Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Миссионерство и благотворительность » Секты, ереси, расколы » Церковная реформа XVII века (Трагическая ошибка или диверсия?)
Церковная реформа XVII века
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 21:45 | Сообщение # 1
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
О. Евгений:
Один раскол уврачевали - уврачуем ли остальные?

Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь за границей с мая 2007 года - единое целое. Рабочая группа Украинской Православной Церкви МП начала подготовку к официальному диалогу с УПЦ КП (какими будут дальнейшие шаги на этом пути - покажет время). А насколько реально объединение со старообрядцами? То, что для преодоления этого, пожалуй, главного в истории Русской Православной Церкви раскола тоже нужно предпринимать определённые усилия, для всех молящихся о подлинном духовном возрождении России (а вместе с ней и всего православного славянского мира) абсолютно очевидно.
Вашему вниманию предлагается фрагмент посвящённой данной проблеме статьи регента московского Спасо-Андроникова монастыря Бориса Кутузова:
"Поместный собоp Русской Пpавославной Цеpкви 1971 г. тоpжественно постановил отменить клятвы (анафематствования), наложенные в XVII в. на стаpые обpяды и на пpидеpживающихся их. Стаpые pусские обpяды были пpизнаны «спасительными и pавночестными» новым. В докладе, зачитанном на Поместном собоpе, Hиконова pефоpма была охаpактеpизована как "кpутая и поспешная ломка pусской цеpковной обpядности". Основания для замены двоепеpстия на тpоепеpстие объявлены более чем сомнительными.
Hеожиданным это постановление может показаться лишь тому, кто не знаком с пpоблемой; в действительности же Собоp 1971 г. лишь подвел итог многолетней дискуссии по стаpому обpяду, и, говоpя точнее, утвеpдил pешения Священного Синода, пpинятые еще в 1929 г. Вот как это выpажено в собоpном опpеделении: "Рассмотpев вопpос... с богословской, литуpгической, канонической и истоpической стоpон, тоpжественно опpеделяем: 1) утвеpдить постановление Патpиаpшего Священного Синода от 23(10) апpеля 1929 г. о пpизнании стаpых pусских обpядов спасительными, как и новые обpяды, и pавночестными им; 2) утвеpдить постановление Патpиаpшего Священного Синода от 23(10) апpеля 1929 г. об отвеpжении и вменении, яко не бывших, поpицательных выpажений, относящихся к стаpым обpядам и, в особенности, к двупеpстию, где бы они ни встpечались и кем бы они ни изpекали; 3) утвеpдить постановление Патpиаpшего Священного Синода от 23(10) апpеля 1929 г. об упpазднении клятв Московского Собоpа 1656 г. и Большого Московского Собоpа 1667 г., наложенных ими на стаpые pусские обpяды и на пpидеpживающихся их пpавославновеpующих хpистиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".
Можно сказать, что исполнилось то, о чем писал в 1912 г. кpупный цеpковный истоpик, пpофессоp Московской духовной академик H.Ф. Каптеpев: "Осуждение Собоpом 1667 г. pусского стаpого обpяда было, как показывает более тщательное и беспpистpастное исследование этого явления, сплошным недоpазумением, ошибкою и потому должно вызвать новый собоpный пеpесмотp всего этого дела и его испpавление, в видах умиpотвоpения и уничтожения вековой pаспpи между стаpообpядцами и новообpядцами, чтобы pусская Цеpковь по-пpежнему стала единою, какою она была до патpиаpшества Hикона".
Итак, если стаpые обpяды pавночестны новым, то пpежде всего возникает вопpос: а была ли Hиконова pефоpма нужна вообще? Ответ на него дал пpофессоp Ленингpадской духовной академии пpотоиеpей Иоанн Белевцев в своем докладе на 2-ой междунаpодной цеpковнонаучной конфеpенции, пpоходившей в Москве в мае 1987 г.: Hиконова pефоpма была "богословски не обоснованной и совеpшенно не нужной".
Цеpковный pаскол XVII в., котоpый, не боясь пpеувеличений, можно назвать великой национальной катастpофой, явился следствием pефоpмы, котоpая, как тепеpь выяснилось, не была обоснована ни богословски, ни канонически и пpосто-напpосто была "не нужна" Цеpкви. Hо, в таком случае, кому же все-таки понадобилась эта pефоpма, каковы были ее истинные пpичины и цели, кто был ее подлинным твоpцом?"

Полный текст статьи здесь: http://old-rus.narod.ru/articles/art_44.htm


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 21:46 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Виталий:
Удастся ли уврачевать раны, нанесенные за три века гонений, по длительности и масштабам сравнимыми с репрессиями против ранней Церкви? Это знает только Господь. Очень хочется надеяться на то, что наша Церковь будет искренней в покаянии, а старообрядческая сможет отбросить былые обиды.
Контакты двух ветвей Русского православия продолжаются и это внушает оптимизм.
Архиепископ Волоколамский Иларион встретился со старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием
Quote
1 октября 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион встретился с делегацией Русской Православной Старообрядческой Церкви во главе с ее предстоятелем, старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием.
Участники встречи отметили, что существует немало сфер церковно-общественной жизни, в которых совместные усилия приводят к плодотворным результатам. Особое внимание было уделено вопросу о введении в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры».
Старообрядческая сторона выразила пожелание принять участие в трудах на этом направлении. Темами обсуждения стали также возрождение в храмах Русской Православной Церкви знаменного пения и вопросы, связанные с практикой совершения Таинств.

http://www.patriarchia.ru/db/text/804957.html


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 21:47 | Сообщение # 3
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
О. Евгений:
Очень интересная статья о причинах церковного раскола XVII века ("Всевозможность вечности или вхождение в историю?"):

"Европейские дворы и в особенности Папская курия стремились разрушить «град ограждения» – без этого была неизбежна как политическая, так и духовная экспансия Запада. Европа тогда, как и сейчас, рвалась к расширению на Восток. Ради этого и было организовано в России Смутное время, с которого и начинается уже массовое, повсеместное, "всеобдержное" внедрение "цареградской идеи" в русское сознание

Узурпация времени

Если мы действительно всерьез осознаем, что трагический путь, завершившийся обвалом русской истории, это путь "от семнадцатого века к семнадцатому году", то мы должны прежде всего ясно понимать, что же именно оказалось тем толчком, который сделал этот путь необратимым. Можно ли и в этом случае говорить о том, что сегодня называют "манипуляцией сознанием"?
"Здесь какая-то загадка русской истории, мания, подобная той, что владела католиками во времена крестовых походов на Иерусалим", – пишет В. Григорян в статье "Две правды. Русский церковный раскол: глубокие корни и горькие плоды".
Речь идет, разумеется, о том, что позже назовут "восточным вопросом". Хотя на самом деле он совсем не "восточный", напротив, сугубо "западный". Ибо именно породивший "восточный вопрос" "Цареградский миф" вырвал Россию из "циклической вечности" и бросил ее в историческое время, "осевое", линейное время Запада.
"Миф не есть догмат, но – история", – писал А.Ф. Лосев. — Через миф, "подобно тому, как "одно", переходя в "иное", превращается в "становление", и познание, переходя в свое инобытие, становится поведением, волей, стремлением; так целая и нетронутая, первозданная личность, переходя в свое инобытие, становится исторической, получает свою историю". Но для того, чтобы это произошло, надо, чтобы из множества потенциальных мифов ("предбытия") был извлечен один. Если это происходит, рождается – естественным или искусственным образом – линия времени. А вместе с ней – несвобода сознания, пленение сознания. В известном смысле это "грехопадение сознания", утрата им своего "девства", поскольку только "девство", "детство" обладает безконечными возможностями становления и соединяет в себе несоединимое. Смысл идеи Третьего Рима в ее изначальном смысле, так, как ее понимал священноинок Филофей, как раз и заключалась в ограждении от исторического времени Запада, за-пада, заката, направленного, по иноческому учению, к погибели.
Немецкий философ Вольфганг Гигерич в работе "Фабрикация времени" пишет: "Линейное время, или время, правящее нашим чувством времени, то, на котором базируются наши науки (физика, равно как и история), есть искусственный продукт. Это продукт абсолютизации одного единственного момента, выделенного из потока моментов первоначального времени <…> Один определенный момент или миф теряет свою заменимость (собственное "от сих до сих", свое назначенное время) и становится абсолютным". Это есть в своем роде "узурпация". И далее: "В акте узурпации внутренний "кусок" времени провозглашает себя временем по большому счету. Спасение есть тот способ, которым единственное настоящее захватывает власть над всем будущим и навязывает ему свою тему как одну и единственную тему". Но, с другой стороны: "То, что с одной позиции казалось узурпирующим вознесением одного момента над всеобщим равенством моментов, может быть с другой стороны рассмотрено как маниакальное мигание этого единственного мгновения и проведение всей жизни, всего времени, всех вещей и событий через его узкие рамки". И тогда мы можем, по мнению Гигерича, рассматривать "развертывающуюся историю как неостановимый коллапс вселенной в черную дыру" (перевод А.Секацкого).
Такой "узурпацией" стал для России XVII век, покончивший со "святой Русью" и одновременно развернувший ее во "всемирную христианскую историю", "большую историю", связанную с реализацией определенной – заранее – исторической мистерии с ее сакральными центрами – Иерусалимом, Римом, Константинополем. Но "семя" ее содержалось уже и в самой идее Третьего Рима, поскольку она была переосмыслением франкской (каролингской) конструкции IX века (выраженной хронистом Адсо) о Roma mobilis ("движущемся Риме" – движущемся во времени, что закреплялось числовым рядом). Хотя само число три с уточнением "четвертому не быти" – это уже именно русское осмысление – возвращало в замкнутость и ограждение, дистанцировало от Иерусалима, Рима и Константинополя, не отрицая их при этом"...

http://1613.livejournal.com/71640.html


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 24.10.2009, 22:08 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
В Старообрядческой церкви считают необходимым вести диалог с Московским Патриархатом для осмысления причин раскола.

"В Москве прошел Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ)... С докладом на Соборе выступил митрополит Московский и всея Руси Корнилий... Глава РПСЦ коснулся взаимоотношений старообрядцев с Русской Православной Церковью. "Поддержание контактов с иными конфессиями, в том числе и с РПЦ, является целесообразным вследствие того, что мы видим с ее стороны все возрастающий интерес к духовным и культурным ценностям, сохраненным старообрядцами", — подчеркнул митрополит. Он сообщил, что в ходе первой официальной встречи с новым руководителем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Иларионом достигнута договоренность об участии РПСЦ в разработке межконфессионального президентского проекта "Основ духовной культуры".
"Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московским Патриархатом, но не для того, чтобы достичь вероучительных компромиссов, а чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных традиций нашего народа через осмысление причин и отрицательных последствий раскола", — заявил митрополит Корнилий. Он не стал отрицать, что "предстоит весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов, поскольку между нами накопились значительные различия по многим вопросам". "Но конструктивный диалог об исторической оценке раскола и конкретных шагах по возвращению к дораскольному строю Церкви и общества, необходим", — сказал он".

http://www.bogoslov.ru/text/491074/index.html


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 25.12.2009, 13:13 | Сообщение # 5
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Интересная интерпретация русского церковного раскола протодиаконом Андреем Кураевым:
"Уже несколько столетий мы живем в мире соревнующихся технологий. Позиция хулителей компьютеров ставит нас перед выбором: если они победят и навяжут свое мнение и свои страхи всей стране, то Россия, окончательно лишенная научной, технологической, экономической и военной мощи, будет поделена между турками, китайцами, японцами и поляками. Или (если победа компьютерофобов ограничится лишь рамками Церкви) православные навсегда потеряют право мечтать о какой бы то ни было "симфонии" с обществом и государством.
Так уже было на исходе XVII века. Тогда реформы Патриарха Никона — при всей их малообоснованности, непродуманности, спешке и жестокости — промыслительно спасли Россию и Православие. Реформы Никона вызвали раскол в Церкви. Из патриаршей, реформированной Церкви в итоге вышли не только многие люди, по своей простоте отождествлявшие подробности обряда с сутью христианства, но и люди, которые в дореформенную эпоху во многом определяли интеллектуальный "климат" в Церкви. Протопоп Аввакум отнюдь не "неграмотный сельский батюшка". Настоятель кремлевского собора, человек, собиравший вокруг себя лучшие богословствующие умы своего времени, он мог — при ином ходе событий — свое мироощущение передать всей Церкви и всему Кремлю. Что было бы в этом случае с Россией и с Церковью? Если бы Аввакуму удалось победить Никона, то — по естественным законам психологии — для нескольких поколений была бы табуирована сама мысль о любых реформах в укладе жизни православной России. Упал бы "кадильный занавес" между Россией и Европой.
Самоизоляция России была бы не слишком страшна, если бы речь шла о XIII или XIV веках. Но на пороге XVIII века она стала бы губительной. Начиналась эра состязания технологий. Теперь судьбу сражений и стран решали уже не число сабель и не толщина крепостных стен. Качество пороха и пушек, маневренность кораблей и точность инженерно-саперных расчетов предопределяли исход войн. Овладеть военными технологиями без заимствования технологий промышленных нельзя. Овладеть промышленными технологиями без овладения технологиями научными невозможно. Научные же технологии требуют принятия очень многих особенностей мышления, поведения, ценностных ориентаций, в том числе и таких, которые были довольно-таки непривычны для уклада Московской Руси.
И были бы они встречены Аввакумовыми причитаниями: "Ох, ох, бедная Русь, чево тебе захотелося немецких поступков и обычаев!". И следовала бы эта "бедная Русь" примеру своего верховного нравоучителя, и похвалялась бы своей интеллектуальной нетронутостью: "Да вси святии нас научают, яко риторство и философство — внешняя блядь, свойствена огню негасимому... Аз есмь ни ритор, ни философ, дидаскальства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения". Напомню, что в те времена слово "философия" вбирало в себя все небогословские науки, в том числе и естествознание.
Встал бы затем царь Петр на путь реформ — и ему пришлось бы встретиться с дружным сопротивлением всей Русской Церкви, "воспитанной" на Аввакуме. И тут одно из двух: или Петр сломал бы хребет Русской Церкви (а у него были планы введения лютеранства на Руси), или церковная оппозиция сломала бы шею Петру и его реформам. И тогда через несколько десятилетий пришлось бы выбирать, какой колонией — шведской, польской или турецкой — стать Московии к исходу XVIII столетия. И соответствующая вера была бы насаждена вместо Православия в этой колонии.
Но раскол привел к тому, что из Церкви "вытек" аввакумовский дух. Приехали киевские риторы и философы и "заменили" Аввакума. Они привезли с собой дух Запада, дух схоластики и светскости. Интеллектуальная жизнь Русской Церкви стала разнообразнее и даже противоречивее (в столкновениях западного духа и духа святоотеческого). Но в итоге петровские реформы в самой Церкви нашли себе сторонников (святителей Митрофана Воронежского и Димитрия Ростовского, митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича)). Война Петра с церковным укладом не оказалась тотальной. В Церкви нашлись силы, поддержавшие и его реформы, и преображение Руси в новую, имперскую Россию. Россия выжила в катаклизмах XVIII века, не разорвав свою связь с Православием. И уже в XIX веке она исцелила большую часть тех ран, что были нанесены ее церковной жизни петровскими реформами."

Полностью статья "В защиту компьютера", из которой заимствован вышеприведённый отрывок, здесь:

http://halkidon2006.narod.ru/do/bogoslovie_1/821_kuraev_computer.htm


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 07.09.2011, 12:38 | Сообщение # 6
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Старый чин как признак новой эпохи.

"Ещё только начался показ нового сериала "Раскол", но интерес к проблематике старого и нового обряда заметно возрос. Своими размышлениями делится протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино, где уже не первый год совершаются богослужения по старому чину":

http://www.bogoslov.ru/text/1937533.html

Очень интересные мысли отца Георгия, перекликающиеся с теми спорами, которые ведутся сейчас по поводу церковно-славянского языка:
"Секулярный мир неизбежно вытесняет христианство «на поля» внешней истории, так что стоит попридержать свое отторжение к тому, что у нас на собственных «полях». Христиане всегда стремились и стремятся не к «светлому будущему», а к «светлому прошлому», к идеалам древности. В будущем мир, согласно учению Церкви, ждет апостасия, отступление, безбожие и гибель, поэтому строительство светлого будущего на земле не просто бессмысленно – это дело Антихриста. Идея общественного прогресса принципиально секулярна и противоположна христианским представлениям. Светлое будущее можно строить лишь в собственной душе – в этом и заключается задача христианина в частности и предназначение Церкви в целом. Идеалы древности, или, говоря культурологическим языком, «архетипы» – зовут ко спасению души, к подражанию и повторению. Мир постепенно катится к своему концу – своеобразный духовный антипрогресс – и сопротивляться этому можно лишь духовно двигаясь вспять – к идеалам древнего благочестия. Такое искони христианское мировоззрение называется космогоническим. Это вовсе не значит, что необходимо закрыться в келье и заниматься только собственной душой. Христианство всегда включало в себя социальные компоненты: жизнь в общине, проповедь, милосердие и проч. Христианин создает мир вокруг себя, преображает мир вместе с преображением своей души. Но в наши времена этот мир – камерный. Это как бы маленький «эко-поселок» (в смысле «экологии сакральности») среди всеобщей эко-катастрофы. В преображении окружающего мира он не создает чего-то принципиально нового (в отличие от «преображения» прогрессистской идеологии), а воскрешает прежние идеалы, насколько это возможно. Вот почему я говорю, что для христианина движение вперед – это движение назад, вглубь истории, к идеалам прошлого. В этом смысле Церковь – это своеобразная «машина времени», переносящая нас в прошлое. Русское средневековье для нас является идеалом. Это время благочестия, когда Церковь формировала культуру. Поэтому оправдано стремление возродить средневековое богослужение, средневековое мировоззрение, а подчас быт и обиход (одно содействует другому) в отдельно взятой душе. Иногда раздаются призывы о т.н. консервативной революции, т.е. о возрождении святой старины в масштабах всей Церкви и/или всего государства. Но слишком велик масштаб подобных призывов – он не для меня. Возможно ли христианское «эко-поселение» размером с отдельно взятое государство? Не знаю. Вряд ли. Я говорю лишь о конкретной, прагматической, если так можно сказать, духовной пользе для каждого человека, ну, может быть, для прихода в целом. Для христианина путь к духовности – это путь в прошлое, а не в будущее.

В этом смысле важную роль играет богослужение. Богослужение – способ или даже точнее, инструмент богообщения. В образе молитвы, в образе аскезы заложено многое. Человек, окунающийся в старое богослужение, восстанавливает в себе средневековое мировоззрение, образ мышления и восприятия искони христианский, неповрежденный современной секуляризацией. Старое богослужение – это путь к идеалам древности. Непонятные и скучные сегодня средневековые молитвенные тексты, из которых состоит наше богослужение, станут «хлебом насущным» не от их перевода на русский, а от того, что воспринимающий стяжет в себе толику средневекового мировосприятия, средневековый «механизм внутреннего бытия»
".


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Среда, 07.09.2011, 18:47 | Сообщение # 7
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Человек, окунающийся в старое богослужение, восстанавливает в себе средневековое мировоззрение, образ мышления и восприятия искони христианский, неповрежденный современной секуляризацией. Старое богослужение – это путь к идеалам древности.

Батюшка, а почему бы нам тогда окунуться не во времена реформ патриарха Никона и последующих исправлений, а в древнерусские богослужебные тексты дониконовской эпохи, бережно сохраненные старообрядцами? А коли уж "впитывать искони христианский образ мышления", почему нам, по примеру греков, не вести богослужение на языке оригинала, на том, на котором создавались как Священное Писание Нового завета, так все богослужебные тексты, которые мы используем? Во-первых, никаких искажений, всегда присущих переводу, во вторых - древнегреческий язык (койне) прекрасен по звучанию и передает все тонкости православного вероисповедания.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 07.09.2011, 19:37 | Сообщение # 8
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Виталий Васильевич, Вы иронизируете? Или всерьёз?

Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Среда, 07.09.2011, 19:55 | Сообщение # 9
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Виталий Васильевич, Вы иронизируете? Или всерьёз?

Батюшка, говорят, что в каждой шутке есть доля шутки smile Просто если протоиерей Георгий Крылов считает, что Церковь - это своеобразная «машина времени», переносящая нас в прошлое, то надо определиться и с эпохой, перемещение в которую позволит придать нашей Церкви желаемый "исконно христианский" облик. Кстати, церковь, живущая в прошлом, уже есть. Достаточно перенестись в старообрядческие общины, разбросанные по всему миру, сохранившие облик допетровской Руси.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 07.09.2011, 20:02 | Сообщение # 10
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Просто если протоиерей Георгий Крылов считает, что Церковь - это своеобразная «машина времени», переносящая нас в прошлое, то надо определиться и с эпохой, перемещение в которую позволит придать нашей Церкви желаемый "исконно христианский" облик

Вам отвечает сам отец Георгий: "Русское средневековье для нас является идеалом".


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Среда, 07.09.2011, 20:09 | Сообщение # 11
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Вам отвечает сам отец Георгий: "Русское средневековье для нас является идеалом".

Думаю. что для не для нас, а для него лично. По крайнем мере я не вижу в средневековой Руси идеального состояния ни общества, ни Церкви. Да его не было нигде и никогда. Идеал наш - Церковь Небесная, торжествующая, пребывающая вне времени (как прошлого, так настоящего и будущего) - но в вечности.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 07.09.2011, 20:12 | Сообщение # 12
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
По крайнем мере я не вижу в средневековой Руси идеального состояния ни общества, ни Церкви

Тем не менее пик русской святости приходится именно на это время.


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Среда, 07.09.2011, 21:22 | Сообщение # 13
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Тем не менее пик русской святости приходится именно на это время.

Я уважаю это мнение, хотя не знаю по каким критериям такой вывод делается. По количеству святых или по глубине их святости? Или меньшему количеству злодеяний, творимых людьми по отношению друг к другу в то время?


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 07.09.2011, 21:51 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
не знаю по каким критериям такой вывод делается

По количеству святых, разумеется.

XIV век - 55 святых; XV век - 85 святых; XVI век - 86 святых; XVII век - 35 святых.
Для сравнения: XVIII век - 4 святых.

Данные заимствованы из книги Прохорова Г.М. "Древняя Русь как историко-культурный феномен" ("Издательство Олега Абышко", СПб., 2010).


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Среда, 07.09.2011, 22:26 | Сообщение # 15
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Батюшка, Вы знаете, что отношение к канонизации в Русской церкви было разным в различные периоды ее истории. Причем в Синодальный период этот процесс практически прекратился (за 200 лет - 11 канонизаций). По числу канонизированных святых (новомучеников) XX века, число которых больше чем в любом веке истории нашей Церкви получается, что именно XX столетие стало "пиком русской святости".
Что касается цифр, то я доверяю взвешенному, скрупулезно-точному докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. В этом документе указаны канонизации по периодам, отношение к этому процессу государства и Церкви в разные периоды нашей истории, критерии канонизации в различное время и т.д. Думаю, что этот документ будет интересен всем.
Есть и другой источник:
Синодик святых Русской церкви
Если кто-нибудь возьмет на себя труд и подсчитает количество святых, живших в том или ином веке (многие жили в двух столетиях), то картина будет интересной, и не в пользу тех трех столетий, которые Вы выделили (это эпоха от митрополита Макария, начавшего процесс канонизации святых Русской Церкви в Москве, а не в Константинополе, и считавшего, что вошедшее в обиход понятие "Святая Русь" определяется именно количеством святых, просиявших в ней, до Петра, зараженного протестантским отношением к культу святых).


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
Форум » Миссионерство и благотворительность » Секты, ереси, расколы » Церковная реформа XVII века (Трагическая ошибка или диверсия?)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024