться на нашем форуме, хотя бы только для того, чтобы попытаться в очном поединке сопоставить наши точки зрения в рамках данной конкретной темы? Или же получится абсолютно непродуктивная критика "за глаза"?


Scio me nihil scire
 
BenderДата: Понедельник, 28.06.2010, 18:28 | Сообщение # 33
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Quote (Дмитрий)
Удивились тому, что некоторые воспринимают это произведение Лескова как критику монашества!!!

И что здесь удивительного?

Quote (Дмитрий)
Ни намёка на это нет ни у Лескова, ни в спектакле!!!

В этой теме показано обратное, причем достаточно аргументированно, в отличии от данного утверждения. Хотя, с другой стороны, для чистых всё чисто.

Quote (Дмитрий)
Воистину Перст Божий начертал ему "служить людям"...

(выделено мной - В.)
Совершенно справедливо! Вопрос в следующем - почему же в принятой к печати концовке (по которой и был поставлен спектакль) из начертанного лично ему, главный персонаж делает обобщение, которым бросает тень на всё монашество?

Quote (Дмитрий)
Органично и совершенно произведение Н. Лескова

Хотелось бы услышать аргументированные обоснования этого утверждения (тем более, сам автор был иного мнения, хотя, конечно, большое познается на расстоянии).

Quote (Дмитрий)
Где просто, там ангелов со сто...

Так об этом и речь, что в "Скоморохе" всё не так просто umnik


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Понедельник, 28.06.2010, 18:29
 
ДмитрийДата: Понедельник, 28.06.2010, 20:14 | Сообщение # 34
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Quote
Дмитрий, кто такая Наталия Пшенина? Знаете ли Вы её лично?

Взято вот отсюда: http://vkontakte.ru/topic-2474120_22820029

P.S. Странное дело - размышляя об этой повести Лескова, почему-то всегда вспоминается М.С.Горбачев.
Никто из ныне живущих не сделал СТОЛЬКО добра для Церкви и верующих, как Михаил Сергеевич, и никто не получил от них столько "бичеваний".

Сообщение отредактировал Дмитрий - Понедельник, 28.06.2010, 20:14
 
BenderДата: Понедельник, 28.06.2010, 20:39 | Сообщение # 35
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Обоснуйте, коллега. umnik

Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 28.06.2010, 20:59 | Сообщение # 36
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Дмитрий)
Взято вот отсюда: http://vkontakte.ru/topic-2474120_22820029

Я прогулялся по предложенной Вами ссылке и пригласил Наталию на наш форум для участия в обсуждении. Посмотрим: в честной очной полемике Наталия будет настолько же смела и откровенна, насколько она щедра на чересчур (до потери объективности) лестные отзывы в адрес как Лескова, так и "Театрального ковчега"?

Quote (Дмитрий)
Странное дело - размышляя об этой повести Лескова, почему-то всегда вспоминается М.С.Горбачев

Дорогой Дмитрий! На правах модератора я Вас очень попрошу вспоминать о Горбачёве исключительно в специально созданной для этого теме: http://sevpravoslavie.ucoz.net/forum/41-206-1


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 28.06.2010, 23:04 | Сообщение # 37
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Bender)
Почему автор сознательно изменил концовку? Что им двигало, чем он руководствовался? Духом времени, личными мотивами, или здесь что-то еще? Я не думаю, что мы найдем ответы, но подумать, размыслить над этим, по-моему, стоит

Попробуем всё-таки разобраться и в этом вопросе...
Если взять в качестве объекта изучения в рамках интересующего нас вопроса русское монашество, то искажение сути монашеской жизни в России началось ещё в XV веке. Достаточно вспомнить знаменитый спор иосифлян и нестяжателей - спор, закончившийся победой сторонников активного вмешательства монастырей в социальную жизнь над теми людьми, которые воспринимали свою монашескую стезю исключительно как поиск наилучших условий для созерцательной жизни. К коренному перекосу, впрочем, эта победа в то время не привела. Ситуацию усугубил "великий реформатор" Пётр I, назвавший монахов (имея в виду главным образом, конечно же, приверженцев "нестяжательских" взглядов) "государственными дармоедами" и вознамерившийся превратить монастыри в своего рода винтики государственного механизма, занимающиеся своей, отведённой им частью общего дела по земному возвеличиванию империи. Духовная жизнь, которая если ещё и теплилась в некоторых русских монастырях, стала быстрыми темпами угасать, и русское монашество с духовной точки зрения перестало представлять из себя что-то хоть сколько-нибудь серьёзное. Напротив, материальное возрастание русских монастырей в XVIII-начале XX вв. было достаточно ярко выраженным, но это возрастание имело под собой почти исключительно цель повышения насколько социального статуса монастырей, настолько же и их социальной активности. В книге И.К. Смолича "История русской Церкви" можно прочитать следующие строки: "Из ежегодных отчетов обер-прокурора Святейшего Синода можно узнать о многочисленных вкладах, в виде ценностей и недвижимости, полученных монастырями в XIX–XX вв. от людей из разных слоев народа... Мы знаем много случаев, когда монастырям жертвовались большие денежные суммы для определенных просветительских и благотворительных целей, для постройки сиротских приютов, больниц и школ, в которых многим детям выдавались стипендии. Благодаря таким пожертвованиям монастыри, главным образом женские, смогли во 2-й половине XIX в. и в начале XX в. развернуть большую просветительскую и благотворительную деятельность":

http://www.krotov.info/history/11/smo/lich_06.htm

А теперь - внимание! Цитата из книги того же Смолича: "Конечно, не все монастыри занимались соответствующей их средствам благотворительной деятельностью, что часто вызывало критику со стороны общества, особенно сильную в газетах и журналах 60–70-х годов". Не те ли это монастыри, наместники которых дерзали, по слову Лескова в его рукописном варианте "Скомороха Памфалона", "избирать лучшее", то есть стремиться не к созданию в своих монастырях школ и условий для наилучшего обучения в них грамоте живших по соседству с обителями деревенских мальчишек или лечебниц для больных бомжей и наисытнейшего их в стенах этих лечебниц прокорма, а к созданию условий для глубокой внутренней молитвенно-созерцательной жизни? Лесков, желавший видеть своё произведение про отшельника и скомороха изданным, своей симпатизирующей искавшим "единого на потребу" монахам фразой, которая, судя по всему, была проявлением истинных мыслей писателя, рисковал не добиться желаемого, поскольку высшее церковное чиноначалие, под контролем которого находилась церковная цензура, меньше всего желало навлечь сильный гнев общественного мнения, который непременно обрушился бы на Церковь после выхода в свет рассказа, своей ключевой мыслью пытающегося переориентировать русское монашество с позиций "социального христианства" на позиции исихазма. И Лесков пошёл на компромисс... Но идея возрождения исихастских принципов монашеской жизни в воздухе не переставала витать, и, слава Богу, она была подхвачена в знаменитой Оптиной Пустыни, во 2-й половине XIX в. представлявшей из себя чуть ли не единственный во всей России очаг истинного монашества с его наилучшими старческими традициями.


Scio me nihil scire
 
НататенияДата: Среда, 30.06.2010, 10:12 | Сообщение # 38
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Спаси Господи! Я и есть "та самая" Наталия Пшенина. Оказывается, уже была здесь когда-то зарегистрирована... smile
Спешу поделиться своими мыслями о спектакле и рассказе Н. Лескова.

Рассказ «Скоморох Памфалон» Лескова прочитала, когда 12 лет назад он вышел в сборнике, изданном Православным Свято-Тихоновским богословским институтом. Еще тогда мне понравилось это произведение. А после спектакля мое сердце наполнилось любовью и благодарностью к актерам, чудесно и правдиво воплотившим его на сценических подмостках.
В словах "птицы должны жить в пещерах, а человек должен служить человеку", как и в поступке отшельника Ермия, вернувшегося после встречи с Памфалоном из города в свою пустыню, но обратившегося в помощь людям, не вижу, не чувствую протеста Лескова против монашества. Лесков не противопоставляет здесь одно другому. Период молчаливого отшельничества в пустыне сменяется, по воле Божией, периодом служения полученными дарами, накопленным опытом, людям. Причём, акцент на этом сделан именно в спектакле, который получился поэтому в каком-то смысле даже более цельным, чем литературный первоисточник. Чудесная заключительная сцена: ведь не стада коз (как в книге) на сцене …а флейта – как символ духовности, угодности Господу общения старца с людьми. («Пойте Бога во святых Его, …пойте Его во псалтири и гуслях, пойте Его во струнах и органе…» (150-й псалом). «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).
Разве эпизод из жития Серафима Саровского не свидетельствует о том же? «В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. … Матерь Божия явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления» И это всего лишь один пример, а их – множество в Житиях Святых.
Впрочем, каждый смотрит на вещи через призму своих чувств и духовного опыта. Поэтому разномыслия по данному вопросу неизбежны, и я не настаиваю на исключительности моей точки зрения и не буду доказывать свою правоту.
А вообще, пожалуй, главный смысл этой притчи: противоборство двух систем ценностей - праведность от закона (праведность фарисеев) и праведность от благодати (праведность Памфалона). Памфалон, нарушивший данный Богу обет, оказался оправданным Богом (чего не скажешь о фарисеях и чего нельзя было бы сказать даже о Ермии с его великим подвигом пустынничества, если бы он, Божией Милостью, не встретился с Памфалоном), ибо Любовь выше закона.
Разве этот главный, глубинный смысл плохо раскрыт в спектакле? Разве не ради того, чтобы напомнить всем нам о том, что Бог есть Любовь и Любовь выше закона, появился и "пришёл в Севастополь" этот спектакль?
И разве не благодарность Господу, устроителям этого большого, уникального события в культурной жизни нашего города, режиссёру, труппе театра должна была бы главенствовать в этой теме?
Простите, если что не так сказала, никого не хотела обидеть.

А вот ещё одно мнение, моей подруги, на наш взгляд, очень точное!
Ни в рассказе Н. Лескова, ни в спектакле нет ВООБЩЕ и речи о монашестве!!! (и в этом смысле параллели с такими великими святыми, как преподобный Серафим, здесь неуместны). А есть речь о человеческой душе, душе конкретного человека, как бы «одного из нас». Отшельник Ермий не был монахом в привычном для нас понимании. Он искал Бога, и этот поиск привёл его к удалению от мира – в пустыню. Шли годы его отшельничества, пустынничества, и постепенно он стал погибать, ибо перестал видеть хорошее в мире, в людях, в человеческой душе… Грех гордыни, самомнения грозил ему вечной погибелью. Но Милостивый Господь избавил его от огня преисподней Своим Великим и Дивным Промыслом, направив в ненавистный ему город, к внешне «падшему», «никчемному» человеку. Преподав самый главный и спасительный урок именно его, Ермия, жизни. Болезненный и мучительный для закосневшей в грехе души - как самая сложная и изматывающая операция. Настолько трудный, что многолетнее пустынничество, по сравнению с ним, ощущалось Ермием более лёгкой ношей…
Через «маленького» человека, скомороха Памфалона, уподобившегося своей жертвенной любовью к людям, милостивым сердцем, самому Христу, Господь сокрушил и возродил к вечной жизни и сердце Ермия, сделал возможным и его спасение…
Вот о чём этот рассказ, этот спектакль, звучащие пронзительно и призывно – гласом Божиим-«гласом хлада тонка» – именно в наше время, время всеобщей отчуждённости, чёрствости, слепоты и глухоты друг ко другу.

 
BenderДата: Среда, 30.06.2010, 12:19 | Сообщение # 39
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Нататения, интересно, как в вашем сообщении уживаются два взаимоисключающих утверждения -
Quote (Нататения)
Период молчаливого отшельничества в пустыне сменяется, по воле Божией, периодом служения полученными дарами, накопленным опытом, людям.
и
Quote (Нататения)
Шли годы его отшельничества, пустынничества, и постепенно он стал погибать, ибо перестал видеть хорошее в мире, в людях, в человеческой душе… Грех гордыни, самомнения грозил ему вечной погибелью.

(выделено мной - В.)

Quote (Нататения)
И разве не благодарность Господу, устроителям этого большого, уникального события в культурной жизни нашего города, режиссёру, труппе театра должна была бы главенствовать в этой теме?

Если бы Вы прочли эту ветку, то заметили бы, что постановка понравилась всем, но не всем понятен смысл ключевой фразы. И здесь мы пытаемся его понять, используя документы, отзывы современников и самого автора, а не только "свои мысли".

Quote (Нататения)
В словах "птицы должны жить в пещерах, а человек должен служить человеку", как и в поступке отшельника Ермия, вернувшегося после встречи с Памфалоном из города в свою пустыню, но обратившегося в помощь людям, не вижу, не чувствую протеста Лескова против монашества

Здесь неоднократно об этом говорилось, что ж, повторю еще раз - почему отшельник делает данный вывод от имени всего человечества, а не от себя лично? Ведь куда логичнее, и правильнее с христианской точки зрения, пережив падение, делать выводы о себе, исходя из своего духовного опыта. А в данном контексте ключевая фраза звучит, как обвинение всем, кто решил удалиться от мирской жизни.
Отшельник, пережив личное падение в пустыне, говорит, что все должны следовать его пути. Так может, его гордыня осталась при нем?


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Среда, 30.06.2010, 12:20
 
ВиталийДата: Среда, 30.06.2010, 15:43 | Сообщение # 40
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (Bender)
Нататения, интересно, как в вашем сообщении уживаются два взаимоисключающих утверждения -
Quote (Нататения)
Период молчаливого отшельничества в пустыне сменяется, по воле Божией, периодом служения полученными дарами, накопленным опытом, людям.
и
Quote (Нататения)
Шли годы его отшельничества, пустынничества, и постепенно он стал погибать, ибо перестал видеть хорошее в мире, в людях, в человеческой душе… Грех гордыни, самомнения грозил ему вечной погибелью.

Судя по всему, Н. Лесков хорошо знал труды святителя Василия Великого. Позвольте привести выдержку из книги протоиерея Георгия Флоровского "Восточные отцы IV века". Глава "Василий Великий":
"Св. Василий находит неполным отшельнический идеал, вдохновляемый исканием личного, обособленного спасения и даже считает его противным закону любви, которая, по апостольскому выражению, "не ищет своего". Вместе с тем, духовные дары анахорета остаются бесплодными для братий. Наконец, в одиночестве легко родится самодовольство".
(выделено мной - ВК).


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь

Сообщение отредактировал Виталий - Среда, 30.06.2010, 15:45
 
BenderДата: Среда, 30.06.2010, 19:00 | Сообщение # 41
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Виталий, совершенно справедливо! История показывает нам множество примеров, когда искатель святости бежит от людей, как от источника возможного искушения, но в одиночестве сталкивается с более сильным искушением, следствием которого часто бывает падение. В данном произведении эта связь очевидна и закономерна - богач, видя несправедливость мира, пытается спастись, убегая от мира людей, отрицая его во всех проявлениях. Очевидно, что его поступком с самого начала управляла гордыня - "я не такой, как все", далее его "столпничество" развивалось в данном ключе, что привело к известным событиям. Проблема здесь в следующем - почему главный герой, делая выводы о своем подвижничестве, переносит их на всё человечество? Или по другому - почему автор меняет мнение главного героя с "ищите лучшего" на "человек должен служить человеку"? Повторюсь, но почему не "я должен служить человеку", учитывая предыдущий опыт главного героя?

Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Среда, 30.06.2010, 19:02
 
ВиталийДата: Среда, 30.06.2010, 19:59 | Сообщение # 42
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (Bender)
почему автор меняет мнение главного героя с "ищите лучшего" на "человек должен служить человеку"?

На этот вопрос мог бы ответить сам Лесков. Мы же можем только предполагать. Полагаю, что фраза является ключевой для рассказа, и автор искал лучшую форму для выражения ее смысла. А этот смысл, по моему мнению, таков: евангельский идеал не разделяет служение Богу и служение ближнему. Спаситель находился в пустынном одиночестве сорок дней, а затем три года провел, выражаясь современным языком, в социальном служении, в мире, ничуть не лучшем чем тот, от которого бежал герой Лескова.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 30.06.2010, 20:09 | Сообщение # 43
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Нататения)
Я и есть "та самая" Наталия Пшенина

Спасибо за отзывчивость! "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!"...
Надеюсь, Ваше участие в жизни нашего форума этим сообщением не ограничится! smile

Quote (Нататения)
разве не благодарность Господу, устроителям этого большого, уникального события в культурной жизни нашего города, режиссёру, труппе театра должна была бы главенствовать в этой теме?

А что - разве в этой теме главенствует неблагодарность всем тем, кого Вы перечислили?
Во-первых, в этой теме, как ни в какой другой, должно было бы быть необходимым главенство желания объективной беспристрастности - слишком принципиален вопрос, который попытался разрешить как рассказ, так и
спектакль. И вопрос этот заключается вовсе не в доказательстве утверждения того, что Бог есть Любовь и что Любовь выше закона (это и без доказательств вполне хрестоматийно) - он заключается в попытке отдать приоритет одному пути спасения человека для Вечности перед другим, что само по себе изначально неверно. Нет единственно правильных или неправильных путей спасения - есть пути менее совершенные и более совершенные, и на этих путях необходима последовательность - по восходящей, естественно. Лесков же оказался предельно категоричен в противопоставлении упоминаемых путей, что особенно удивительно на фоне несоответствия содержания ключевых фраз в рукописном и печатном вариантах рассказа, о чём уже достаточно подробно шла речь выше. А во-вторых, что касается благодарности, то она всё-таки имеет место быть - хотя бы за яркое обличение "фарисейской закваски" христиан. Но, согласитесь, и в благодарности должна быть мера. С нею нельзя перебарщивать, особенно по отношению к артистам - они и без того народ достаточно тщеславный...

Quote (Нататения)
В словах "птицы должны жить в пещерах, а человек должен служить человеку", как и в поступке отшельника Ермия, вернувшегося после встречи с Памфалоном из города в свою пустыню, но обратившегося в помощь людям, не вижу, не чувствую протеста Лескова против монашества

Странно - ведь этот протест достаточно очевиден, хотя, может быть, и не вполне искренен (рукописная концовка, как тень, маячит перед нами). Впрочем, уточню: не против монашества, а против сути монашества, к которой отшельничество по своим целям и намерениям приближается максимально. И то правда: монахи бывали разными - много было среди них и миссионеров, и благотворителей. Но не в миссионерстве, и не в благотворительности суть истинного монашества - она в устроении своей жизни так, чтобы в ней не было места больше ничему, кроме как только общению с Богом в молитвенном уединении. Истинный монах отрекается от мира во всех его проявлениях ради максимально возможного для человеческого естества единения с Божественной благодатью (обожения). Именно против таких людей и направлена основная мысль рассказа Лескова, отрывающего истинных монахов от молитвенного делания и бросающего их в пекло мирской жизни для угождения людям, обуреваемым чисто мирскими проблемами и заботами (чем в идеале должны были бы заниматься благочестивые миряне до тех пор, пока Господь и их не сподобит мыслей о возможном отречении от мира для более глубокой подготовки к Вечной Жизни и принятии на себя монашеских обетов). И неважно, был ли лесковский Отшельник монахом или не был (на самом деле в рассказе ничего конкретно не говорится как о его возможном монашестве, так и о его непричастности к монашеству) - важно то, что Лесков ключевой фразой своего рассказа лишает людей, ищущих созерцательной жизни, права на такую жизнь, имеющую заведомо больше условий для ничем не нарушаемого единения с Богом, чем активная мирская деятельность, пусть даже и самая наиблаготворительнейшая. Прошу прощения за повторы в высказываемых мыслях, но повторяться просто вынужден той невнимательностью, с которой оппоненты читают в этой ветке (если вообще читают) предшествующие сообщения.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 30.06.2010, 20:12 | Сообщение # 44
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Нататения)
Разве эпизод из жития Серафима Саровского не свидетельствует о том же? «В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. … Матерь Божия явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления» И это всего лишь один пример, а их – множество в Житиях Святых

Пример неуместен, но вовсе не потому, что преподобный Серафим был монахом, а притчевый Ермий, возможно, монахом не был. Он неуместен главным образом потому, что преподобный Серафим для подвига духовного окормления мирян в мир не уходил - он просто открыл двери своей кельи всем ищущим слова утешения и вразумления. Согласитесь: дать возможность людям приходить к себе, не нарушая при этом привычного уклада жизни и не лишая себя возможности так же неразвлекаемо молиться, как это было и до своего откровения миру, и уйти в мир с целью полезного для мирян расточения своих духовных дарований, накопленных за время затвора (кстати, для истинного монаха это плохо представляемый в реальной жизни верх безумия - уйти в мир, расточить там все свои духовные дарования и через какое-то время стать таким же, как и все) - это принципиально различные модели жизни. Вы говорите о множестве примеров 2-й модели в житиях святых - я же не знаю ни одного. Зато примеров 1-й модели - действительно сколько угодно...

P.S. Уважаемая Наталия! Своими отзывами Вы и Ваша подруга способствуете одностороннему восприятию как рассказа, так и спектакля теми, кто не очень склонен к самостоятельному критическому анализу: берёте в рассмотрение один лишь момент (пусть даже и важный) и делаете на нём основной акцент, совершенно не учитывая того, что кроме рассматриваемого вами аспекта есть аспекты и поважнее. Для чего? Только лишь для того, чтобы объясниться в любви к "Театральному ковчегу", любое критическое замечание в адрес творчества которого воспринимается Вами как искушение или даже более того - как личное оскорбление Ваших любимцев? Так никто (во всяком случае те из севастопольцев, кто присутствовал на спектаклях) и не сомневается, что "Театральный ковчег" - хороший театр, и артисты в нём прекрасные, которых просто нельзя не полюбить. Стрелы летят не в адрес театра и его талантливых артистов, а в адрес автора инсценированного рассказа, а вот здесь нужно разбираться подробно, что мы и пытаемся сделать в рамках данной темы. Простите, но после сообщения, оставленного Вами и включающего в себя также и отзыв Вашей подруги, складывается впечатление, что Вами и Вашей подругой преследовалась исключительно одна цель - высказать лишь своё мнение, игнорируя при этом всё то, что было высказано другими участниками обсуждения до Вас. Это несерьёзно. Спорный вопрос решается именно обсуждением, а не высказыванием отдельных мыслей, которые на поверку оказываются абсолютно оторванными от общей канвы, стремящейся учесть все возможные смысловые подробности. Не есть ли это проявление как раз той глухоты друг ко другу, на которую сетует Ваша подруга в своём преисполненном субъективного пафоса отзыве?...
С почтением и любовью как к Вам, так и к прекрасным ребятам из Сергиева Посада - священник Евгений.


Scio me nihil scire
 
BenderДата: Среда, 30.06.2010, 20:20 | Сообщение # 45
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Полагаю, что фраза является ключевой для рассказа и автор искал лучшую форму для выражения ее смысла.
Именно так. Общий смысл произведения понятен. Вопрос в следующем - как относиться к монахам, живущим "в скалах вместо птиц" (по выражению автора)? Как к нарушителям довольно понятной и стройно изложенной "христианской притчи"? Нет никакого сомнения, что "служение человека человеку" - одна из христианских добродетелей, "ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". Но разве этот путь единственный? И разве он не включает в себя монашеское служение?


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Среда, 30.06.2010, 20:23
 
Форум » Наука и культура » Церковное искусство » "Скоморох Памфалон" (Христианская притча)
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024