LadyIka:
Недавно была у мощей вмч. Пантелеймона, и когда меня спросили: "Ну, как впечатление?", я ответила так, как чувствовала на тот момент: "Мученик Пантелеймон - сладкий святой" . Можно ли так говорить про святых или в Православии так не принято, и я поступила как экзальтированная католичка? О. Евгений:
Quote (LadyIка)
"...сладкий святой" . Можно ли так говорить про святых или в Православии так не принято, и я поступила как экзальтированная католичка?
Абсолютно нормальный, на мой взгляд, эпитет.
Когда в душе верующего - благодать (в том числе и от прикосновения к мощам святого), то основное, что чувствует при этом человек - это сердечная сладость (кто испытывал - знает, что это такое).
Прошу обратить внимание на припев в очень распространённом, любимом православными акафисте: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/molitv08.shtml
Виталий:
Следует, на мой взгляд, обратить внимание и на то, что в церковно-славянском языке слово "сладчайший" употребляется со смыслом "несказуемый", "наисовершеннейший", что полностью соответствует смыслу греческого оригинала. Следы первоначального значения в русском языке остались, например, в словах "сладкоголосый, сладострастие, сладостный".
О. Евгений:
Quote (Виталий)
...в церковно-славянском языке слово "сладчайший" употребляется со смыслом "несказуемый", "наисовершеннейший".
Думаю, что эпитет "сладчайший", используемый при восхвалении Иисуса Христа, не может не означать и переживания той благодати, которую испытывают подвижники, творящие Иисусову молитву на достаточно глубоком сердечном уровне.
Кстати, одно из значений слово "сладкий" (в церковно-славянском языке) - добрый, кроткий. Естественность же употребления этих слов применительно к святому человеку не может вызывать никаких сомнений.