Жития святых
|
|
Ксения | Дата: Пятница, 12.11.2010, 12:27 | Сообщение # 1 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Батюшка, благословите. Можно ли жития святых называть историческим документом или это, скорее всего, своеобразная молитва – славословие ко святому, т.к. в их написании присутствует некая канва, обязательная для всех житий (например, определенное количество чудес), а историческая достоверность – не обязательна, а иногда и невозможна?
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Пятница, 12.11.2010, 22:38 | Сообщение # 2 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Ксения, попробуйте спросить об этом Виталия Васильевича. Полагаю, что он как историк даст Вам наиболее исчерпывающий ответ...
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Пятница, 12.11.2010, 23:22 | Сообщение # 3 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Я рекомендую ознакомиться с понятиями агиография и агиология, а затем обсуждать вопросы, оставшиеся неясными. Хорошо?
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Пятница, 12.11.2010, 23:23 |
|
| |
Ксения | Дата: Суббота, 13.11.2010, 16:42 | Сообщение # 4 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Как скажете...
|
|
| |
Виталий | Дата: Суббота, 13.11.2010, 17:50 | Сообщение # 5 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Как скажете... Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — святой; γράφω — пишу) — род деятельности, цель которой - изучение жития святых... Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В качестве примера могу привести "Житие Иоанна Готского" - ценный и, по сути, единственный источник, содержащий сведения об антихазарском восстании в Крыму в конце VIII века. При изучении агиографических источников, как и других исторических источников, необходима "внешняя" и "внутренняя" их критика. Агиоло́гия (от греч. άγιος — святой и греч. λόγος — рассуждение) — термин, употребляемый для обозначения исследований, посвящённых богословским и историко-церковным аспектам святости. В отличие от агиографии, рассматривающей жития как памятники религиозной и литературной истории той эпохи, когда житие создавалось, агиология сосредоточивает своё внимание на самом святом. Quote (Ксения) в их написании присутствует некая канва, обязательная для всех житий (например, определенное количество чудес), а историческая достоверность – не обязательна Я с Вами согласен. Назовем это канонической составляющей. Например - детские годы: - святые дети - “вымоленные”, - благочестивая семья, - после рождения они посвящаются Богу, - с ранних лет для них характерно особое благочестие: строгий пост, усиленная молитва, «иной» образ жизни, чем у сверстников, - отвержении ребенком всех форм ребячливости, детскости и т.д. Кураев в книге "Миссионерский кризис Православия" отмечает, что Христос говорил взрослым - "будьте как дети", а в житиях, наоборот, вместо детей - "рассудительные маленькие старички".
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Суббота, 13.11.2010, 18:40 |
|
| |
Ксения | Дата: Вторник, 16.11.2010, 11:51 | Сообщение # 6 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Виталий Васильевич, благодарю за подсказку. Сейчас еще поизучаю ссылочки. Quote (Виталий) Кураев в книге "Миссионерский кризис Православия" отмечает, что Христос говорил взрослым - "будьте как дети", а в житиях, наоборот, вместо детей - "рассудительные маленькие старички". Интересное замечание. Значит, можно сказать, что при определенной критике, жития святых имеют историческую ценность. Но, полностью полагаться на них, как на исторический документ нельзя, т.к. существует и «украшательская» их часть. Чаще всего, это детские годы святого. Читая житие святого мы, несомненно, воздаем ему славу. Quote (Виталий) Кураев в книге "Миссионерский кризис Православия" отмечает, что Христос говорил взрослым - "будьте как дети", а в житиях, наоборот, вместо детей - "рассудительные маленькие старички". Думаю, что не совсем так. О каких детях говорил Христос: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10, 15)? Он не говорил: будьте безтолковы, как дети, шалите, как дети, будьте эгоистами, как дети, а: будьте искренними, как дети, забывайте обиды, как дети, не умейте обманывать, как дети. Думаю, что маленькие подвижники как раз обладали этими качествами в большей мере, чем их сверстники. И игры у них были, только свои, особенные. Например, св. блаженная Матрона любила играть с иконами.
|
|
| |