Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » Творчество Виктора Тростникова (Это чрезвычайно интересно!)
Творчество Виктора Тростникова
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 19:50 | Сообщение # 1
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
О. Евгений:
Виктор Николаевич Тростников (род. в 1928) - по образованию физик, математик, кандидат философских наук, профессор Российского Православного Университета св. ап. Иоанна Богослова.


Разрабатывает проблемы теоретической и прикладной философии, а также богословия. Обращение к богословию, давшему Тростникову, по его же слову, "всеобщую скрепу" для ума, чувства и жизни, привело его к воцерковлению. Кроме того, Тростников считает, что отдание приоритета этой "скрепе" перед всеми другими ведёт к отождествлению познания с Богопознанием, а Бог как личное и творческое начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, научные знания и другие интеллектуальные накопления человеческой цивилизации. Так Тростников пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами. Выполнению этой задачи и посвящены труды Тростникова. Один из них - книга "Понимаем ли мы Евангелие?". Всем, кто с ней ещё не знаком, рекомендую - книга, надо сказать, просто шикарная. Читаем, обсуждаем!

http://azbyka.ru/hristia....l.shtml

Виталий:
Как сейчас помню 31 декабря 1989 года. Готовимся встречать Новый год. В почтовом ящике лежит новая почта - 12 номер журнала "Новый мир" за 1989 год. В нем статья В.Н. Тростникова "Научна ли научная картина?". И я всю новогоднюю ночь не мог оторваться от нее. По первому образованию я инженер по ядерным энергетическим установкам, и на все вопросы, которые возникали у меня при изучении квантовой физики, нашел четкие, ясные, глубоко научные ответы. И главное - физика, математика и биология однозначно отвечали утвердительно - Бог есть!

http://gtrubnik.narod.ru/naukairel/trostnikov.htm

О. Евгений:
Последние публикации Виктора Николаевича Тростникова:

http://www.rusk.ru/author.php?idau=2013


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 03.02.2010, 12:14 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Лекции Виктора Тростникова ("Христианское миропонимание и наука", "Русские православные мыслители XIX века"):

http://www.predanie.ru/mp3/Trostnikov/


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 03.02.2010, 12:25 | Сообщение # 3
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Главы из вышедшей в 2004 г. книги "Православная цивилизация":

http://www.webslivki.com/u62.html


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Пятница, 11.03.2011, 16:04 | Сообщение # 4
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Была очень огорчена, прочитав книгу В.Тростникова «Трактат о любви»
Из аннотации: Цель книги – разобраться в значении одного-единственного, но часто употребляемого слова «любовь». На мой взгляд, автор очень неудачно решает эту задачу, действуя с присущей ему самоуверенностью, и выдавая свои предположения за истину в последней инстанции.
Мое восприятие книги: фантазия на тему.

Вот некоторые из непонятных и спорных моментов:
«Творец пытается с помощью этой прививки (духа к телу)сделать из нас двухприродное существо, телом пребывающее на земле, а духом на небесах. Бог поставил в нас рядом две несовместимые данности и возникает впечатление, будто он испытывает нас, сможем ли мы добиться бесконфликтного существования и хочет, чтобы мы его добились. Но сделать это нам чрезвычайно трудно». Получается, Господь изначально знал, что человеку будет трудно, и возникнут предпосылки к совершению грехопадения? Ведь инстинкты продолжения жизни первые люди приобрели вместе с телом.
Грехопадение первых людей было неизбежно?

2 Вспоминая свои неизжитые детские страхи, автор вводит языческое понятие «духа рода», "опекуна рода", или «гения рода», который заботится о сохранении человеческого рода и в действиях которого, якобы не принимает участия Господь. И все влюбленные люди, оказывается, исполняют волю не Господа, а именно этого "божка".
«Если бы Бог, вторгаясь в компетенцию им же назначенных опекунов рода сам беспокоился о воспоизводстве поколений, Он не ставил бы девство выше супружества… То, что апостол сказал о чадородии относится не к интересам Бога, а к интересам самой женщины. Это ей полезно родить, выращивать и воспитывать дитя, так как это отвлекает от блудной страсти, смиряет, приучает к самопожертвованию и вырабатывает много других качеств души, содействующих спасению».

3.Стр.54-«Так, на уровне венца Творения, возникает не свойственная никаким другим существам болезненная внутренняя антиномия: особь и род становятся врагами». – не согласна. Получается что Божие творение – несовершенно изначально?»

4.Стр.90-91. Ну как вам это нравится: «Есть у наших православных еще одно ошибочное мнение: Они утверждают, будто целью христианского брака является деторождение, что когда верующие супруги предохраняются или «высчитывают дни» то они совершают грех. Это тоже полная отсебятина.» и тут же:
«Одной из причин массового блуда на Западе является распространение предохранительных средств, позволяющих женщинам уклоняться от чадородия».

Добавлено (11.03.2011, 15:38)
---------------------------------------------
5.Стр.95.Опять выдвигается мысль что деторождение в семье не угодно Творцу – А как же Его первая заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»?(Быт.1(28))

6.Постоянно встречающийся в книге термин «дурная бесконечность продолжения рода» неуместен и оскорбителен. Ведь ход продолжения человеческого рода будет остановлен Им, и больше никем тогда, когда придет время.

7. Как доказательство того, что Господу не угодно чадородие, Тростников приводит факт, что Им благословлено монашество больше. Господу, " нужны не новые и новые поколения, а святые люди". А где взять новых святых как не из новых поколений?
«Преподобные… начинают с того, что полностью отдают себя служению Господу, выполняя Его заповеди, а в состав этих заповедей биологическое воспроизведение людей не входит. Поэтому такой человек говорит: «Я отказываюсь участвовать в дурной бесконечности родовой жизни, я не хочу быть пересадочной станцией, на которой что-то выносят из почтового вагона, а что-то в него вносят. Я хочу быть терминалом, где поезд останавливается, ибо цель его движения достигнута. Я не собираюсь становиться звеном в цепи истории, я желаю, чтобы на мне закончилась история». - Не гордыней ли веет от таких размышлений? Так ли думает истинный монах? Во первых, многие из них идут в монастырь, уже продолжив свой род – имея в прошлом семьи и детей. А, во вторых, думаю, что мысль настоящего монаха такова: Я, многогрешный, попробую вымолить свой род, и лучше всего делать это в монастыре.

Добавлено (11.03.2011, 16:04)
---------------------------------------------
8.Стр.105. «Другая любовь, которую мы называли брачной любовью, любовной эйфорией или влюбленностью, есть нечто субъективное, выдуманное самим влюбленным, ибо это инстинктивная защитная реакция личности на императив вхождения в родовую жизнь, состоящая в персонификации безликого рода в образе другой личности».
Автор утверждает, что брачная любовь всегда зла? Что в ней нет Бога? А если она ответна и приводит к счастливому браку? Или в его представлении, брак – это тоже зло?
Эгоизм, ревность или чувство собственничества в любви свидетельствуют не о том, что в этих взаимоотношениях нет Бога, а в том, что человек страдает гордыней. Смиренный человек - смиренен во всем.
Автор отнимает у человека возможность любя, видеть за человеком Бога.

9.Стр.110. Удручает глава, где автор вводит языческое определение Вечной женственности.

10.Стр.139. «К глине же предъявляется как первое требование – не ответная любовь к скульптору, а именно податливость, уступчивость, а в случае жены эти качества будут вернее всего обеспечены при том условии что она будет бояться мужа. На то, что она будет ему послушна из любви он не может рассчитывать при ее эмоциональности связанной с «большей биологичностью»: сегодня она может любить мужа до истерии, а завтра охладеть к нему. Некоторая боязнь, не доходящая, конечно, до состояния вечной запуганности, тут вернее.» - автор отрицает в браке женскую любовь? А кто будет определять и обеспечивать этот оптимальный уровень боязни?

11.Стр.141. «Смысл христианского брака, таким образом, состоит не в культивировании физиологии в отношениях между супругами, а в ее преодолении» - не согласна. . Главное – любовь супругов, за которой стоит Божественная любовь.

12.Стр.143. – Выражение: «Путь спасения в браке – путь полного преодоления блудной страсти в семье» – нонсенс.

13. Стр.173.- Брак по здравому разсуждению, без первоначальных романтических чувств - нонсенс.

 
BenderДата: Пятница, 11.03.2011, 16:41 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Получается, Господь изначально знал, что человеку будет трудно, и возникнут предпосылки к совершению грехопадения? Ведь инстинкты продолжения жизни первые люди приобрели вместе с телом.
Грехопадение первых людей было неизбежно?

Что то я не пойму, как "инстинкты продолжения жизни" связаны с грехопадением?

Quote (Ксения)
Вспоминая свои неизжитые детские страхи, автор вводит языческое понятие «духа рода», "опекуна рода", или «гения рода», который заботится о сохранении человеческого рода и в действиях которого, якобы не принимает участия Господь.

В приведенном ниже отрывке упоминается только "опекун рода". И что в этом языческого? Ангел-хранитель есть не только у отдельного человека, но и у народов и стран, и у рода, если угодно.

Quote (Ксения)
И все влюбленные люди, оказывается, исполняют волю не Господа, а именно этого "божка".

К сожалению, не читал книгу, но из приведенного Вами отрывка никак не следует, что влюбленные вообще исполняют чью-либо волю. Насколько мне известно, Господь никак не ограничивает свободную волю человека, в том числе и влюбленного.

Quote (Ксения)
«Так, на уровне венца Творения, возникает не свойственная никаким другим существам болезненная внутренняя антиномия: особь и род становятся врагами». – не согласна. Получается что Божие творение – несовершенно изначально?»

Хотелось бы контекст увидеть.

Quote (Ксения)
Не гордыней ли веет от таких размышлений? ... думаю, что мысль настоящего монаха такова: Я, многогрешный, попробую вымолить свой род, и лучше всего делать это в монастыре.

Вот это и есть самая лютая гордыня.

Quote (Ксения)
Выражение: «Путь спасения в браке – путь полного преодоления блудной страсти в семье» – нонсенс.

haha lol Ксения, простите великодушно, но блудная страсть и супружеские отношения — это на самом деле абсолютно разные вещи. И путь спасения в браке — путь полного преодоления блудной страсти в семье. Ни убавить, ни прибавить.
А в целом, спасибо большое за краткий обзор, вижу книга очень интересная, к сожалению, не могу найти в Сети. Ссылочкой не поделитесь?


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Пятница, 11.03.2011, 16:31
 
VAVДата: Пятница, 11.03.2011, 17:07 | Сообщение # 6
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 233
Статус: Offline
Ксения, человеку 82 года ... smile
 
КсенияДата: Пятница, 11.03.2011, 17:43 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (Bender)
Ксения, простите великодушно, но блудная страсть и супружеские отношения — это на самом деле абсолютно разные вещи.

ВЫ не поняли, Bender, автор именно в супружеских отношениях видит элемент блуда. Стр.141.

Quote (Bender)
сожалению, не читал книгу, но из приведенного Вами отрывка никак не следует, что влюбленные вообще исполняют чью-либо волю. Насколько мне известно, Господь никак не ограничивает свободную волю человека, в том числе и влюбленного.

Стремятся исполнять Божественную волю, я думаю. Но "Ни в чем человек не проявляет такой изобретательности, как в подмене низменной причины своих поступков возвышенной, а навязанной извне - будто бы добровольной."

Quote (Bender)
В приведенном ниже отрывке упоминается только "опекун рода". И что в этом языческого? Ангел-хранитель есть не только у отдельного человека, но и у народов и стран, и у рода, если угодно.

А как ВЫ отнесетесь к такому определению, как "молох рода, постоянно требующий дани?"

Quote (Bender)

Вот это и есть самая лютая гордыня.

Думаю, что не лютей той, что звучит в монологе автора - 4 строчки - 5 местоимений Я.

Quote (Bender)
Ссылочкой не поделитесь

Не поделюсь, попросите книгу у о.Евгения.

Quote (VAV)
Ксения, человеку 82 года

Хотелось побеседовать с мудрым человеком...
 
BenderДата: Пятница, 11.03.2011, 18:06 | Сообщение # 8
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Думаю, что не лютей той, что звучит в монологе автора - 4 строчки - 5 местоимений Я.

Если кратко, то инструкция по выживанию такова:" спасись сам...", а вот "смиренные" мысли о том, что "как бы мне, многогрешному, спасти род человеческий..." — прямая дорога в геенну огненную (см. Св. Евангелие).

Quote (Ксения)
А как ВЫ отнесетесь к такому определению, как "молох рода, постоянно требующий дани?"

К сожалению, ничего не могу сказать, поскольку не вижу текста. Слова сами по себе не несут ничего противозаконного.

Quote (Ксения)
ВЫ не поняли,Bender, автор именно в супружеских отношениях видит элемент блуда. Стр.141.

Я то как раз всё понял. Искренне рад тому, что этого не поняли Вы. Для чистых всё чисто.


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
VAVДата: Пятница, 11.03.2011, 18:50 | Сообщение # 9
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 233
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Хотелось побеседовать с мудрым человеком...

Ксения, человеку 82 года! Я не про мудрость.
 
КсенияДата: Суббота, 12.03.2011, 15:55 | Сообщение # 10
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (Bender)
Что то я не пойму, как "инстинкты продолжения жизни" связаны с грехопадением?

А на что указывают строки: "Бог поставил в нас рядом две несовместимые данности и возникает впечатление, будто он испытывает нас, сможем ли мы добиться бесконфликтного существования и хочет, чтобы мы его добились. Но сделать это нам чрезвычайно трудно"? На существование изначального конфликта между телом с его инстинктами выживания и душой с ее духовными запросами? Существование такого конфликта уже является предпосылкой ко греху.

Quote (Bender)
Хотелось бы контекст увидеть.

Хорошо. Сравните отрывок из Тростникова:
"…Однако, в индивидуальном сознании, а еще больше в подсознании людей возникла догадка, что этот процесс (продолжения рода) для них лично лишен всякого смысла и, более того, является для них унизительным. Я рожу детей и умру, мои дети родят детей и умрут, их дети родят своих детей и умрут, и так далее, как в сказке про белого бычка или о попе и его собаке. Эта дурная бесконечность нагоняет тоску и безысходность. Самое ужасное состоит здесь в том, что вейсмановский молох требует он нас приносить ему в жертву самое для нас дорогое – наше неповторимое «я», а интуиция подсказывает нам, что оно для Бога ценнее рода. Так, на уровне венца Творения, возникает не свойственная никаким другим существам болезненная внутренняя антиномия: особь и род становятся врагами».
и отрывок из беседы отца Андрея Ткачева (передача "На сон грядущим" от 03.03.11г.):

"МЫ – дерево, уходящее корнями вглубь веков. За нашей спиной – множество людей, которые существуют и сейчас. В Евангелии недаром дается долгий перечень родов и за каждым именем – целая жизнь. Это Родословие Христа, и каждое имя подтверждает связь Его с человеческими поколениями.
Существовал такой тест, когда из группы людей человек делал себе макет своего родового древа: выбирал «мать» и «отца», «бабушек» и «дедушек», «прабабушек» и «прадедушек» и т.д. Потом все они разворачивались друг за другом и тот кто стоял впереди опирался на руки своих "родителей", а через них и на руки всех предыдущих "родов".
Каждый, кто участвовал в этом тесте говорил о непередаваемом ощущении поддержки: «я – цветок, а они корни».

Так и каждый человек опирается плечами на предыдущее поколение, родившее его, хоть ушедшее из этого мира, но существующее в мире ином.

Мы – не мыльные пузыри. Мы приходим в мир, благодаря кому-то, и передаем дальше эстафету рода, кто-то будет жить благодаря нам.
Чем глубже корень, тем тяжелее свалить человека.
Ради укрепления нашей связи с почившими людьми церковью установлены поминальные субботы, на которых поминаются все почившие от века христиане.
Эту корневую связь ощутить необходимо. Без нее человек – перекати-поле, а с ней – силен".

Я думаю, что Богом устроено так , что человек подсознательно и сознательно ощущает не «дурную бесконечность» продолжения своего рода, а значит и рода человеческого, а именно его глубочайший смысл.

Quote (Bender)
"смиренные" мысли о том, что "как бы мне, многогрешному, спасти род человеческий..." — прямая дорога в геенну огненную (см. Св. Евангелие).

Речь идет не о спасении рода человеческого, а о попытке вымолить свой род. По крайней мере молиться за него.

Quote (Bender)
К сожалению, ничего не могу сказать, поскольку не вижу текста.

Вы правы, имеет смысл беседовать, когда прочтете книгу.


Сообщение отредактировал Ксения - Понедельник, 14.03.2011, 13:22
 
BenderДата: Суббота, 12.03.2011, 18:30 | Сообщение # 11
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Quote (Ксения)
А на что указывают строки: "Бог поставил в нас рядом две несовместимые данности и возникает впечатление, будто он испытывает нас, сможем ли мы добиться бесконфликтного существования и хочет, чтобы мы его добились. Но сделать это нам чрезвычайно трудно"? На существование изначального конфликта между телом с его инстинктами выживания и душой с ее духовными запросами? Существование такого конфликта уже является предпосылкой ко греху.

О каких инстинктах выживания идет речь? Какие ещё предпосылки ко греху? Все это появилось уже после грехопадения. Грех — это искажение человеческой природы, грех не существует сам по себе, поэтому никаких предпосылок и быть не могло. До тех пор, пока человек не нарушил Заповедь Божию, первую и единственную. До её нарушения человек просто не умел грешить. В Эдеме просто не могло быть никаких конфликтов души и тела, там случилось невозможное — конфликт человека с Богом. И вот тут то, собственно говоря, всё и завертелось...

Quote (Ксения)
Я думаю, что Богом устроено так , что человек подсознательно и сознательно ощущает не «дурную бесконечность» продолжения своего рода, а значит и рода человеческого, а именно его глубочайший смысл.

Ксения, приведенные Вами отрывки — это попытка сравнить белое с круглым. И что бы Вы не думали по этому вопросу, но человек именно так и ощущает бессмысленность продолжения рода. И профессор об этом говорит вполне просто и убедительно. Если Вы считаете, что Тростников наговаривает на человечество, то скажу по секрету, идеология "чайлдфри" , выступающая в России под девизом "нечего нищету плодить", шагает по планете семимильными шагами. ...И да, "вейсмановский молох" — слово не ругательное и к язычеству отношения не имеет. Профессор наградил этим эпитетом принцип "Вейсмановского барьера": клетки тела не могут передавать информацию половым клеткам.

Quote (Ксения)
Quote (Bender)
"смиренные" мысли о том, что "как бы мне, многогрешному, спасти род человеческий..." — прямая дорога в геенну огненную (см. Св. Евангелие).

Речь идет не о спасении рода человеческого, а о попытке вымолить свой род. По крайней мере молиться за него.


"Попытка вымолить свой род" и молиться — не одно и то же.


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
КсенияДата: Понедельник, 14.03.2011, 13:19 | Сообщение # 12
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (Bender)
О каких инстинктах выживания идет речь? Какие ещё предпосылки ко греху? Все это появилось уже после грехопадения. Грех — это искажение человеческой природы, грех не существует сам по себе, поэтому никаких предпосылок и быть не могло. До тех пор, пока человек не нарушил Заповедь Божию, первую и единственную. До её нарушения человек просто не умел грешить. В Эдеме просто не могло быть никаких конфликтов души и тела, там случилось невозможное — конфликт человека с Богом. И вот тут то, собственно говоря, всё и завертелось...

Bender, все что Вы здесь сказали, хорошо. Вы мне объясните приведенный уже выше отрывок из Тростникова:
«Творец пытается с помощью этой прививки (духа к телу)сделать из нас двухприродное существо, телом пребывающее на земле, а духом на небесах. Бог поставил в нас рядом две несовместимые данности и возникает впечатление, будто он испытывает нас, сможем ли мы добиться бесконфликтного существования и хочет, чтобы мы его добились. Но сделать это нам чрезвычайно трудно». Вы считаете, что все это сказано о взаимоотношениях человека и Бога уже после грехопадения?

Quote (Bender)
попытка сравнить белое с круглым.

А где здесь белое, а где круглое?

Quote (Bender)
человек именно так и ощущает бессмысленность продолжения рода

Это что, из собственного опыта?

Quote (Bender)
Если Вы считаете, что Тростников наговаривает на человечество

На данный момент у меня впечатление что он наговаривает на Того, Кто его сотворил...

Quote (Bender)
идеология "чайлдфри" , выступающая в России под девизом "нечего нищету плодить", шагает по планете семимильными шагами.

Думаю, те кто защищают идею «чайлдфри» руководствуются другими соображениями, нежели описывает нам Тростников в своей книге. Он – первый кто попытался объяснить ее справедливость с православной точки зрения.

А как относиться к следующему постулату из его-же книги?

"Гордыня или эгоизм – естественны инстинкту самосохранения человеческой плоти.
Смирение, самопожертвование – неестественны природе человека. В смиренных людях побеждается «естества чин».
Значит, поступая по смирению, (т.е.так, как требует Господь) необходимо поступить против своей природы плоти
".

Сообщение отредактировал Ксения - Понедельник, 14.03.2011, 14:54
 
BenderДата: Понедельник, 14.03.2011, 14:56 | Сообщение # 13
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Ксения, у меня сложилось впечатление, что Вы идеализируете человека и его отношения с Создателем. Если, по Вашему, человек пользуется исключительно теми хорошими качествами, которыми наделил его Творец, то что же тогда являет нам вся история человечества? Возникает множество вопросов — почему Каин убил Авеля, кто жил в Содоме и Гоморре, к чему был Потоп, и от кого (или чего), в конце концов, спасает Спаситель, если Вы считаете, что человек естественно стремится выполнять исключительно волю Божию?
Quote (Ксения)
Бендер, все что Вы здесь сказали, хорошо. Вы мне объясните приведенный уже выше отрывок из Тростникова:
«Творец пытается с помощью этой прививки (духа к телу)сделать из нас двухприродное существо, телом пребывающее на земле, а духом на небесах. Бог поставил в нас рядом две несовместимые данности и возникает впечатление, будто он испытывает нас, сможем ли мы добиться бесконфликтного существования и хочет, чтобы мы его добились. Но сделать это нам чрезвычайно трудно». Вы считаете, что все это сказано о взаимоотношениях человека и Бога уже после грехопадения?

Я считаю, что отношение Бога к человеку никогда не менялось, ни до грехопадения, ни после. И было бы странно предположить наличие внутреннего конфликта человека до грехопадения. Тело, не знающее ни старости, ни болезней с одной стороны и дух, постоянно созерцающий Творца — с другой стороны. Но в пребывании человека в Эдемском саду определенно есть воспитательный момент. Само наличие заповеди — не вкушать от плодов познания добра и зла об этом говорит. Заметьте, зла тогда еще не было, а заповедь была. О чем это говорит. О том, что Господь, ставя перед человеком определенные задачи, смиряя его, взращивает в нем дух, способный свободно, без понуждения извне возлюбить Господа своего. Бог, давший человеку Свой Образ, желает, чтобы человек самостоятельно стал Его Подобием и разделил с Ним Жизнь Вечную. Бог хочет, чтобы тварь стала Творцом, а это невозможно без самостоятельного, свободного взрастания, которое естественно подразумевает наличие внутренних конфликтов.


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.

Сообщение отредактировал Bender - Понедельник, 14.03.2011, 15:20
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 14.03.2011, 19:37 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Была очень огорчена, прочитав книгу В.Тростникова «Трактат о любви»

Согласен - это самая неудачная книга из всех, написанных Тростниковым. При всём моём уважении к этому мыслителю и при всех тех ценных мыслях, которые и в этой книге рассыпаны по её страницам в достаточно большом количестве, объективности ради необходимо признать - "Трактат о любви" шит белыми нитками. Слишком много в ней логических неувязок, недопустимо много для вобщем-то достаточно тонкого философа. Самым вопиющей из них мне показалась следующая: Тростников пишет о том, что ангелы-хранители есть не только у каждого конкретного человека, но и у целого рода, представляющего из себя последовательно сменяющие друг друга жизни семей. Задача этих ангелов-хранителей - не допустить, чтобы тот или иной род прервался. Делают они это с помощью возбуждения в людях противоположного пола влюблённости друг ко другу, которая затем в большинстве случаев плавно перетекает в более тесные отношения, работающие на интересы рода. Тем не менее против самой влюблённости Тростников ополчается, приводя в пример её опасности для души человека различные случаи, когда влюблённость доводила людей до всевозможных помешательств, вплоть до самоубийств. Вопросы: 1) как совместить два взаимоисключающих утверждения - о том, что влюблённость вызывается ангелами-хранителями, озадаченными Господом Богом для дела сохранения человеческого рода, и о том, что та же самая влюблённость может приводить к последствиям с чертами, характеризующими влияние, вызывающее эти последствия, как явно бесовское; 2) если всё же признать, что влюблённость вызывается не бесами, а ангелами-хранителями, то как объяснить то противоречие, в которое вступают между собой ангелы-хранители (проводники Божьей воли) и те люди, которые уходят в монахи, не нарожавшие перед своим уходом детей? Как те, так и другие - от Бога, но их интересы и действия, вытекающие из этих интересов - диаметрально противоположные.
Было бы неплохо, если уважаемый Виктор Николаевич хотя бы краешком глаза заглянул на наш форум - вот это была бы дискуссия!... smile
А если в двух словах, то впечатление от книги - "и на старуху бывает проруха". Хотя тогда, когда Тростников вынашивал её основные мысли, он не был ещё столь пожилым - в предисловии к "Трактату о любви" он пишет, что она (книга) в кругу его знакомых пользовалась успехом - Владимир Высоцкий, например, сказал, что от неё в "полном восторге".


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Вторник, 15.03.2011, 08:44 | Сообщение # 15
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (Bender)
в пребывании человека в Эдемском саду определенно есть воспитательный момент. Само наличие заповеди — не вкушать от плодов познания добра и зла об этом говорит. Заметьте, зла тогда еще не было, а заповедь была. О чем это говорит. О том, что Господь, ставя перед человеком определенные задачи, смиряя его, взращивает в нем дух, способный свободно, без понуждения извне возлюбить Господа своего. Бог, давший человеку Свой Образ, желает, чтобы человек самостоятельно стал Его Подобием и разделил с Ним Жизнь Вечную. Бог хочет, чтобы тварь стала Творцом, а это невозможно без самостоятельного, свободного взрастания, которое естественно подразумевает наличие внутренних конфликтов.

Интересная гипотеза. Несколько замечаний:
1. Видимо, зло все-таки уже было, ведь, к тому времени Денница уже возгордился и пал.
2. Меня всегда интересовало, как Господь допустил проникновение в место Абсолютного добра – Эдем, существа, несущего в себе абсолютное зло – змея – искусителя. Но, впрочем, наверное, это можно отнести к уже упоминаемому Вами воспитательному моменту.
3. Значит все-таки, и Вы признаете наличие внутренних конфликтов, только решив которые человек мог остаться с Господом.
Вопрос: не идеализировал ли Господь Свое создание, будучи уверенным, что оно "не ударит в грязь лицом", и успешно решит задачи, поставленные перед ним (а вслед за Ним и мы, когда говорим о грехопадении Адама и Евы – «случилось невозможное»)?

А дальше, вся история человечества являет нам снежный ком нарастающего греха на земле.

Quote (Bender)
Ксения, у меня сложилось впечатление, что Вы идеализируете человека и его отношения с Создателем

Неужели, мое удивление, что два человека, полюбив друг друга, оказывается начинают решать не Божии установления: «Нехорошо человеку быть одному», «Да прилепится жена к своему мужу», «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» а «подменяет низменную причину своих поступков - чужой, навязанной извне, волей» - это идеализация человека и его отношений с Создателем?
 
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » Творчество Виктора Тростникова (Это чрезвычайно интересно!)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024