Что такое имяславие?
|
|
Ксения | Дата: Среда, 24.03.2010, 15:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Батюшка, простите, спасибо за ссылку, очень интересная лекция. Но опять не обойтись без Вашей помощи. Читаю сейчас книгу об отце Иоанне Кронштадском. Встретилось такое понятие как «имяславие». Последователи этого движения утверждают, что имя Божие есть сам Бог. Почему это движение считается ересью? Батюшка Иоанн в своих дневниках очень убедительно говорит: "Веруй твердо в осуществимость всякого слова, особенно произнесенного во время молитвы; памятуя, что Виновник слова есть Бог - Слово; что Сам Бог наш, в Троице поклоняемый, выражается тремя словами, или именами: Отец, Слово и Святый Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом"…С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель Бог; и Словом от небытия в бытие все приведено". Ведь и мы сейчас прочитанные православные газеты, где упоминается имя Господне не выбрасываем, чтобы не осквернить, а сжигаем. Буду благодарна за ответ. Батюшка, можно еще один вопрос. Как правильно оценить плоды поста? Могу ли я отмечать свои приобретенные во время поста добродетели, например: научилась не осуждать, стала внимательнее к ближним и т.д., или зрение добродетелей будет уже проявлением уже и гордыни, и правильно по смирению сказать, что как до поста, так и после, как была грешнейшей паче всех людей, так и осталась ей...? Но тогда придется сказать и то, что нет и плодов поста.
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Четверг, 29.04.2010, 21:08 | Сообщение # 2 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Батюшка, можно еще один вопрос. Как правильно оценить плоды поста? Могу ли я отмечать свои приобретенные во время поста добродетели, например: научилась не осуждать, стала внимательнее к ближним и т.д., или зрение добродетелей будет уже проявлением уже и гордыни, и правильно по смирению сказать, что как до поста, так и после, как была грешнейшей паче всех людей, так и осталась ей...? Но тогда придется сказать и то, что нет и плодов поста Святитель Феофан Затворник: "Не следует слишком заниматься собою. Отцы святые говорят: "Не меряй себя!.. Лучшая мера: "Ничего нет"... Господи, даждь положити начало благое!.. Господи, иже веси судьбами спаси мя!.. И мысль всякую гоните о мерянии себя, а, задняя забывая, совсем как бы его не было, - в передняя простирайтесь. Враг наводит на то, чтоб мерять себя, чтобы самомнение возбудить и испортить все дело. Всегда говорите себе: "Ничего нет, нечего мерять"". Душеполезные наставления святителя здесь: http://www.pravoslavie.uz/Osnovi/Feofan/Nastavl/title.htm
Scio me nihil scire
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Четверг, 29.04.2010, 21:11 | Сообщение # 3 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Встретилось такое понятие как «имяславие». Последователи этого движения утверждают, что имя Божие есть сам Бог. Почему это движение считается ересью? Ксения, рекомендую поискать интересующий Вас материал в интернете. Если после ознакомления с тем, что предлагает по проблеме имяславия "всемирная сеть", Ваш вопрос останется открытым - поговорим поподробнее...
Scio me nihil scire
|
|
| |
kaberne1 | Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 21:58 | Сообщение # 4 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 836
Статус: Offline
| Я тут совсем нечаянно натолкнулась на книгу. Если ещё нужно, то вот: http://www.katehizis.ru/2009-10....imit=50
"Одно милосердие Божие - надежда каждого из нас, и сие одно есть всё".
Сообщение отредактировал kaberne1 - Воскресенье, 23.05.2010, 22:01 |
|
| |
Ксения | Дата: Среда, 26.05.2010, 10:27 | Сообщение # 5 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Спасибо за заботу, но ссылка почему-то не открылась. Для меня остался открытым вопрос, почему имяславие – ересь. Я так поняла, что споры об этом до сих пор ведутся, и нет единого мнения, но мне близко впечатление Вениамина Федченкова: «Вспомню о собственном ощущении, когда было осуждено учение так называемых "имябожников". Это было летом (вероятно, 1913 г.). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в "Церковных Ведомостях" об этом осуждении. И не разбираясь еще в данном вопросе с богословской точки зрения, я, однако, ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отречения от Православия» и О. Мандельштама: И поныне на Афоне Древо чудное растёт, На крутом зелёном склоне Имя Божие поёт. В каждой радуются келье Имябожцы-мужики: Слово — чистое веселье, Исцеленье от тоски! Всенародно, громогласно Чернецы осуждены; Но от ереси прекрасной Мы спасаться не должны. Каждый раз, когда мы любим, Мы в неё впадаем вновь. Безымянную мы губим Вместе с именем любовь.
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Четверг, 27.05.2010, 10:12 | Сообщение # 6 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Для меня остался открытым вопрос, почему имяславие – ересь. Я так поняла, что споры об этом до сих пор ведутся, и нет единого мнения Правильнее было бы назвать имяславие не ересью, а недопонятой попыткой богословского выражения того благодатного и спасительного воздействия, какое оказывает на сердце человека Иисусова молитва. Тогда, в 1913 году, накануне страшной революции в России, когда умы многих были смятены, разбираться в богословских тонкостях не было ни времени, ни возможности (хотя некоторые известные тогдашние богословы и философы такие попытки и предпринимали). К тому же афонские монахи подняли сначала в Андреевском скиту, а затем и в Свято-Пантелеимоновом монастыре открытый бунт (есть даже мнение, что организаторы бунта имяславием только прикрывались - истинной причиной было противостояние монахов-малороссов монахам-великороссам). Вот, будучи взбудораженными предреволюционной ситуацией, и подавили этот бунт силой - к здравым рассуждениям философов (Эрн, Флоренский, Новоселов, Булгаков), к сожалению, никто и не собирался прислушиваться: как я уже сказал, не до этого было. А тем не менее в этих рассуждениях было много интересного и вобщем-то вполне объясняющего тайну имяславия, которую не смогли приоткрыть незатейливые умы афонских простецов, и в основном на этих самых рассуждениях и строится приобретающее всё более и более стройные черты современное богословское мнение по этому поводу. Если кратко, то тайна эта в следующем: Имя Божие (Иисус) само по себе, конечно же, не Бог, так же, как не Бог и икона, изображающая Иисуса Христа. Но, как через икону на молящегося человека изливается и действует на его сердце Божественная благодать, точно также Божественная благодать действует и через произносимое в Иисусовой молитве имя "Иисус", которое следует воспринимать в данном случае как словесную икону. Афонские монахи, практиковавшие Иисусову молитву, по простоте своей и богословской необразованности то ощущение присутствия Бога, которое они переживали во время молитвы, не находили возможным объяснить иначе, кроме как тем, что имя "Иисус" и есть Сам Бог. Так что речь здесь нужно вести о простом заблуждении, а не о ереси, которая тем от заблуждения и отличается, что она упорствует и стоит на своём, чего бы ей это ни стоило. Упорство же "имяславцев", заваривших кашу "афонских событий" 1913-го года, как к тому склоняется всё большее число современных исследователей, было обусловлено (и я уже об этом выше упомянул) не принципиальным богословским неприятием так называемого "имяборчества", а монашескими страстями и той революционной горячкой, которой были охвачены все, так или иначе связанные с Россией люди.
Scio me nihil scire
|
|
| |
Ксения | Дата: Пятница, 28.05.2010, 12:33 | Сообщение # 7 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| После Вашего объяснения стала понятнее сущность термина. Удивительно, что политическая обстановка в стране (России) могла оказать такое влияние на события богословского характера (на Афоне).
|
|
| |
священник_Евгений | Дата: Пятница, 28.05.2010, 12:39 | Сообщение # 8 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Удивительно, что политическая обстановка в стране (России) могла оказать такое влияние на события богословского характера (на Афоне) И тем не менее это так. Обстановка влияет на умы, а отсюда уже и события...
Scio me nihil scire
|
|
| |