Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Богословие и жизнь » Время и вечность
Время и вечность
ВиталийДата: Суббота, 18.08.2012, 09:49 | Сообщение # 31
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Вечность - один из атрибутов Бога. Утверждать, что вечность имела начало, значит утверждать, что и Бог имеет начало.

1. Думаю, что следует разделить понятия "вечность как атрибут Бога" и "вечность" как богословская и философская категория, провести различие между вечностью Божественной и вечностью тварной. Первая означает, прежде всего, что Бог находится вне времени, как и в целом - вне всяких человеческих понятий, категорий, определений. Дионисий Ареопагит пишет, что Бог "начальствует предвечно, ибо предшествует вечности и ее превосходит".

2. Что касается вечности как богословской категории, то следует сказать, что в греческом тексте Библии понятие "вечность" передано словом "эон" ("временной отрезок", "эпоха") а определение "вечный" - прилагательным "айониос". То и другое подразумевают наличие как начала, так и конца этого отрезка. Они могут переводиться на русский язык самыми различными словами и словосочетаниям. Его еврейский синоним, слово олам также не имеет привычного нам значения бесконечности во времени, а подразумевает сокрытое и отдаленное будущее или прошлое. Такой временной отрезок не обязательно должен быть бесконечным.

3. Вечность тварная однозначно имеет начало. В качестве примера можно привести вечность ангелов.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 20.08.2012, 16:10 | Сообщение # 32
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Думаю, что следует разделить понятия "вечность как атрибут Бога" и "вечность" как богословская и философская категория, провести различие между вечностью Божественной и вечностью тварной

Это разделение в православном богословии уже давно произведено. В сообщении же № 25 времени явно придано свойство, характерное именно Божественной Вечности ("Время не может проходить - оно вечно"). Формулировки, которые можно встретить в "авторитетном источнике", упомянутом в сообщении № 29, также позволяют думать, что речь идёт именно о Божественной Вечности ("приобщаемся к Царству Его славы и входим в вечность"), и в то же время они говорят о том, что вечность имеет начало ("Вечность входит в условия нашего времени... То и другое имело начало"). Получается, что Небесное Царство (Царство Божественной Вечности) имеет начало, то есть его вечность не абсолютна (эта вечность когда-то началась). Полагаю, что это в корне неверная мысль.


Scio me nihil scire
 
BenderДата: Понедельник, 20.08.2012, 16:39 | Сообщение # 33
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Люди живут во времени, но наш Враг предназначил их для вечности. Поэтому Он, как мне думается, хочет, чтобы они сосредоточили свое духовное внимание и на вечности, и на той точке времени, которую они называют настоящим. Ведь настоящее это та точка, в которой время касается вечности. В данном мгновении и только в нем людям открывается столько же, сколько Врагу нашему открыто во всей реальности. Только в данном мгновении людям предложена свобода. Поэтому Враг хочет, чтобы они были постоянно сосредоточены либо на вечности (то есть на Нем), либо на настоящем (размышляли бы о вечном союзе с Ним или о том, что Он их покинул, следовали бы голосу совести, несли нынешний крест, принимали нынешнюю благодать, благодарили за нынешние радости) ("Письма Баламута", К. С. Льюис).

Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
ВиталийДата: Понедельник, 20.08.2012, 20:00 | Сообщение # 34
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
А разве Бог не безначален?...

Безначален, разумеется. Потому-то и пришлось в богословие ввести понятие "Предвечный".
PS Прошу прощения, но мысль, сформулированную в посте № 32, так и не смог осилить mellow


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 20.08.2012, 20:26 | Сообщение # 35
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Прошу прощения, но мысль, сформулированную в посте № 32, так и не смог осилить

В таком случае придётся немного подумать... smile

Quote (Виталий)
Потому-то и пришлось в богословие ввести понятие "Предвечный"

"Предвечный" - от слова "век". Под веком же в данном случае подразумевается не что иное, как время. Предвечный - значит "пред веком", "пред временем", но не "пред вечностью".


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Понедельник, 20.08.2012, 23:19 | Сообщение # 36
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Историческое развитие христианского учения о вечности
Довольно внятно изложен процесс разделения в христианском богословии библейской вечности - эона на "Вечность Божественную" и "Тварную вечность".
Если понимать предвечность не так широко, как в толковом словаре Даля, но строго богословски, то это понятие прилагается только к Богу, Пребывающему не пред временем, а вне его, во вневременном, надмирном бытии. И эта вневременность присуща только Божественной вечности (не уверен, можно ли под ней подразумевать Царство Божие, кое предназначено и для тварных существ). Тварная же или "ангельская" вечность, выражаясь богословским языком, - "некоторым образом сопоставима со временем". И это никак не противоречит цитате, приведенной из учебника Догматического богословия в посте №32.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 20.08.2012, 23:49 | Сообщение # 37
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Спасибо за ссылку! Действительно толковый материал.
В приведённом же Вами тексте из учебника догматического богословия всё же есть слабое место: в нём нет внятного объяснения того, какая именно вечность сообразуется со временем - Божественная или тварная, к какой вечности мы приобщаемся в молитве и приобщимся после Второго Пришествия - к Божественной или к тварной.

Quote (Виталий)
вневременность присуща только Божественной вечности (не уверен, можно ли под ней подразумевать Царство Божие, кое предназначено и для тварных существ)

Какую абсолютную ценность для человека представляет приобщение к тварной вечности, если она всё же несопоставима с Вечностью Божественной? Для человека же в его отношениях с Абсолютом важна и единственно ценна именно абсолютность, а не условность. А вообще довольно странно разделять Божественную Вечность и вечность тварную в смысле важности и нужности для человека приобщения к той или иной. Для человека же важно не то, имела ли начало вечность его души (а она несомненно его имела), а то, что эта вечность не будет иметь конца. Отсутствие конца "человеческой (тварной) вечности" не означает ли как раз приобщение человека именно к Вечности Божественной, также бесконечной? Вспоминается учение св. Григория Нисского об эпектасисе (эпектасис (греч.) - бесконечное приближение к бесконечному Божеству)...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Вторник, 21.08.2012, 00:00 | Сообщение # 38
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Отсутствие конца "человеческой (тварной) вечности" не означает ли как раз приобщение человека именно к Вечности Божественной, также бесконечной? Вспоминается учение св. Григория Нисского об эпектасисе (эпектасис (греч.) - бесконечное приближение к бесконечному Божеству)...

Мне кажется, что поиск ответа на этот вопрос может увлечь нас туда, куда даже Ориген не осмеливался заглядывать cry Но можно предположить, что граница между Божественным и тварным по окончании нашего "века" (эона) вновь станет такой же прозрачной, каковой была в Раю до грехопадения....
Что касается меня, то главное, что волнует, это не то, в какую вечность попаду, а с кем окажусь после Страшного суда - с овцами или козлами cry


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 21.08.2012, 00:38 | Сообщение # 39
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Что касается меня, то главное, что волнует, это не то, в какую вечность попаду, а с кем окажусь после Страшного суда - с овцами или козлами

Одно с другим напрямую связано... smile Кстати, а к какой вечности приобщатся после Второго Пришествия козлы? Явно, что не к Божественной. К тварной? Но и тварная вечность вечна именно за счёт того, что она имеет непосредственное отношение к Божественной Вечности в силу своей к Ней причастности. Получается, что и не к тварной. В таком случае к какой?...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Вторник, 21.08.2012, 09:26 | Сообщение # 40
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Кстати, а к какой вечности приобщатся после Второго Пришествия козлы?

Вопрос, конечно, интересный smile Поживем, увидим cry


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 12.03.2013, 17:14 | Сообщение # 41
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Время по мысли преподобного Максима Исповедника

Доклад одного из ведущих представителей современной православной патристики, французского философа и богослова Ж.-К. Ларше, прочитанный им 16 ноября 2012 года в рамках открытого семинара кафедры богословия Московской духовной академии, приуроченного к 1350-летию со дня кончины преподобного Максима Исповедника.

http://www.bogoslov.ru/text/3152047.html


Scio me nihil scire
 
Форум » Наука и культура » Богословие и жизнь » Время и вечность
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024