Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Главное » Вопросы священнику » Жития святых
Жития святых
КсенияДата: Пятница, 12.11.2010, 12:27 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Батюшка, благословите.
Можно ли жития святых называть историческим документом или это, скорее всего, своеобразная молитва – славословие ко святому, т.к. в их написании присутствует некая канва, обязательная для всех житий (например, определенное количество чудес), а историческая достоверность – не обязательна, а иногда и невозможна?
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 12.11.2010, 22:38 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Ксения, попробуйте спросить об этом Виталия Васильевича. Полагаю, что он как историк даст Вам наиболее исчерпывающий ответ...

Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Пятница, 12.11.2010, 23:22 | Сообщение # 3
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Я рекомендую ознакомиться с понятиями агиография и агиология, а затем обсуждать вопросы, оставшиеся неясными. Хорошо?

В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь

Сообщение отредактировал Виталий - Пятница, 12.11.2010, 23:23
 
КсенияДата: Суббота, 13.11.2010, 16:42 | Сообщение # 4
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Как скажете...
 
ВиталийДата: Суббота, 13.11.2010, 17:50 | Сообщение # 5
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Как скажете...

Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — святой; γράφω — пишу) — род деятельности, цель которой - изучение жития святых... Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.
В качестве примера могу привести "Житие Иоанна Готского" - ценный и, по сути, единственный источник, содержащий сведения об антихазарском восстании в Крыму в конце VIII века.

При изучении агиографических источников, как и других исторических источников, необходима "внешняя" и "внутренняя" их критика.

Агиоло́гия (от греч. άγιος — святой и греч. λόγος — рассуждение) — термин, употребляемый для обозначения исследований, посвящённых богословским и историко-церковным аспектам святости. В отличие от агиографии, рассматривающей жития как памятники религиозной и литературной истории той эпохи, когда житие создавалось, агиология сосредоточивает своё внимание на самом святом.

Quote (Ксения)
в их написании присутствует некая канва, обязательная для всех житий (например, определенное количество чудес), а историческая достоверность – не обязательна

Я с Вами согласен. Назовем это канонической составляющей. Например - детские годы:
- святые дети - “вымоленные”,
- благочестивая семья,
- после рождения они посвящаются Богу,
- с ранних лет для них характерно особое благочестие: строгий пост, усиленная молитва, «иной» образ жизни, чем у сверстников,
- отвержении ребенком всех форм ребячливости, детскости и т.д.
Кураев в книге "Миссионерский кризис Православия" отмечает, что Христос говорил взрослым - "будьте как дети", а в житиях, наоборот, вместо детей - "рассудительные маленькие старички".


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь

Сообщение отредактировал Виталий - Суббота, 13.11.2010, 18:40
 
КсенияДата: Вторник, 16.11.2010, 11:51 | Сообщение # 6
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Виталий Васильевич, благодарю за подсказку. Сейчас еще поизучаю ссылочки.

Quote (Виталий)
Кураев в книге "Миссионерский кризис Православия" отмечает, что Христос говорил взрослым - "будьте как дети", а в житиях, наоборот, вместо детей - "рассудительные маленькие старички".

Интересное замечание.

Значит, можно сказать, что при определенной критике, жития святых имеют историческую ценность. Но, полностью полагаться на них, как на исторический документ нельзя, т.к. существует и «украшательская» их часть. Чаще всего, это детские годы святого.
Читая житие святого мы, несомненно, воздаем ему славу.

Quote (Виталий)
Кураев в книге "Миссионерский кризис Православия" отмечает, что Христос говорил взрослым - "будьте как дети", а в житиях, наоборот, вместо детей - "рассудительные маленькие старички".

Думаю, что не совсем так. О каких детях говорил Христос: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10, 15)? Он не говорил: будьте безтолковы, как дети, шалите, как дети, будьте эгоистами, как дети, а: будьте искренними, как дети, забывайте обиды, как дети, не умейте обманывать, как дети. Думаю, что маленькие подвижники как раз обладали этими качествами в большей мере, чем их сверстники. И игры у них были, только свои, особенные. Например, св. блаженная Матрона любила играть с иконами.
 
Форум » Главное » Вопросы священнику » Жития святых
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024