Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Богословие и жизнь » Вера и религия
Вера и религия
КсенияДата: Пятница, 03.09.2010, 14:03 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Чем же отличается вера (в Бога) от религии?

По моему мнению, вера – это внутренняя необходимость души, жажда Бога.
Религия – внешняя, обрядовая часть этой внутренней необходимости, понятие, ориентированное на общество, в котором человек живет.

Меня интересует вот что: каждый ли верующий человек должен быть религиозен? И наоборот - каждый ли религиозный человек верует?
Другими словами: можно ли по религиозности человека судить о его вере? (как пример: религиозные фанатики Египта. Веровали ли они? Если веровали, то почему были жестоки, а если нет, то почему были религиозны?)

 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 03.09.2010, 19:57 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
По моему мнению, вера – это внутренняя необходимость души, жажда Бога

Классическое определение того, что такое вера (Евр. 11,1), Вам известно?

Quote (Ксения)
Религия – внешняя, обрядовая часть этой внутренней необходимости, понятие, ориентированное на общество, в котором человек живет

Этимологией слова "религия" интересовались?


Scio me nihil scire
 
kaberne1Дата: Пятница, 03.09.2010, 20:31 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 836
Статус: Offline
Quote (Ксения)
каждый ли верующий человек должен быть религиозен?

По-моему, каждый верующий религиозен, т.к. исполняет правила и обряды той религии, к которой принадлежит.

Quote (Ксения)
каждый ли религиозный человек верует?

По-моему, каждый.

Quote (Ксения)
можно ли по религиозности человека судить о его вере?

Я точно не знаю, но думаю, что можно. Если даже человек крестит своего ребёнка в православном храме, освящает воду на Крещение, приходит в Пасхальный день, чтобы посвятить куличи, то по нему можно сказать, какой религии он придерживается, хоть в богослужениях не участвует. Просто он невоцерковлён. А вера есть у всех. Другое дело истинная она или нет.


"Одно милосердие Божие - надежда каждого из нас, и сие одно есть всё".

Сообщение отредактировал kaberne1 - Пятница, 03.09.2010, 20:32
 
АрсеньевДата: Пятница, 03.09.2010, 21:16 | Сообщение # 4
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 262
Статус: Offline
Quote (Ксения)
каждый ли верующий человек должен быть религиозен?

Каждый верующий человек должен быть религиозен, т.к. сама этимология слова "религия" указывает на два ее основных значения - благоговение и соединение, которые говорят о ней как о таинственном внутреннем союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.
http://www.pravoslavieto.com/docs....gii.htm

Quote (kaberne1)
По-моему, каждый верующий религиозен, т.к. исполняет правила и обряды той религии, к которой принадлежит

Есть верующие, которые в церковь ходят два раза в год: на Пасху и на Рождество. Вы считаете их религиозными или неверующими?

Quote (Ксения)
как пример: религиозные фанатики Египта. Веровали ли они? Если веровали, то почему были жестоки, а если нет, то почему были религиозны?

Потому и были жестоки, что фанатики.
Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. Возможен ли фанатизм в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Значит причина жестокости верующих Египта в их искаженной духовной жизни.
 
kaberne1Дата: Пятница, 03.09.2010, 21:36 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 836
Статус: Offline
Quote (Арсеньев)
Вы считаете их религиозными или неверующими?

Больше религиозными, чем верующими, но никогда не скажу, что они не верят.
Если человек исполняет или пытается исполнить какие-то обряды или правила, то можно сказать, что у него есть вера, и что он принадлежит определённой религии. Другой вопрос, истинно (или правильно, действительно) ли он верующий? Вы сами на него ответили ниже (что причина в искажении).
"И бесы веруют и трепещут..." - фраза, которая уже употреблялась в соседнем разделе.


"Одно милосердие Божие - надежда каждого из нас, и сие одно есть всё".

Сообщение отредактировал kaberne1 - Пятница, 03.09.2010, 21:37
 
КсенияДата: Вторник, 07.09.2010, 17:01 | Сообщение # 6
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Quote (Ксения)
По моему мнению, вера – это внутренняя необходимость души, жажда Бога

Классическое определение того, что такое вера (Евр. 11,1), Вам известно?


"Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11,1)
Quote (священник_Евгений)
Quote (Ксения)
Религия – внешняя, обрядовая часть этой внутренней необходимости, понятие, ориентированное на общество, в котором человек живет

Этимологией слова "религия" интересовались?


Определение: Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Этимология: Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др.).

Я дала свое определение понятий. Теперь, заглянув в словарь, вижу, что была во многом права и не понимаю, чем вызван язвительный тон Ваших вопросов.

Quote (kaberne1)
По-моему, каждый верующий религиозен, т.к. исполняет правила и обряды той религии, к которой принадлежит.

А как же быть с теми, кто говорит, что верует в душе, и посредники в виде церкви и священников ему не нужны?

Quote (kaberne1)
Quote (Ксения)
каждый ли религиозный человек верует?

По-моему, каждый


А как же быть с теми, кто считает, что выполненный религиозный обряд или большая свечка (поставленная обязательно правой рукой) является гарантией исполнения просимого? Они веруют в Господа или в свечку?

Quote (Арсеньев)
сама этимология слова "религия" указывает на два ее основных значения - благоговение и соединение, которые говорят о ней как о таинственном внутреннем союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

Таинственный внутренний союз человека и Бога подразумевает прежде всего веру и уж потом проистекающую из нее религиозность.

Quote (Арсеньев)
Потому и были жестоки, что фанатики.
Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. Возможен ли фанатизм в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Значит причина жестокости верующих Египта в их искаженной духовной жизни

А кто из нас может похвастаться нормальной православной духовностью без искажений? Мы называем себя верующими и тем не менее, умудряемся не любить ближнего, осуждать, злословить, завидовать. Не является ли это более мягкой формой того же преступления, совершаемого фанатиками, тоже исповедующими Христа и тут же совершающими страшное нарушение одной из главнейшей из Его заповедей?
 
kaberne1Дата: Вторник, 07.09.2010, 20:09 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 836
Статус: Offline
Quote (Ксения)
кто говорит, что верует в душе, и посредники в виде церкви и священников ему не нужны

Я таких много знаю и знаю, что такие люди приходят на Пасху, чтобы посвятить куличи, они и не прочь водички святой домой унести. Такие люди, бывает, даже являются крестными родителями или поручителями на венчании, а значит они участвовали в некоторых обрядах.

Quote (Ксения)
кто считает, что выполненный религиозный обряд или большая свечка

Но они же всё равно верят!!! А значит в общем понятии они - верующие. Категория верующих - это другой вопрос.
Вера есть у всех. Проблема в её искажении.
Читайте первую часть интервью:
http://www.pravmir.ru/fundament/ - интервью с протоиереем Алексием Уминским.


"Одно милосердие Божие - надежда каждого из нас, и сие одно есть всё".
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 07.09.2010, 20:30 | Сообщение # 8
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Я дала свое определение понятий. Теперь, заглянув в словарь, вижу, что была во многом права и не понимаю, чем вызван язвительный тон Ваших вопросов

Тон моих вопросов нормальный, деловой. Только задав эти вопросы и получив на них ответы, я смог бы двигаться дальше в своих рассуждениях.
Итак, классическое определение веры Вам известно. Как видим, Вы правы во многом, но не в главном. Внутренняя необходимость души и жажда Бога, о которых Вы говорите в своём определении, могут быть присущи и язычнику, направляющему эти качества в ложную сторону поклонения творению Бога, но не Самому Богу. В этом случае можно говорить лишь о зародыше веры, но не о самой вере. Определение же апостола Павла затрагивает самую суть вопроса, что такое вера. Вера - это уверенность в существовании невидимого духовного мира и действия, в результате которых наступает ожидаемый желанный контакт с этим миром (имеется в виду, конечно же, светлый духовный мир Божественной реальности). Теперь переходим к рассмотрению понятия "религия". Не знаю, из какого атеистического словаря взято заимствованное Вами из Википедии определение (очень поверхностное и описывающее лишь внешность, следует заметить), но православное определение религии основывается на её понимании, предложенном христианским апологетом Лактанцием: "Общего индоевропейского слова для именования явления, которое обозначается латинским religio, не существует. Что же касается латинского термина, то на основе многочисленных сравнительно-языковедческих исследований предлагается несколько вариантов этимологии - определения первоначального значения слова. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106–43 до н. э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250 - после 325). Цицерон производил указанный термин от латинского religere - идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare - вязать, связывать, привязывать, сковывать - и применительно к религии означает связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении Ему и повиновении через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре" (цитируется по: http://www.religare.ru/print21.htm ). Если быть объективным, то религией в прямом смысле этого слова следовало бы назвать исключительно Православие, дающее человеку прямую возможность достижения контакта с Божественным миром, возможность обожения, то есть соединения с Богом по благодати. Все остальные "религии", такой возможности человеку не дающие, соответственно и называться должны были бы как-нибудь иначе - "конфессии", к примеру, но не религии. Но это уже отдельный вопрос - вопрос о человеческих стереотипах...

Возвращаемся к Вашему изначальному вопросу:

Quote (Ксения)
Чем же отличается вера (в Бога) от религии?

По сути дела - ничем. Вера, по апостолу Павлу, есть достижение контакта с Божественным миром, в существовании которого человек не сомневается, более того - уверен. Религия же есть соединение человека с Богом "в служении Ему и повиновении через благочестие". На мой взгляд, как в одном, так и в другом определении речь идёт об одном и том же. Соответственно:

Quote (Ксения)
каждый ли верующий человек должен быть религиозен? И наоборот - каждый ли религиозный человек верует?

Если брать во внимание не "народное богословие" и вытекающие из него определения, а богословие человека, бывшего вознесённым до третьего неба, то каждый верующий человек религиозен и каждый религиозный человек верует.

Quote (Ксения)
можно ли по религиозности человека судить о его вере?

Религиозность человека - это та или иная степень его обожения. По ней можно судить об активности его действий по осуществлению ожидаемого контакта с Божественным миром, в существовании которого человек уверен.


Scio me nihil scire
 
kaberne1Дата: Среда, 08.09.2010, 01:10 | Сообщение # 9
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 836
Статус: Offline
Quote (Ксения)
А кто из нас может похвастаться нормальной православной духовностью без искажений?

Никто.

Quote (Ксения)
Не является ли это более мягкой формой того же преступления, совершаемого фанатиками, тоже исповедующими Христа и тут же совершающими страшное нарушение одной из главнейшей из Его заповедей?

Даже если и является, ну и что?
Существуют таинства исповеди и причастия. Следует приобщаться, исправляться и спасаться. Это уже на совести каждого. "Много званных, да мало избранных". "Не каждый говорящий: Господи! Господи! Войдёт в Царствие Небесное".
Представьте себе, что мы не будем в общем называться верующими. Тогда кто мы? Или давайте каждого будем называть по-разному. Например, "Сегодня все верующие отмечают Пасху", а Вы считаете, что надо так: "Сегодня больные, недостойные, религиозные фанатики, праведники, хулиганы и просто прихожане отмечают Пасху"? Я считаю, что это внутренний процесс каждого, который зависит от совести, к какой категории себя отнести.
А все мы называемся верующими и мы есть верующие и будем стремиться, чтобы быть по праву верующими. И Бог всем судья.


"Одно милосердие Божие - надежда каждого из нас, и сие одно есть всё".

Сообщение отредактировал kaberne1 - Среда, 08.09.2010, 01:17
 
КсенияДата: Среда, 08.09.2010, 14:22 | Сообщение # 10
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Вера, по апостолу Павлу, есть достижение контакта с Божественным миром, в существовании которого человек не сомневается, более того - уверен. Религия же есть соединение человека с Богом "в служении Ему и повиновении через благочестие". На мой взгляд, как в одном, так и в другом определении речь идёт об одном и том же.

На мой взгляд, если исходить из этих определений, разница все-таки есть. «Вера – осуществление ожидаемого», то есть человек ждет и получает ожидаемое – некий знак от Господа. "Се, стою у двери и стучу" (Откр.3-20). Достижение контакта с Божественным миром происходит, если так можно выразиться, по инициативе Господа, достучавшегося, наконец, до сердца уверовавшего человека.
Религия - соединение человека с Богом, уже по инициативе человека, получившего этот знак «Аз есмь» и желающего соединиться с Ним еще сильнее через служение, повиновение и благочестие.
Если так, можно ли сказать, что вера первична?
Если да, то допустимо существование человека только уверовавшего, но еще не религиозного.
Религиозность будет уже ответом человека (активностью его действий), на голос Господа в его желании дальнейшего соединения с Ним.
Если ответ человека на этот призыв будет неадекватен, возникнет религиозный фанатизм.

Можно ли от Вас, о.Евгений, услышать еще определение термина "воцерковление"?

Quote (kaberne1)
А все мы называемся верующими и мы есть верующие и будем стремиться, чтобы быть по праву верующими.

Согласна с Вами.
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 08.09.2010, 21:01 | Сообщение # 11
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
можно ли сказать, что вера первична?

Безусловно.

Quote (Ксения)
допустимо существование человека только уверовавшего, но еще не религиозного

Нет, не допустимо. В человеке появилась вера - это уже определённая степень обожения, пусть и самая минимальная. Соответственно, исходя из вышеприведённого определения религиозности, уверовавший человек уже религиозен, то есть обожен ровно в такой степени, которая необходима для его утверждения на пути дальнейшего движения по направлению к Богу.

Quote (Ксения)
На мой взгляд, если исходить из этих определений, разница все-таки есть

Какая разница, по чьей инициативе происходит соединение человека с Богом? Оно происходит, и это главное. Вера и религия в том понимании, которое я на Ваших глазах развиваю, настолько тесно друг с другом переплетены, что нет смысла разделять эти два понятия и пытаться искать между ними какую-либо разницу.

Quote (Ксения)
Если ответ человека на этот призыв будет неадекватен, возникнет религиозный фанатизм

Правильнее было бы выделенное в цитате слово заключить в кавычки.

Quote (Ксения)
Можно ли от Вас, о.Евгений, услышать еще определение термина "воцерковление"?

Воцерковление - это постепенное укоренение уверовавшего человека в церковной жизни, доставляющей ему максимально благоприятные условия для углубления его религиозности, то есть обожения.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 09.09.2010, 16:24 | Сообщение # 12
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Зря Вы все-таки объединяете понятия веры и религиозности.
Долго думала, как объяснить и решила, наконец, воспользоваться понятиями о благоговении и благочестии старца Паисия Святогорца.
Уверовавший – благоговеен, религиозный – благочестен.
Вера – от Господа. Все, что от Господа – совершенно. Господь открывается во всей полноте благодати. Это немощный человек не может принять много, но взаимоотношения с Господом уверовавшего можно назвать благоговением (благоговейный "отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя").
Религиозность – от человека. Значит она – несовершенна, ограничивается рамками готовности его служения, мерой благочестия (словом "благочестие" Старец определяет исполнение внешних форм благоговения, не имеющих соответствующего внутреннего состояния).
Итак:
Вера – очень личное, глубокое понятие взаимоотношений Бога и человека.
Религиозность – более мелкое, ограниченное внешними факторами понятие взаимоотношений Бога и человека.

То, что такие взаимоотношения есть, это действительно главное.

 
ВиталийДата: Четверг, 09.09.2010, 19:09 | Сообщение # 13
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
В курсе "Религиоведение" я разделяю понятия вера и религия.
Прежде всего следует отделить веру от религиозной веры.
Вера - убежденность, не требующая доказательств.
Она может быть нерелигиозной и религиозной.
Религиозной вере (в религиоведении можно говорить просто "вера") я даю два определения - короткое и пространное:
"Вера – личная связь человека с Богом"
"Вера - благодатная внутренняя непосредственная связь человека с Богом".
Вера - дар человеку от Бога. Кстати, в христианском богословии есть две точки зрения:
- этот дар дается всем людям;
- он дается только людям, избранным Богом, предопределяя их к спасению.

Что касается определения религии, то мне нравится формула видного православного богослова Е.Н. Трубецкого:
"Религия - организованное поклонение высшим силам".

Но я даю в своих лекциях такое:
Религия – «Мировоззрение и специфические действия (культ), основанные на вере в су­ществование Бога ( богов), мира сверхъестественного вообще».
Для монотеистических религий:
Религия – «Вера в Бога и поклонение Ему».


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь

Сообщение отредактировал Виталий - Четверг, 09.09.2010, 21:59
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 09.09.2010, 20:02 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Зря Вы все-таки объединяете понятия веры и религиозности

Я предложил Вам своё понимание как того, что такое вера, так и того, что такое религия (религиозность). Источники моего понимания - определение веры одного из величайших созерцателей Божественных глубин и этимология слова "религия", признанная во всём христианском мире в качестве наиболее удачной. На мой взгляд, это достаточно веские основания для того, чтобы говорить то, что я говорю.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 10.09.2010, 07:35 | Сообщение # 15
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Кстати, в христианском богословии есть две точки зрения:
- этот дар дается всем людям;
- он дается только людям, избранным Богом, предопределяя их к спасению

Вторая точка зрения (кальвинистская) давно уже отброшена как ложная.

Quote (Виталий)
Что касается определения религии, то мне нравится формула... "Религия - организованное поклонение высшим силам"

Это определение, с теми или иными вариациями, к сожалению, укоренилось в массовом сознании, но оно, на мой взгляд, абсолютно неудачное, поскольку затрагивает исключительно внешнюю сторону вопроса, не касаясь гораздо более важных моментов, относящихся к внутренней жизни человека. Старец Паисий, кстати, тоже при определении того, что такое религиозность, делает упор на описании внешности, но, поскольку он не канонизирован, позволю себе с ним не согласиться. Впрочем, следует заметить, что есть и у канонизированных богословов мнения, с которыми не то, что отдельные люди - Церковь не соглашается.


Scio me nihil scire
 
Форум » Наука и культура » Богословие и жизнь » Вера и религия
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024