Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » К вопросу о книжной цензуре (О правилах выбора и чтения православной литературы)
К вопросу о книжной цензуре
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 19:47 | Сообщение # 1
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
О. Евгений:
Нашёл интересную статью о том, как не попасть впросак при чтении современной православной литературы. Похоже, ещё долгое время нам придётся при выборе и чтении той литературы, которая предлагается сейчас православным людям самыми разнообразными издательствами и авторами, довольствоваться личной цензурой. О том, как сделать её максимально эффективной и полезной, и пишет Юрий Максимов.

"К написанию этой работы меня подвиг один случай. Как-то, проверяя работы студентов на одну и ту же тему, я заметил, что в пяти из них, во всем остальном самостоятельных и независимых друг от друга, авторы привели для подтверждения своей мысли одну и ту же цитату из Священного Писания. При этом цитата у всех пяти была одинаковым образом обрублена - так, чтобы в "обрубленном" виде лишилась первоначальной мысли и больше подходила для подтверждения мысли автора. Я не думаю, что кто-то из них специально старался исказить священный текст. Нет, это, вероятно, произошло машинально, и это самое печальное. Виною тому привычка смотреть на библейский текст как на материал для подтверждения собственных идей, а не на Слово Божие, которому мы должны смиренно следовать, отринув все противоречащие ему "свои идеи".
Это болезнь, которой поражены в той или иной мере большинство из нас - современных православных, воспитанных в традициях западной культуры. Имя болезни - модернизм.
Постановка своего мнения во главу угла - вот отличительная черта сознания, и даже религиозного, пораженного сим недугом. Отсюда - и недоверие к святоотеческому преданию, из которого принимается лишь то, что пригодно для подтверждения своих идей, и стремление толковать Священное Писание "от ветра главы своея", совершенно пренебрегая святоотеческим его пониманием. Отсюда, наконец, и желание "обновить", "улучшить", "модернизировать" Церковь Христову, навязчивое стремление, привнося в нее свои личные мнения, оправдать и догматизировать их.
Принято связывать модернизм с узким кругом определенных лиц, но на самом деле явление это гораздо более распространенное. Приходящие в Церковь приносят его из своей доцерковной жизни. Это отрицание авторитетов и презрение к древности и традиции - общая черта секулярного мировоззрения, распространяемого с XVII века, но дошедшего до апогея именно в наши дни. Неудивительно, что зараза модернизма привилась так широко именно сейчас. Людей так учит школа, массовая культура, да и элитарная, впрочем, тоже.
Само явление заслуживает отдельного разговора. Здесь же я хотел бы показать, какими приемами пользуются - зачастую даже не вполне осознанно - авторы-модернисты для того, чтобы убедить читателя, что их собственные идеи - это и есть учение Православной Церкви.
Поскольку любой православный христианин знает, что учение Православной Церкви познается из двух источников - Священного Писания и предания, то именно на манипуляции с ними и направлены усилия таких авторов.
Рассмотрим же, как "работают" эти приемы, на примере какой-нибудь явно несообразной идеи: допустим, что некий человек считает, будто бы необходимость убивать кротов - это обязанность всякого православного христианина, в чем и пытается убедить своих читателей...
"

http://missioner.kuraev.ru/index.p....emid=47


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 19:48 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Евгений:
Да, батюшка, положение с литературой очень серьезное.
У меня масса случаев в жизни, когда берешь какую-нибудь книгу, вроде все пишется правильно, но чувствуешь нутром: что-то не так. Если знаком хоть немного со Священными Писанием и Преданием, то сможешь отличить зерна от плевел. А если нет, и вот тут-то Остапа понесло...
Если у мирянина недостаточно знаний, то лучший способ - обратиться к духовнику или к настоятелю того храма, в котором молишься.
Думаю, это самый простой вопрос. Слава Богу, у нас отцы все знают - если что, все разъяснят. Только не пороть горячки.

О. Евгений:

Quote (Evgeny)
Если у мирянина недостаточно знаний, то лучший способ...

... - стать слушателем Севастопольского Православного Народного Университета! smile
Или хотя бы форумчанином на сайте севастопольского благочиния smile


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 26.12.2009, 12:12 | Сообщение # 3
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Православный книжный рынок: беспредел или цензура?
"На заседании Священного Синода РПЦ 25 декабря 2009 года принят ряд решений в отношении православного книгоиздательства. Отныне все издания, предназначенные для распространения через систему церковной книготорговли, обязаны предварительно рецензироваться в Издательском совете МП. К распространению в епархиальных, приходских или монастырских лавках будут разрешены только издания, получившие гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви». С другой стороны, все церковные издательства обязаны предоставлять в Издательский совет свои планы, а также подготовленную к выпуску печатную, аудио- и видеопродукцию для получения грифа, дающего право на распространение этих изданий в системе церковной книготорговли".
Но есть несколько "но". О том, что данное решение Священного Синода - это палка о двух концах, статья священника Андрея Дудченко:

http://www.bogoslov.ru/text/536248.html


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 31.12.2009, 22:21 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Вот как прокомментировал решение Священного Синода мой хороший знакомый, питерский книгоиздатель Олег Абышко:
"Во многом согласен с мнением по данной проблеме, высказанным А. Г. Дунаевым. Действительно, много частных вопросов, вызывающих недоумения. Но меня, однако, волнует главный вопрос: кому это выгодно? И прилегающий к нему тоже немаловажный вопрос: а кто советует Святейшему предпринимать подобные шаги - в правильном направлении, но совершенно немыслимые как по технике исполнения принятых решений, так и по своим дальним последствиям? Ответ на первый вопрос не столь сложен. Это крупные православные книгоиздательства, особо приближенные к Издательскому Совету и выше и способные без больших проблем проводить свои издательские планы через нарождающееся узкое сито псевдо-цензуры (почему "псевдо" - чуть ниже). Ответ на второй вопрос - практически идентичен первому. Еще никто не придумал ничего выгоднее монополии. Посмотрите на сайте Патриархии, кто из православных издателей получал церковные ордена и иные знаки отличия невесть за что (тот же "Дар" долгие годы был даже не издательством, а плохим переиздательством - ничего нового, ни одного перевода ни с какого языка, никаких комментариев, ни одной монографии современных авторов и т. д.) - и список будущих монополистов налицо. Рынок есть рынок, и его активно и достаточно беспардонно делят, прикрываясь высокими намерениями и чистыми помыслами. Это простая и очевидная констатация факта. Увы. Что же касается способности высшего церковного руководства поддаваться подобного рода уловкам - это плохой признак. Надеюсь, что всё постепенно придет в норму как в понимании уже сделанного, так и в осознании действительно правильных дальнейших шагов.
"Псевдо-цензура". Простите меня, а какой она может еще иначе быть??? Тысячи наименований церковной и околоцерковной литературы выходит каждый год, и среди них - масса книг по самым различным областям церковной науки, включая переводные с самых разных языков. Кто всё это будет внимательно, с пониманием и толком перечитывать? Где эта армия высоко образованных и главное - думающих цензоров? В каких штатах каких церковных организаций они числятся? Если же их нет (а ведь и не предвидится!), то что это за цензура? Грамотная цензура "умной" книги - дело не одного и не двух месяцев для одного только цензора. Отсеивать книжный хлам - это одна задача, и решается она своими методами, преимущественно запретительного характера по факту уже изданной литературы (т. е. составление того, что раньше называлось "индексами запрещенных книг"). Поставить на массовый поток цензуро-рецензирование всей церковной литературы - совсем другая задача, и методы ее решения не имеют ничего общего с первой. Не только масштабы разные (в разы) - просто задача совсем другая. Понимания этого я ни у кого не вижу. Говорят о времени прохождения документооборота (3-4 месяца), о том, кто платить за рецензию будет (протодиакон А. Кураев на своем сайте уверенно заявляет, что "платить будет издатель" - откуда такая априорность? А издателю это надо? И какое дело моему автору, светскому ученому-филологу или историку Церкви, до мнения некоего рецензента, предположим, рекомендовавшего "доработать книгу" в том или ином ключе?), говорят о светском рынке (светскому рынку не нужна качественная православная литература, творения св. отцов и новые переводы житий - тем более, заявляю это со всей ответственностью, так как более 20 лет работаю с этим рынком и хорошо его знаю) - обо всем говорят, кроме главного. Главное же в том, что, во-первых, поставленная задача в принципе технически невыполнима; во-вторых, принятие данного решения к исполнению во всем его объеме приведет к параличу всего рынка православной литературы, особенно в лице лучших магазинов и торговых сетей; в-третьих, грядущая монополизация рынка православной литературы неизбежно приведет к выдавливанию многочисленных небольших частных издательств, издательств православных братств, приходских издательств (из тех, кто еще пытался издавать что-либо хорошее) и других им подобных, к резкому сокращению ассортимента "умных" книг и уходу как их самих, так и их авторов вообще с этого рынка. Судьба переводной литературы и вовсе подвисает в воздухе. Что имеем в остатке?
В остатке имеем православную книжную мафию в прямом смысле этого слова со всеми ее экономическими атрибутами, зарабатывающую очень хорошие деньги, но всем остальным (т. е. по сути - всем нам) от этого только хуже.
Так что уже не по Черномырдину всё будет - "как всегда". Будет много хуже.
Хотя вчера еще казалось, что хуже быть не может. А вот в этом я как раз оптимист - может! Еще как может.
Что делать? Бить в колокола. Писать, спорить, доводить свое мнение до высокого церковного начальства. На данном этапе других путей нет.
Создание альтернативной книготорговой структуры для "малых сих" пока неподсильно.
Ясно одно - подобное решение надо отменять вовсе.

Другие комментарии на эту тему здесь: http://www.bogoslov.ru/text/536248.html#comment543780


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 01.01.2010, 13:25 | Сообщение # 5
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Счёл нужным отметиться среди комментаторов и ваш покорный слуга:

"Всем моё почтение!
Целиком и полностью согласен с Олегом Леонидовичем Абышко в том, что, пока решение Священного Синода не возымело обязательной к исполнению силы, нужно бить тревогу и добиваться, но только не его отмены, естественно, а того, чтобы это решение было видоизменено с учётом мнения как непосредственных участников книгоиздательского процесса, так и тех, кто занимается делом реализации продукции этого процесса (мнение людей, мировоззрение и соответствующая деятельность которых является источником возникновения и распространения того, что принято называть псевдо-православным "книжным хламом", в данной дискуссии можно было бы игнорировать a priori, впрочем, равно как и само их участие в этой дискуссии, принципиально не считая его сколько-нибудь нужным для пользы рассматриваемого дела). В связи с этим более чем целесообразным и важным для достижения конечного благоприятного результата решения проблемы наведения порядка на православном книжном рынке следует воспринимать идею московского диакона Георгия Малкова о проведении "круглого стола" (может быть даже и не одного), в том числе и с участием тех, кто авторитетно, компетентно и, что самое главное, с пользой для читателей, ищущих глубокого познания православной веры, действовал все последние годы на книгоиздательском фронте. Думаю, что тот же Олег Абышко, издаваемые книги которого можно смело по всем параметрам (как по избираемой тематике, так и по внешнему виду книг) считать чуть ли не образцом современного российского книгопечатания, мог бы на таком "круглом столе" высказать не одну полезную мысль, которые в свою очередь могли бы оказаться очень даже необходимыми "кирпичиками" в основании будущего решения, устраивающего всех: и издателей, и читателей. Скажем больше: мнение именно таких издателей, которые выпускают в свет именно "умную" православную литературу, и должно учитываться в первую очередь, если, конечно, задачей-максимум православного книгоиздательства считать не что иное, как истинное духовное просвещение православного народа, умных и серьёзных людей среди которого гораздо больше, чем может показаться поверхностным наблюдателям. Деятельность издателей вроде Олега Абышко можно было бы вообще назвать подвигом - так зачем же этим подвижникам усложнять и без того непростую жизнь и усугублять те условия, в которых они осуществляют свою благородную миссию? Бороться с "книжным хламом", безусловно, крайне необходимо, но в качестве средств и методов этой борьбы можно ведь совместными усилиями придумать нечто, что может оказаться "точечным ударом", конкретно решающим конкретную проблему, и что не отразится негативно на людях, деятельность которых благотворно влияет в частности на возрождение богословских наук, от чего напрямую зависит и истинное возрождение Богу угодного Православия – светлого, умного и зрячего! Выплёскивать вместе с водой и самого ребёнка - разумно ли это? Вопрос, я думаю, более чем риторический..."


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 20.01.2010, 19:15 | Сообщение # 6
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Сегодня, 20 января, дискуссия на портале "Богослов. RU" по поводу книжной цензуры была восстановлена. Сразу же появилось несколько новых сообщений. Читайте продолжение дискуссии по ссылке, данной в сообщении № 4!

Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 18.03.2010, 21:48 | Сообщение # 7
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Открытое письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
от книгоиздателей и книготорговцев по поводу осуществляемой Издательским Советом РПЦ реформы православного книгоиздания и книготорговли


Ваше Святейшество!

Поводом для письма к Вам стали события последних месяцев, важные не только для книгоиздателей, но и для всех образованных и любящих книгу людей.
Позвольте сразу сформулировать главное — реформа книгоиздания и книгораспространения, проводимая Издательским Советом (далее - ИС) во главе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом, безусловно, является необходимой, однако проводится она крайне неудачно, с серьезными стратегическими ошибками.
На Архиерейском совещании 2 февраля 2010 г. Вы, Ваше Святейшество, отметили, что необходимо «ограничить поток некачественной, а порой и псевдоправославной с элементами оккультизма литературы, попадающей в церковные магазины и лавки, а иногда становящейся угрозой церковному миру». Действительно, это серьезная проблема.
Однако инструменты, которые ИС избирает для ее решения, вызывают глубокое недоумение. Прежде всего речь идет о системе обязательного предварительного рецензирования всех без исключения книг и получения грифа ИС, без которого становится невозможным их дальнейшее распространение на православном рынке.
Ежегодно в России и Ближнем Зарубежье издаются тысячи наименований не только церковной, но и общегуманитарной литературы. Среди них - большое количество книг по различным областям церковной науки, включая переводы с разных, в том числе древних, языков. Между тем, руководство ИС считает достаточным, чтобы рецензирование в основном проводилось на общественных началах сторонними, изредка собирающимися специалистами. Собственного обширного штата квалифицированных рецензентов, соответствующего уровню поставленных Вами, Ваше Святейшество, задач, в ИС нет и при сегодняшних объемах выпускаемой литературы не может появиться.
Полноценная рецензия - дело не одного и не двух дней. Отсеивать псевдоправославный мусор - важная и ответственная задача, и ее можно и нужно решать, но поставить на массовый поток рецензирование всей церковной литературы — это иная задача, и методы ее решения имеют мало общего с первой.
Уже сегодня на несколько месяцев в буквальном смысле слова остановлена производственная деятельность большинства православных издательств, светские издательства сворачивают программы по изданию православной литературы. Большинство руководителей церковных магазинов, особенно в провинции, напуганы и не берут на продажу книги без грифа ИС. Вопрос огромной важности для всех книгоиздателей: что будет после 2010 г. с ранее изданной литературой без грифа ИС? Серьезная литература продается годами, и при ее изъятии из торговли большинство издателей научной и переводной литературы понесут огромные убытки. Мы просим не допустить этого.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 18.03.2010, 21:49 | Сообщение # 8
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
продолжение...

За текущий год прошло всего пять заседаний Экспертного комитета при ИС, на котором были выданы грифы чуть более чем на 100 книг. Подавляющее большинство из этих книг прошли экспертизу духовной цензуры до 1917 г. или являются переизданиями всем известных, уважаемых и даже почитаемых авторов. Первое заседание учрежденной вместо Экспертного комитета Коллегии по рецензированию и экспертной оценке прошло только 11 февраля 2010 г., на нем и были утверждены принятые ранее решения Экспертного комитета. Уже сегодня мы имеем абсурдную ситуацию, когда по выпискам №№2–3 из протоколов заседаний Экспертного комитета (от 22.01.2010 г. и 29.01.2010 г.) рекомендованы к изданию «при условии доработки предоставленных материалов с учетом замечаний рецензента» следующие сочинения: Избранные проповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского, «200 глав преп. Иоанна Лествичника», произведения Л. Чарской, В. А. Никифорова-Волгина, С. Лагерлёф и т. д. Рекомендованы даже «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и рассказы А. П. Чехова. И фраза о «доработке сочинений» давно почивших авторов не является простой формальностью, так как она присутствует далеко не везде. Если рекомендовано доработать верстку или исправить грамматические ошибки (а предположить рекомендацию внесения изменений в тексты давно почивших авторов кажется нам невозможным), то это профанация самой идеи рецензирования, так как возлагает на ИС функции простого редактора или даже корректора. С другой стороны, было бы странным видеть рекомендации ИС на переводных книгах инославных авторов, без которых, однако, сегодня трудно представить полную картину рынка учебной литературы.
В последние месяцы на православных порталах, сайтах и форумах развернулись конструктивные дискуссии на тему книжной реформы. Православной общественностью вообще и книгоиздательским сообществом в частности в ее ходе были высказаны многочисленные пожелания и предложения по механизму реализации реформы. 14 января в Москве прошел круглый стол на тему «Просвещение и цензура. О перспективах православного книгоиздания», участники которого были единодушны в своем отношении к проводимой реформе. Дискуссии продолжаются и по сей день, но ИС от них показательно дистанцируется, хотя именно к нему обращены все выступления. Вызывает серьезную тревогу нежелание ИС идти на диалог с непосредственными участниками книгоиздательского процесса.
От ИС никто не услышал ни одного предложения по механизму рецензирования. До сих пор непонятно, кто этим занимается и занимается ли вообще. Экспертные комитеты собираются лишь для крайне редкого рецензирования отдельно избранных (кем и по каким критериям - опять никому из книгоиздателей неизвестно) книг. Так дело реформы, касающееся всех нас и издателей, и читателей, далее обстоять не может.
Это противоречит не только смыслу и целям задуманной Вами, Ваше Святейшество, реформы православного книгоиздания, но и основным задачам церковной миссии, образования и просвещения, где книге принадлежит далеко не последнее место. Именно поэтому мы избрали форму открытого письма, чтобы донести наши мнения и предложения непосредственно до Вас как Предстоятеля Русской Православной Церкви.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 18.03.2010, 21:52 | Сообщение # 9
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
продолжение...

Мы призываем к широкому обсуждению целей, задач и механизмов реорганизации церковно-издательской деятельности. Не должно быть узкого круга избранных по непонятным критериям издателей и «всех прочих», которых ИС может без объяснения причин игнорировать.
Если кратко формулировать наши основные замечания к ходу реформы, то они сводятся к следующим.
1) Состав и квалификация рецензентов, их авторитетность в церковной и научной среде. Дореволюционные цензоры были люди с именами и несли персональную ответственность.
2) Сроки рецензий и время документооборота по получению грифа ИС вообще. При нынешнем объеме издаваемой литературы, разнообразии не только книжной тематики, но и географии издателей, при планируемой сверхцентрализованности неизбежны громадные потери по времени.
3) Оплата труда рецензентов. Приходится слышать, что оплата рецензий должна происходить за счет книгоиздателей. На наш взгляд, принцип «миссия за счет миссионеров» справедливым быть не может.
4) Светские книгоиздательства, специализирующиеся на выпуске хорошей, «умной», как говорят в нашей среде, литературы, лишь часть своих тиражей продают через церковный прилавок. Разумеется, они совершенно не заинтересованы проходить через все процедуры для получения грифа ИС. Это же касается авторов книг, методология научного исследования которых приводит их к определенному выводу, для которого «замечания рецензента, требующие доработки», не имеют практического значения. Грозящее оскуднение ассортимента православного книжного рынка приведет не только к существенному оттоку покупателей, но и к резкому снижению церковных доходов от книжной торговли, что также не будет способствовать общему развитию православного книгоиздания, особенно дорогостоящих, наукоемких проектов. Между тем, действующая система среднего и высшего духовного образования не исключает изучения многих светских предметов, литература по которым была бы не только не лишней на прилавках церковных магазинов, но и прямо необходимой для учащихся. Стоит отметить также и то, что при почти повсеместном уничтожении в российской провинции системы светской книготорговли церковные магазины несут на себе дополнительный груз не только духовного, но и общекультурного просвещения.
Самое же противоречивое в этой ситуации то, что в книговедении и издательских ГОСТах, разработанных для данной отрасли, не существует самого понятия «православная литература», поэтому совершенно непонятно, какими критериями должны руководствоваться рецензенты, оценивая произведения, для которых не определены ни требования, ни нормативы, и даже не существует жанрово-видовая классификация. В особенности это относится к современной православной художественной литературе. Создастся ситуация, когда православная книга снова окажется в изоляции. Данное состояние дел как нельзя лучше способствует появлению монополистов, способных быстро продвигать свои издательские планы через все административные барьеры.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 18.03.2010, 21:53 | Сообщение # 10
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
продолжение...

Мы предлагаем простые в исполнении, всем понятные и эффективные меры по реализации реформы церковного книгоиздания. Самый главный принцип проведения реформы — рецензирование должно быть добровольным, а в систему церковной книготорговли могут поступать книги и без грифа ИС. Суть этого предложения в том, чтобы ИС проводил действительные и полноценные экспертизы на те книги, которые издатель хотел бы видеть в создаваемой по Вашему, Ваше Святейшество, предложению «единой общецерковной сети реализации издательской продукции, состоящего из крупного реализационного центра в Москве и в региональных центрах», т. е получение грифа ИС должно давать издателю преимущества в реализации, и, соответственно, сам издатель был бы заинтересован в получении грифа ИС. Так же ИС наделялся бы ответственным правом мониторинга книжного рынка, т. е. правом выборочного рецензирования тех книг, которые ему кажутся сомнительными с догматической точки зрения, или же по поступившему сигналу о недоброкачественности отдельного издания. Все издательства, желающие представлять свою продукцию на православном рынке, обязаны направлять свои реквизиты в ИС, который, в свою очередь, публикует список издательств в Интернете и в церковной печати. Отказано от включения в список может быть только тем издательствам, которые зарекомендовали себя изданием неприемлемой для Православия литературы. Издательство, включенное в список, имеет право ставить на своих изданиях гриф, что данная книга рекомендуется для распространения через церковную книготорговую сеть. Если же по результатам экспертизы уже вышедшей книги подтвердится ее неприемлемость, то само издание включается в список литературы, не подлежащей распространению через православную книжную сеть, книга изымается из торговли, а издательству выносится предупреждение. После получения трех предупреждений у издательства автоматически отзывается аккредитация ИС. Данное предложение отслеживания и рецензирования издаваемой литературы не до того, как она поступит в сеть, а после этого, имеет в своей основе принцип «презумпции невиновности», который, несомненно, пойдет только на пользу издательскому делу в целом и повысит ответственность издателя за качество издаваемой литературы. Важно при этом предусмотреть систему независимого суда при ИС, чтобы издатель не мог пасть жертвой субъективного или же предвзятого мнения рецензента. Создание данного контрольного органа, в свою очередь, повысит ответственность и рецензентов за качество и объективность своей работы.
Мы также предлагаем, чтобы значительный массив литературы был совершенно исключен из области рецензирования даже после ее издания. Сюда прежде всего должна относиться литература, которая была уже признана духовной цензурой XIX — начала XX в. Далее, есть литература, которая стала православной классикой уже в XX в. Это и официальные издания, издававшиеся не только Русской Православной Церковью, но и Русской Православной Церковью за рубежом. Это и новые переводы св. отцов и учителей Церкви, появившиеся за последние 20 лет и также благоприятно воспринятые православной общественностью и священноначалием. Это и издания ЦНЦ «Православная энциклопедия», и книги Издательства Московской Патриархии, и некоторые другие. Высшие духовные образовательные учреждения Русской Православной Церкви, как это было и ранее, могут иметь своего или специально назначенного цензора.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 18.03.2010, 21:55 | Сообщение # 11
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
окончание...

Нам представляется важным положением в деле реформы, что вообще все издания, вышедшие до 2009 г. включительно и не получившие отрицательной оценки на православном книжном рынке со стороны специалистов, могли бы быть переиздаваемы без каких-либо предварительных условий. В этом случае ИС должен взять на себя труд составления списка скомпрометировавшей себя литературы, запрещенной к переизданию, что целиком и полностью будет соответствовать функциям ИС как такового.
Наши ожидания и надежды в области православного книгоиздания связаны с появлением хорошо продуманной и широко обсужденной концепции издательской деятельности Русской Православной Церкви, которая будет направлена на формирование наиболее благоприятных условий для развития всех составляющих православного сектора книжного рынка за счет вовлечения в общую работу максимально широкого круга церковных и государственных учреждений, издательств, торговых организаций, СМИ, ученых и литераторов. Сегодня вся реформа православного книгоиздания сведена ИС к вопросу обязательного рецензирования, что в корне неверно. У книгоиздательского сообщества много больше проблем, из которых самые главные: постоянное уменьшение православного рынка, сокращение тиражей, отказ многих храмов продавать православную литературу, кризис неплатежей, отсутствие централизованной системы сбыта, отсутствие поддержки со стороны священноначалия в деле книжного просвещения граждан и многие другие. Нам нужна помощь нашего священноначалия, а не дополнительные поборы и административные препятствия ИС. Превращение ИС в Цензурный комитет не соответствует его функциям и задачам.
С надеждой на Ваше, Ваше Святейшество, понимание поставленных в этом письме проблем и вопросов, с упованием на благосклонное рассмотрение нашего письма, вызванного к жизни нашим искренним желанием всемерного улучшения непростой ситуации в православном книгоиздании, с искренним к Вам почтением и уважением.

— ООО «Языки славянских культур» (Москва), ген. директор: Козлов Михаил Иванович;
— Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» (Москва), президент: Жигалкин Сергей Александрович;
— ООО Издательско-торговый дом гуманитарной книги «Гнозис»,
ген. директор: Костюшин Павел Юрьевич;
— ООО «Традиция» (Москва), ген. директор Кривошеев Вячеслав Дмитриевич;
— ООО «Издательство Олега Абышко» (Санкт-Петербург), ген. директор Абышко Олег Леонидович;
— ООО «Алетейя» (Санкт-Петербург), директор издательства Савкин Игорь Александрович;
— православное издательство «Сатисъ» (Санкт-Петербург), директор издательства Блинский Андрей Вилович;
— ООО «Университетская книга-СПб.», ген. директор Ерофеев Александр Алексеевич;
— ООО «Издательско-торговый дом «Гуманитарная академия», ген. директор Довженко Юрий Михайлович;
— издательство «Quo Vadis» (Киев), директор издательства Аврамчук Евгений Алексеевич;
— издательство «Текст» (Краснодар), главный редактор Шахбазян Киприан Геворкевич.


Scio me nihil scire
 
BenderДата: Пятница, 19.03.2010, 01:28 | Сообщение # 12
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
http://www.runewsweek.ru/society/33087/

Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 22.03.2010, 21:29 | Сообщение # 13
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Bender, если не трудно, в следующий раз сопровождайте даваемую Вами ссылку хотя бы краткой цитатой из текста, которая помогала бы составить представление о содержании предлагаемой информации! Спасибо за внимание!

Scio me nihil scire
 
BenderДата: Понедельник, 22.03.2010, 22:01 | Сообщение # 14
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 583
Статус: Offline
Издатели бьют тревогу: православная цензура набирает обороты

http://www.runewsweek.ru/society/33087/


Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 22.03.2010, 22:38 | Сообщение # 15
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Вы очень любезны, Bender! Спасибо за понимание!

Scio me nihil scire
 
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » К вопросу о книжной цензуре (О правилах выбора и чтения православной литературы)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024