Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: священник_Евгений  
Страсти
КсенияДата: Вторник, 25.05.2010, 10:50 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Меня давно интересует вопрос:
В духовной жизни можно двояко поступать со своими страстями - стараться истреблять страсти, живущие в тебе, насаждая противоположные им добродетели, или просто уходить от ситуаций, провоцирующих проявление этих страстей. В этом случае, страсть есть, просто не дает себя знать. Пример: житие Марии Египетской. Она, страдая страстью блуда, ушла в пустыню, потому что оставшись в городе, наверняка не смогла бы победить эту страсть в себе – то есть ушла от ситуации, в которой страсть могла бы проявляться. Было ли для нее большим подвигом, если бы она не ушла в пустыню, а осталась среди людей и вела благочестивую жизнь? А какой путь принимает Господь от нас? Принимает ли и второй путь?
Благодарю за ответ, батюшка.
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 25.05.2010, 18:56 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
... или просто уходить от ситуаций, провоцирующих проявление этих страстей. В этом случае, страсть есть, просто не дает себя знать

Если бы это было так, то всё было бы слишком просто. Перестал желающий бросить пить алкоголик выходить из дома, чтобы только не видеть расположенного рядом с его жилищем винного магазина и толкающихся возле него своих дружков-собутыльников, и что - его страсть к винопитию через какое-то время перестала давать о себе знать?...

Quote (Ксения)
В духовной жизни можно двояко поступать со своими страстями - стараться истреблять страсти, живущие в тебе, насаждая противоположные им добродетели, или просто уходить от ситуаций, провоцирующих проявление этих страстей

Думаю, что преподобная Мария мудро совместила в своём подвиге эти два момента. Она и от ситуаций, провоцирующих проявление страстей, в том числе и блудной, ушла, и после ухода борьбы (к её счастью, победоносной) с этими страстями не избежала. А борьба, судя по всему, была лютой - достаточно почитать её житие. Не менее лютой, чем если бы она осталась в миру, среди прямых соблазнов. Борьбы со страстями нигде не миновать - ни в миру, ни в пустыне...

"Спросил авва Зосима: "Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?" - "Верь мне, авва Зосима, - отвечала преподобная, - 17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.
Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления.
Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною".


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Среда, 26.05.2010, 10:30 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Преподобная Мария действительно мудро совместила - ведь она преподобная.

Например, если я не люблю людей, страдаю гордыней, вместо того, чтобы понуждать себя к любви и смиряться, сведу на нет мое общение с людьми, и мне будет казаться издалека, что я уже их люблю, и страсти гордыни у меня нет - ведь некому раздражать меня и гордиться мне не перед кем, на душе спокойно. Примет ли Господь этот путь или осудит за него?

 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 26.05.2010, 15:02 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Монах-пустынник, побеждавшийся гневом, рассердился на опрокинувшийся кувшин и разбил его; размыслив о случившемся, он понял, что одиночество само по себе не врачует гнева, что везде нужна борьба с самим собой.

Некий брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: "Пойду в пустыню, может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти". Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водой сосуд и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же самое. В третий раз кувшин также опрокинулся. Монах, рассердясь, схватил кувшин и ударил о землю. Кувшин разбился. Придя в себя, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: "Вот! Я - один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь: видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение, в особенности же - помощь Божия". Монах возвратился в свою обитель...

Есть ещё рассказ в одном из древних патериков о том, как некоторый монах, которого многие из братии поносили и смиряли, внешне переносил всё мирно и бестрепетно, ни на кого не сердился, не раздражался, в ответ никого не укорял. Так продолжалось много лет. И однажды, полагая, что это человек, достигший высот духовной жизни, и желая научиться у него этому духу мирности, смирения и кротости, его спросил пожилой старец, один из братии: "Я дожил до седых волос, а такого незлобия до сих пор не приобрёл. Как тебе, молодому, это удаётся?". Ответ был такой: "Собаки лают - чего на них обижаться?". Можно и по такой причине не раздражаться, что считать окружающих нас людей настолько ниже себя, что не замечать их, как лающих собак. Будет ли такая "победа" над раздражением и гордыней благом?


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 27.05.2010, 10:39 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Надо же, слышала все три эти предания, но никогда не применяла их к себе…
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 27.05.2010, 18:13 | Сообщение # 6
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Надо же, слышала все три эти предания, но никогда не применяла их к себе...

Знания должны работать... wink


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Вторник, 01.06.2010, 09:42 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Прочитала вчера:
«Брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг такой меры, что ему делать?» Старец сказал: «Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание». Лучше поражение со смирением, чем победа с гордостью. Истинное преуспеяние души состоит в том, чтобы ежедневно делаться покорнее Богу и говорить себе: «Каждый человек лучше меня».
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024