Фильм "Царь"
|
|
Виталий | Дата: Пятница, 15.01.2010, 14:48 | Сообщение # 31 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Я не согласен со всеми словами, процитированными Вами. В фильме показан очень короткий период истории России - пик опричнины. И не против "принуждения к тем или иным вещам" живущих в "испорченном грехом мире" жертв террора выступил митрополит Филипп, а против отождествления самодержавия с правом царя на неограниченный ничем и никем произвол. И не зло карал Иван Грозный, и не поддерживал добро, а демонстрировал всем то, что он как царь стоит над добром и злом, что он является властителем над жизнью и смертью.
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Пятница, 15.01.2010, 14:49 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Пятница, 15.01.2010, 17:38 | Сообщение # 32 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Виталий) не зло карал Иван Грозный, и не поддерживал добро То есть царю Ивану Грозному не было обидно за державу, он не хотел того, чтобы Россия была сильным и уважаемым государством? То есть не было никаких боярских измен, за которые этих бояр следовало не по головке ласковой рукой, а топором по шее гладить? То есть жестокость царя не имела под собой вообще никакой политической подоплёки и была исключительно лишь следствием патологии его психики? Quote (Виталий) демонстрировал всем то, что он как царь стоит над добром и злом, что он является властителем над жизнью и смертью А преподобный Иосиф Волоцкий, благословивший светскую власть на расправу над "жидовствующими", это не демонстрировал?
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Пятница, 15.01.2010, 19:04 | Сообщение # 33 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Государей, по моему мнению, следует оценивать не по тому, чего они хотели, а чего не хотели, на что и на кого обижались, а по состоянию, в котором они оставляли страну своим преемникам. У Ивана Грозного было время величия и славы, когда он опирался на Избранную раду и ее духовного лидера митрополита Макария. И было время патологического, никем и ничем не сдерживаемого разрушительного насилия над собственной страной и своим народом, имевшего тяжелые политические, экономические и нравственные последствия...
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Пятница, 15.01.2010, 19:06 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Пятница, 15.01.2010, 20:28 | Сообщение # 34 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Виталий) Государей, по моему мнению, следует оценивать не по тому, чего они хотели, а чего не хотели, на что и на кого обижались, а по состоянию, в котором они оставляли страну своим преемникам Сталин оставил после себя очень крепкую страну, страну-победительницу, но и кровушки человеческой не без его ведома было пролито немало (гораздо больше её было пролито по воле Троцкого, но всё же). Следуя Вашей логике, Сталин - хороший государь?
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Пятница, 15.01.2010, 22:29 | Сообщение # 35 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (священник_Евгений) Сталин - хороший государь? Если отвечать коротко - да. Лучше, чем Иван Грозный и даже Петр I. Я оставляю в стороне вопрос о его человеческих качествах и цене, которую заплатил народ за рывок от сохи в космос и победу над фашизмом, а также вопрос о том, можно ли было достичь этих целей менее дорогой ценой.
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Пятница, 15.01.2010, 22:29 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Пятница, 15.01.2010, 22:52 | Сообщение # 36 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Виталий) Лучше, чем Иван Грозный Лучше, но только тем, что у Сталина получилось создать мощную державу (оставим в стороне вопрос, что ему в этом способствовало), а у Ивана Грозного - нет, но изобличать последнего в отсутствии желания величия своего государства всё-таки, наверное, было бы не совсем правильно, и в первую очередь с исторической точки зрения. Кстати, в фильме "Царь" на этом желании Ивана Грозного сделан достаточно заметный акцент.
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Суббота, 16.01.2010, 00:15 | Сообщение # 37 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (священник_Евгений) изобличать последнего в отсутствии желания величия своего государства всё-таки, наверное, было бы не совсем правильно Я с Вами согласен полностью. К тому же у нас до изобличений Ивана Васильевича в отсутствии желания величия своего государства дело пока не дошло. Я вообще противник того, чтобы судить и обличать кого-либо. Лучше еще раз вчитаемся в строки Н.М. Карамзина: "Между иными тяжкими опытами Судьбы, сверх бедствий Удельной системы, сверх ига Моголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву и землетрясение и тиранов; не преломила железного скиптра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением (…) В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как Греки в Термопилах за отечество, за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте. Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя жестокость Иоаннову, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме Царя, по всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных. Духовенство, Бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа Слободы Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо, как и чародейство. Нет, тигр упивался кровию агнцев — и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства!"
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Суббота, 16.01.2010, 00:27 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Суббота, 16.01.2010, 13:18 | Сообщение # 38 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Виталий) Я с Вами согласен полностью. К тому же у нас до изобличений Ивана Васильевича в отсутствии желания величия своего государства дело пока не дошло Если Вы согласны со мной, то непонятно, почему Вы не согласны с отцом Всеволодом! Отец Всеволод утверждает, что Иван Грозный принуждал подвластных ему людей в "ситуациях, неизбежных в нашем испорченном грехом мире", иными словами, проявлял через это желание сделать своё государство великим. Вы же, Виталий Васильевич, утверждаете, что митрополит Филипп выступал не против этого принуждения, а всего лишь против царского самодурства и произвола, подвергая при этом крупному сомнению сам факт этого самого принуждения (тем самым тонко, но всё же изобличая Ивана Грозного в отсутствии государственных желаний). Соответственно, при отрицании факта царского принуждения современных Ивану Грозному граждан (в лице бояр) в интересах самого государства, ставится под сомнение и то, что вся деятельность Ивана Грозного, какой бы жестокой она ни была, по большому счёту всё-таки была мотивирована именно желанием сделать своё государство великим и могучим. Не считаю себя компетентным оценивать объективность Карамзина как историка, но приведённая Вами цитата из его трудов также подчёркивает ту Вашу мысль, что никакого царского принуждения не было (как не было и самих боярских измен), а был только беспредельный разгул психически больного государя (кстати, мне эта точка зрения русского, заметьте, историка кажется гораздо менее патриотичной и менее монархолюбивой, чем та, которую высказывали историки чужеземные). А раз не было царского принуждения, то и о каком-либо желании царя отстаивать своими действиями государственный интересы не может быть и речи. При всём при том Вы согласны со мной, в своём предыдущем сообщении сказавшем: "...изобличать Ивана Грозного в отсутствии желания величия своего государства всё-таки, наверное, было бы не совсем правильно". Виталий Васильевич, Вы не могли бы пояснить свою позицию?
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Суббота, 16.01.2010, 16:12 | Сообщение # 39 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (священник_Евгений) Виталий Васильевич, Вы не могли бы пояснить свою позицию? Мне кажется, что я достаточно четко изложил свою позицию в предыдущих постах. Она не совпадает с оценкой о. Всеволодом роли митрополита Филиппа в фильме "Царь" и совпадает с оценкой Карамзиным роли Ивана Грозного, сыгранной им в истории России. У Вас есть свое мнение по этим вопросам, которое я уважаю и не имею желания оспоривать (оставаясь при этом при своем). С Вами я согласен в том, что не нужно изобличать исторических персонажей в наличии или отсутствии у них тех или иных желаний (оставим это Господу). В известной басне И. Крылова медведь также имел сильное желание угодить своему другу - пустыннику...
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 21:53 | Сообщение # 40 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Виталий) В известной басне И. Крылова медведь также имел сильное желание угодить своему другу - пустыннику... Хоть это и не в тему - краткое содержание не поведаете?
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 22:19 | Сообщение # 41 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| ...Однажды вздумалось друзьям В день жаркий побродить по рощам, по лугам, И по долам, и по горам; А так как человек медведя послабее, То и Пустынник наш скорее, Чем Мишенька, устал И отставать от друга стал. То видя, говорит, как путный, Мишка другу: "Приляг-ка, брат, и отдохни Да коли хочешь, так сосни; А я постерегу тебя здесь у досугу". Пустынник был сговорчив: лег, зевнул, Да тотчас и заснул. А Мишка на часах — да он и не без дела: У друга на нос муха села, Он друга обмахнул; Взглянул, А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу, И неотвязчивей час от часу... Полный текст здесь
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 22:30 | Сообщение # 42 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Занятная басня, хотя связи между ней и тем, о чём мы говорили, я, признаюсь, не заметил...
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 23:07 | Сообщение # 43 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (священник_Евгений) изобличать последнего в отсутствии желания величия своего государства всё-таки, наверное, было бы не совсем правильно Quote (Виталий) не нужно изобличать исторических персонажей в наличии или отсутствии у них тех или иных желаний Басня ведь и том, что желания (или намерения) могут быть самыми похвальными, а итог их реализации весьма неожиданным и плачевным. Как тут не вспомнить слова В. Черномырдина: "Хотели как лучше...".
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Воскресенье, 17.01.2010, 23:12 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Понедельник, 18.01.2010, 10:20 | Сообщение # 44 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Виталий) Басня ведь и том, что желания (или намерения) могут быть самыми похвальными, а итог их реализации весьма неожиданным и плачевным Вопрос, на мой взгляд, очень интересен с богословской точки зрения: за что Господь будет судить "Медведей" - за их похвальные намерения или же за плачевные итоги их реализации?...
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Вторник, 19.01.2010, 20:49 | Сообщение # 45 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (священник_Евгений) Вопрос, на мой взгляд, очень интересен с богословской точки зрения: за что Господь будет судить "Медведей" - за их похвальные намерения или же за плачевные итоги их реализации?... Хороший вопрос. Возвращаясь к фильму "Царь" и трактовке Павлом Лунгиным образа Ивана Грозного следует, на мой взгляд, еще раз внимательно прочитать материалы пленарного заседания 4 октября Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Приложение к докладу:
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
|
|
| |