Александр Мень
|
|
Ксения | Дата: Пятница, 29.10.2010, 12:29 | Сообщение # 1 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Виталий Васильевич, Вы вчера упомянули об Александре Мене, хотела спросить Вас после лекции, но, как всегда, кто-то оказался проворнее и занял Ваше внимание, спрошу здесь: Ваша точка зрения, как же все-таки относиться к этому человеку? Насколько серьезны его заблуждения, можно ли его назвать еретиком? Слышала много точек зрения, какая же из них верна? Некоторые называют его униатом, как православный может быть униатом? (православный по вере и униат по взглядам?) Читала в воспоминаниях его духовных детей, что он благославлял их на оккультные методы лечения, разве православный священник может так поступать? (И даже лояльно относился к Кашпировскому). Как Вы думаете, живи он сейчас, не стал ли бы он в конце концов инициатором церковного раскола? Отец Евгений, а Вы как думаете? Помогите разобраться. Как личность этот человек оставляет сильное впечатление, молится ли о нем православная церковь сейчас?
|
|
| |
Виталий | Дата: Пятница, 29.10.2010, 14:31 | Сообщение # 2 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| На мой взгляд, о. Александр Мень - православный священник, наделенный ярким писательским и ораторским талантом. Он одним из первых в нашей Церкви стал публичным выразителем ее взглядов, выступая на радио, телевидении, в светской печати. Во второй половине 80-х годов он исполнял ту миссию, которую в наши дни олицетворяет о. Андрей Кураев. И как о. Андрей, так о. Александр по разному оцениваются представителями различных групп в нашей Церкви (как, кстати, и деятельность, слова и труды патриарха Кирилла). Отец Александр не униат, не католик, не буддист и разумеется, не еретик, поскольку таковым может объявить только церковный собор. Следует помнить также, что при жизни отца Александра наша Церковь достаточно активно участвовала в экуменическом движении и он вносил посильную лепту в него. Преждевременная смерть не позволила о. Александру выразить свое мнение по данному вопросу при изменении отношения РПЦ к экуменизму. Думаю, что он не стал бы выступать против соборного разума, как это делают те группировки, из среды которых и раздаются в основном обвинения в адрес покойного миссионера. Есть ли в рассуждениях отца Александра мысли и суждения, с которыми можно не соглашаться? Да. И я не все приемлю, но не считаю это основанием для навешивания на него ярлыков. Для меня ориентиром являются слова Патриарха Алексия II: "Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое чёрное дело в момент, когда он мог бы ещё так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчёркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19)".
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Суббота, 30.10.2010, 09:45 |
|
| |
священник_Евгений | Дата: Пятница, 29.10.2010, 16:40 | Сообщение # 3 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Отец Евгений, а Вы как думаете? В этом вопросе я полностью солидарен с отцом Андреем Кураевым ("Александр Мень: потерявшийся миссионер"): http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=590
Scio me nihil scire
|
|
| |
Виталий | Дата: Пятница, 29.10.2010, 21:58 | Сообщение # 4 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Как личность этот человек оставляет сильное впечатление, молится ли о нем православная церковь сейчас? Церковь молится об отце Александре. И далеко не все судят его так строго, как диакон Андрей. Находятся и иные слова у тех, кто понимает, что для оценки личности надо прежде всего ясно представлять время, в которое он жил и трудился, а не рассматривать сказанное и сделанное (к тому же, зачастую, еще и передаваемое с чужих слов через мутные источники) с позиций сегодняшних взглядов, представлений и условий. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день 20-й годовщины (9 сентября 2010 года) трагической гибели отца Александра Меня, совершив заупокойную литургию и литию по убиенному, высоко оценил его пастырскую и просветительскую деятельность: "О. Александр, можно сказать, советуясь только со своей совестью, в те годы весь пыл своей души посвящал служению Христу и Церкви. Мы знаем, что он порой выделялся из среды сопастырей своей ревностью в пастырской и просветительской деятельности. Очень многое, что делал с точки зрения того времени необычного о. Александр, ибо не все было дозволено тогда, сейчас совершается на каждом приходе. И люди как-то забывают о ценности той свободы, которую имеет Церковь сейчас. Но тогда это было подвигом, мужеством – не только ревностное пастырское служение, но и жертвенное просветительское служение. Мы можем свидетельствовать, что семя, посеянное о. Александром, упало на добрую почву". Я присоединяюсь к каждому слову архипастыря.
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Пятница, 29.10.2010, 22:24 |
|
| |
ТатьянаР | Дата: Воскресенье, 31.10.2010, 07:42 | Сообщение # 5 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 183
Статус: Offline
| В Москве часто бываю в храме св. Косьмы и Дамиана. Этот храм в Москве считается о.Меня. Люди как люди. Правда, есть в них что-то... непонятное. Как будто что-то знают, больше чем я, и в то же время как бы все время чего-то боятся.
Сообщение отредактировал ТатьянаР - Воскресенье, 31.10.2010, 07:43 |
|
| |
Ксения | Дата: Воскресенье, 31.10.2010, 12:09 | Сообщение # 6 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Извиняюсь, но выражу и свое мнение: Мнение Патриарха, конечно, очень авторитетно, но: Quote (Виталий) "Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания". Патриарх Алексий II Разве только суждения (а не действия) и разве не противоречило? Ведь благословение своему духовному сыну Владимиру Файнбергу практических занятий целительством и парапсихологией и поощрение их, является нарушением 1 заповеди. Quote (Виталий) Во второй половине 80-х годов он исполнял ту миссию, которую в наши дни олицетворяет о. Андрей Кураев. Кураев, как-то говорил, что он потому и остается в сане диакона, что если бы стал священником, ошибки миссионерства обошлись бы ему гораздо дороже. Quote (Виталий) Находятся и иные слова у тех, кто понимает, что для оценки личности надо прежде всего ясно представлять время, в которое он жил и трудился, а не рассматривать сказанное и сделанное (к тому же, зачастую, еще и передаваемое с чужих слов через мутные источники) с позиций сегодняшних взглядов, представлений и условий. Не думаю, что все факты, о которых о.Андрей ведет речь в своей статье – взяты из мутных источников. Отношение церкви к парапсихологическому целительству, занятию «хатхта-йогой», Ванге и Кашпировскому, НЛО, астрологии (даже научной), отрицательно вне времени и отец Александр прекрасно понимал, что идет наперерез мнению православной церкви. «В общем трудно быть миссионером. Но все равно надо. И опыт неудач должен не останавливать, а помогать идущим. Отцу Александру Меню можно быть благодарным и за его ошибки». - Андрей Кураев."Александр Мень.Потерявшийся миссионер" Жалко, но ошибки пастыря очень дорого обходятся его пасомым. Они стоят им души.
|
|
| |
Виталий | Дата: Воскресенье, 31.10.2010, 12:36 | Сообщение # 7 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (Ксения) «В общем трудно быть миссионером. Но все равно надо. И опыт неудач должен не останавливать, а помогать идущим. Отцу Александру Меню можно быть благодарным и за его ошибки» Здесь я полностью согласен с о. Андреем. Ему, как никому известно, что гораздо легче судить других людей, чем самому что-то делать и говорить. Об этом предупреждал нас апостол Иаков, брат Господень: "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак. 3,1). Quote "ошибки пастыря очень дорого обходятся его пасомым. Они стоят им души" Сказано очень ярко, но не бесспорно. Тем более, что "безошибочен" только один пастырь, да и то, лишь согласно заблуждению Католической церкви.
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Воскресенье, 31.10.2010, 12:41 |
|
| |
Арсеньев | Дата: Воскресенье, 31.10.2010, 19:53 | Сообщение # 8 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 262
Статус: Offline
| "Безошибочен" только один, - Добрый Пастырь.
|
|
| |
Ксения | Дата: Понедельник, 01.11.2010, 14:08 | Сообщение # 9 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Quote (ТатьянаР) Этот храм в Москве считается о.Меня. А почему? Он служил там? Quote (Виталий) гораздо легче судить других людей, чем самому что-то делать и говорить. Ведь в одно время с отцом Александром, говорили и делали множество других не менее ревностных служителей Господа, (для примера - священническая династия Соколовых). Quote (Арсеньев) Безошибочен только один - Добрый Пастырь. и именно поэтому у нас есть благословленное Им Святое Писание и учение Св.Апостолов, которыми руководствуется наша церковь, высказывая свое отношение к целительству, НЛО и т.д: "Не обманывайтесь: идолослужители ... - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6,9). Впрочем, не спорю с мнением патриарха АлексияII и митрополита Ювеналия.
|
|
| |
Виталий | Дата: Понедельник, 01.11.2010, 16:45 | Сообщение # 10 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Quote (Ксения) Впрочем, не спорю с мнением патриарха Алексия II и митрополита Ювеналия. Думаю, что это мнение более взвешенно, чем суждения о. Андрея, который, думаю, хорошо помнит слова Спасителя: "каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить …" Годы жизни и деятельности отца Александра - время пробуждения духовной жизни в стране после десятилетий господства атеистического мировоззрения. Люди искали ответы на волнующие их вопросы и часто шли к ним через заблуждения, которые были естественны в обстановке внезапно открывшейся мировоззренческой свободы. Нужно было время, чтобы отделить зерна от плевел. Отец Александр шел ко всем, кто жаждал слышать о Боге. Тогда это были не рокеры и байкеры, эмы и готы, но, прежде всего, различные слои интеллигенции, желавшей соединить полученное научное знание с пробуждающейся религиозной верой. Их легко было оттолкнуть резкими ярлыками и огульными обвинениями (часто обоснованными), но отец Александр избежал этого соблазна, следуя словам апостола: "Для всех я сделался всем". Вырывая его слова из контекста времени и аудитории, легко впасть в обвинительный раж. Но и тот миссионер, кто сейчас выходит перед ревущей толпой, собравшейся на стадион на рок-концерт, также находится перед выбором: читать вслух труды Святых отцов и обличать рок-музыку как сатанинство (уж точно его за это никто в Церкви не осудит), либо обращаться к слушателям на доступном им языке, не отталкивая их преждевременным морализаторством. Выбирая второе, он должен понимать, что спустя десятилетия (да и раньше), его слова, вырванные из контекста времени и аудитории, также могут быть поставлены в вину.
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Понедельник, 01.11.2010, 16:54 |
|
| |
Ксения | Дата: Вторник, 02.11.2010, 15:23 | Сообщение # 11 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Хочется защитить о.Андрея его же словами: Quote (Виталий) Думаю, что это мнение более взвешенно, чем суждения о. Андрея, который, думаю, хорошо помнит слова Спасителя: "каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить …" Думаю, что о.Андрей не осуждает, а судит «судом любви и милости». Недаром ведь, в конце статьи он выражает благодарность о.Алексанру и за его ошибки, оказавшимися полезными в его собственном миссионерском опыте Quote (Виталий) Отец Александр шел ко всем, кто жаждал слышать о Боге. Тогда это были не рокеры и байкеры, эмы и готы, но, прежде всего, различные слои интеллигенции, желавшей соединить полученное научное знание с пробуждающейся религиозной верой. "Кстати, вскоре после выхода в свет книги о. Александра, о которой сейчас идет речь, наконец-то раздался долгожданный голос протеста академической науки против засилия оккультизма. … Недопустимо, чтобы органы власти России вступали в какое-либо взаимодействие со всякого рода сомнительными представителями парапсихологии, уфологии и тем более астрологами, ясновидящими [10] и т. п.”. Интересно, если бы на глаза академикам-авторам этого письма попались вышеприведенные советы о. Александра каковым стало бы их мнение о Православии? И чем бы для них Православие отличалось от сект?" Quote (Виталий) Их легко было оттолкнуть резкими ярлыками и огульными обвинениями (часто обоснованными), но отец Александр избежал этого соблазна, следуя словам апостола: "Для всех я сделался всем". Об искусстве "для всех делаться всем" и необходимости знания меры: "Я же работаю в основном в светских университетах. Естественно, что я знаю язык моей аудитории, студенческий сленг. Естественно, что порой он находит место и в моих лекциях. Это не страшно. С эллинами надо быть как эллин, с иудеями как иудей, а со студентами лучше не говорить державинским стилем… Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей…" Quote (Виталий) Но и тот миссионер, кто сейчас выходит перед ревущей толпой, собравшейся на стадион на рок-концерт, также находится перед выбором: читать вслух труды Святых отцов и обличать рок-музыку как сатанинство (уж точно его за это никто в Церкви не осудит), либо обращаться к слушателям на доступном им языке, не отталкивая их преждевременным морализаторством. "Его опыт показал, что для того, чтобы быть миссионером, нужно иметь не только образование, не только владеть литературным языком и уметь находить общий язык с аудиторией. Еще желательно быть причастным к трезвости, к той добродетели, которую преподобный Антоний Великий считал важнейшей для христианина. В частности — чрезвычайно важным является трезвое понимание своего отличия как христианина от вкусов и настроений своей еще-не-христианской аудитории".
Сообщение отредактировал Ксения - Вторник, 02.11.2010, 15:26 |
|
| |
Виталий | Дата: Вторник, 02.11.2010, 15:56 | Сообщение # 12 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Мне менее всего хотелось бы как противопоставлять о. Александра о. Андрею, так и становиться апологетом того, либо другого. Я читал в свое время труды первого, сейчас читаю работы другого. Не являюсь при этом ни менеманом, ни кураевофилом, но стараюсь брать полезное для себя у обоих. Я повторяю слова апостола, когда вижу как поклонники одного пастыря противопоставляют себя сторонникам друго: "Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог" (1 Кор. 3, 4-6).
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
Сообщение отредактировал Виталий - Вторник, 02.11.2010, 16:07 |
|
| |
Ксения | Дата: Среда, 03.11.2010, 15:21 | Сообщение # 13 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Quote (Виталий) Мне менее всего хотелось бы как противопоставлять о. Александра о. Андрею, так и становиться апологетом того, либо другого. Я читал в свое время труды первого, сейчас читаю работы другого. Не являюсь при этом ни менеманом, ни кураевофилом, но стараюсь брать полезное для себя у обоих. Я и не сомневаюсь в этом. О.Андрей и о.Александр и не противостоят друг другу, иначе не были бы они православными. Но факты, изложенные в статье, мягко выражаясь, не могут не удивлять, ведь даже сам Кураев предположил, что некоторые из них -провокация. И только высказывания наших архиереев, выражающий мнение церкви, заставляет уклониться от дальнейших споров. Не сомневаюсь, что в трудах о.Александра очень много ценнейших мыслей, что сам он умнейший человек, с огромным интеллектом и большой любовью к людям. Для меня, например, вот эти: "...Мы всегда живем на грани смерти...Вы сами знаете, как мало надо человеку, чтобы нитка его жизни оборвалась.На это надо смотреть без излишнего страха, но с полным осознанием. Ясная мысль о бренности жизни - не повод для того, чтобы опускать руки, а повод любить и ценить каждое мгновение жизни, жить сегодня, жить не в мечтах от о том, что будет с тобой завтра, а жить вот сейчас, переживая жизнь полноценно и полнокровно". И из письма: "Я ведь только инструмент, который нужен Ему пока. А там - что Бог даст..."
|
|
| |
Виталий | Дата: Среда, 03.11.2010, 17:21 | Сообщение # 14 |
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
| Существует "Фонд имени протоиерея Александра Меня", гуманитарно-благотворительная организация, занимающаяся сбором и распространением наследия протоиерея Александра Меня. Почетным попечителем Фонда является владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. На сайте Фонда собрана уникальная коллекция печатных трудов о. Александра, стенограмм, аудио и видео записей его выступлений. Каждый желающий имеет возможность ознакомиться с ними и сделать собственные выводы о личности, оставившей заметный след в духовной жизни страны в трудный период ее "второго Крещения".
В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
|
|
| |
Арсеньев | Дата: Среда, 03.11.2010, 21:41 | Сообщение # 15 |
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 262
Статус: Offline
| Об о.Александре Мене. Quote Он проторил дорогу. Теперь по ней пойдут другие, и на уровне "споров о мнениях" они не всегда будут с ним единомысленны. Но пусть и они не забывают того, кто вышел сеять, не дожидаясь рассвета, неторной, заросшей тропой. Quote Тогда, в те времена - он был первый пастырь, которого я услышала. И то, что услышала, не забыла. И это помогло выйти из оккультного болота, вернуться в Церковь. http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=85
|
|
| |