Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Главное » Вопросы священнику » Беседа прп.Серафима с Мотовиловым
Беседа прп.Серафима с Мотовиловым
КсенияДата: Четверг, 09.12.2010, 15:32 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Батюшка, перечитывала беседу прп.Серафима Саровского с Мотовиловым. Не все понятно из этой беседы. Если позволите, несколько вопросов.
"Первая же – воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев". Из этой фразы следует, что человек, делая добро, должен думать не о том, кому это добро предназначается, а о себе, стяжает ли он этим добрым поступком Духа Святаго?
(пример: служит ли человек делу своего спасения, если идя в дом престарелых ухаживать, думает о самих престарелых людях, а не о том, ниспошлет ли ему Господь за этот поступок благодать Святаго Духа?)

"...При молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от мирских дел. Но я вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо упраздниться, но, когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святой посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться". Действительно ли бывает духовное состояние, когда "надобно и от молитвы упраздниться"? Или достигать его могут лишь святые, подобные прп.Серафиму? (просто больше нигде не читала о таком).

Не совсем понятны слова о духовной торговле, о выборе наиболее выгодной добродетели.
«Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в безчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте». Не следует же из этого, что старец советовал соблюдать не все, а какую-то одну или несколько заповедей, тех, из которых можно извлечь «большую выгоду», духовную?

 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 09.12.2010, 19:08 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Ксения, Вы мне доверяете толковать преподобных? smile

Quote (Ксения)
Из этой фразы следует, что человек, делая добро, должен думать не о том, кому это добро предназначается, а о себе, стяжает ли он этим добрым поступком Духа Святаго?

Из этой фразы следует, что, думая через совершение доброго дела стяжать благодать Святого Духа, человек при этом вовсе не должен не думать о тех, в чей адрес он то или иное доброе дело совершает. Всё взаимосвязано: думаешь о других - думаешь о себе, помогая другим - сам стяжаешь Дух Божий. Преподобный, говоря так, предупреждает о духовной бесплодности добрых дел, совершаемых ради земной славы, а не ради совершенствования духовной жизни.

Quote (Ксения)
Действительно ли бывает духовное состояние, когда "надобно и от молитвы упраздниться"? Или достигать его могут лишь святые, подобные прп.Серафиму?

Да, бывает. Афонские исихасты (сейчас, к сожалению, не могу привести конкретных имён, но я об этом читал не раз), в частности, описывают такое состояние обильного посещения человека Божественной благодатью, когда умолкает душа, прекращается словесная молитва - остаются только слёзы неописуемого умиления и благодарности Богу.

Quote (Ксения)
Не следует же из этого, что старец советовал соблюдать не все, а какую-то одну или несколько заповедей, тех, из которых можно извлечь «большую выгоду», духовную?

Не следует. Старец советовал особенное внимание уделять тому, что приносит больший духовный плод, но не в ущерб всему остальному (пример: "даёт вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь", но и о посте и милостыне тоже не забывайте, а по силам творите как то, так и другое).


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Пятница, 10.12.2010, 13:18 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Ксения, Вы мне доверяете толковать преподобных?

Да, батюшка, а то сама натолкую...

Quote (священник_Евгений)
Преподобный, говоря так, предупреждает о духовной бесплодности добрых дел, совершаемых ради земной славы, а не ради совершенствования духовной жизни.

Вопрос: существует ли доброе дело, совершенное хоть без тени тщеславия? Слышала рассказ об одном человеке, имевшем лавку, слывшем очень благочестивым и собиравшемся уйти в монастырь. Всегда у него на столе лежало Евангелие и, занимаясь торговлей, он любую свободную минуту посвящал чтению Писания и молитве. Когда, наконец, он исполнил свою мечту и пришел в монастырь, чтобы полностью посвятить себя служению Богу, окружающие с удивлением заметили, что напряженность его духовной жизни значительно ослабла. Они спросили его о причинах этого. Он сказал в ответ: "В миру мои добродетели питались грязной водой тщеславия, а здесь, в монастыре, никого не удивляют мои духовные подвиги".

Видимо, Господь, по немощи человеческой, ниспосылает Свою Благодать на того, кто хотя бы пытается совершить доброе дело с чистым сердцем? Ведь Он "и намерения целует"?

 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 10.12.2010, 20:20 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
существует ли доброе дело, совершенное хоть без тени тщеславия?

Наверное, существует. Равно как и люди, которые такие дела совершают.

Quote (Ксения)
Видимо, Господь, по немощи человеческой, ниспосылает Свою Благодать на того, кто хотя бы пытается совершить доброе дело с чистым сердцем?

Полагаю, что так.

Quote (Ксения)
Ведь Он "и намерения целует"?

Это точно.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Суббота, 11.12.2010, 17:03 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Видимо, Господь, по немощи человеческой, ниспосылает Свою Благодать на того, кто хотя бы пытается совершить доброе дело с чистым сердцем?

Так, да, видимо, не всегда. Ведь, несмотря на то, что девы возвратились с елеем, затворились же перед ними двери в брачный чертог. И пришлось им идти "во тьму кромешную".
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 11.12.2010, 19:14 | Сообщение # 6
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
несмотря на то, что девы возвратились с елеем, затворились же перед ними двери в брачный чертог. И пришлось им идти "во тьму кромешную"

Вы полагаете, что те, кто бежит в храм только тогда, когда ему уж очень сильно приспичит, делают это с чистым сердцем?
Вообще, правильнее было бы в нашем случае говорить не о чистом сердце, а об искреннем. Сердце ещё нужно умудриться очистить. А вот желание сделать доброе дело, исходящее из чистого сердца, точно будет лишено даже малейшей примеси тщеславия...


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Понедельник, 13.12.2010, 10:57 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Батюшка, простите, хочется разобраться, кто входит в собирательный образ дев, пришедших позже с елеем, но не попавших на брачный пир? А можно ли отнести сюда блудницу из рассказа прп.Серафима, которая, стяжала молитвой благодать Божию и воскресила чужого ребенка? Сама же она, не придя к покаянию, наверняка не была «приглашена в брачный чертог».

Quote (священник_Евгений)
Сердце ещё нужно умудриться очистить.

Чистое сердце = сердце, очищенное от страстей = безгрешие? Если так, есть ли те, кто имеет чистое сердце?
А от имени кого поются слова стихиры:"...И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"? Не от имени грешников?
Может быть тогда все-таки чистое сердце = искреннее сердце?

Преподобные говорят, о тщеславии:
"Весной плоды и растения точит и подтачивает многообразный червь; а во время подвижничества духовного растлевает, сквернит и заражает добродетели инока многообразное тщеславие. Как солнце светит всем равно, так и тщеславие радуется о всех добродетелях. Когда, например, я храню пост, в то время тщеславлюсь; когда же для утаивания от людей поста своего разрешаю себе пищу, то снова о благоразумии своем тщеславлюсь. Облекшись в светлую одежду, побеждаем бываю от любочестия; в худую переодевшись, опять тщеславлюсь. Говорить ли стану? Тщеславием обладаю. Молчать ли захочу? Снова ему предаюсь. Куда это терние ни поверни, все станет оно колючками своими кверху." (прп. Иоанн Лествичник)

Сообщение отредактировал Ксения - Понедельник, 13.12.2010, 12:33
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 13.12.2010, 22:38 | Сообщение # 8
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
кто входит в собирательный образ дев, пришедших позже с елеем, но не попавших на брачный пир?

Что святые Отцы по этому поводу говорят?

Quote (Ксения)
А можно ли отнести сюда блудницу из рассказа прп.Серафима, которая, стяжала молитвой благодать Божию и воскресила чужого ребенка? Сама же она, не придя к покаянию, наверняка не была «приглашена в брачный чертог»

Что это за случай такой, когда грешник, не придя к покаянию, стяжал тем не менее благодать Божию?

Quote (Ксения)
Чистое сердце = сердце, очищенное от страстей = безгрешие?

Ну да.

Quote (Ксения)
Если так, есть ли те, кто имеет чистое сердце?

Чистые сердцем - блаженны. Значит, есть. Или были во всяком случае.

Quote (Ксения)
от имени кого поются слова стихиры:"...И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"? Не от имени грешников?

Эта стихира поётся во время ночного пасхального крестного хода, и поётся она от имени грешников, но очистивших своё сердце подвигами Великого поста. Много и таких, для кого даже Великий пост на пользу не идёт, но имеются в виду именно те, кто очистил своё сердце предпасхальным испытанием.

Quote (Ксения)
Может быть тогда все-таки чистое сердце = искреннее сердце?

А Вы сами подумайте: чистое сердце может искренне ненавидеть? Нет, но тем не менее очень многие ненавидят именно искренне.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Вторник, 14.12.2010, 12:41 | Сообщение # 9
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Что святые Отцы по этому поводу говорят?

Из "Толкования Евангелия" Гладкова следует, что общий смысл этой притчи:"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий".
Опоздавшие девы – те, к которым относятся слова «Вера без дел - мертва» (прп.Серафим: "добрые дела без стяжания Святого Духа – мертвы").
Страшно – не само опоздание, а делание добрых дел без должной ревности, не по любви, а лицемерно.

Quote (священник_Евгений)
Что это за случай такой, когда грешник, не придя к покаянию, стяжал тем не менее благодать Божию?

"Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: "Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!"...– и воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять" (беседа прп.Серафима с Мотовиловым).

Quote (священник_Евгений)
имеются в виду именно те, кто очистил своё сердце предпасхальным испытанием.

Согласна.

Quote (священник_Евгений)
чистое сердце может искренне ненавидеть?

Я хотела сказать, что искреннее следование заповедям Божиим помогает очистить от страстей грешное сердце (которому не чужда на данный момент и искренняя ненависть).
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 14.12.2010, 18:56 | Сообщение # 10
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
блудницу из рассказа прп.Серафима, которая, стяжала молитвой благодать Божию и воскресила чужого ребенка

Блудница из рассказа стяжала не благодать, а милость Божию, поняв силу, значение и важность молитвы.

Quote (Ксения)
Сама же она, не придя к покаянию

А вот уже потом, после этого чудесного случая наверняка было и покаяние и, как следствие, благодать.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Среда, 15.12.2010, 14:10 | Сообщение # 11
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Вот так, Господь, Промыслом Своим (тем, что не оттолкнул, а ответил на молитву) спасает казалось бы погубленную душу...
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 15.12.2010, 16:55 | Сообщение # 12
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Аминь.

Scio me nihil scire
 
Форум » Главное » Вопросы священнику » Беседа прп.Серафима с Мотовиловым
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024