Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Главное » Паломничество по святым местам » Что такое православное паломничество? (И чем оно отличается от православного туризма...)
Что такое православное паломничество?
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 26.10.2009, 18:44 | Сообщение # 1
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
О том, что такое паломничество, почему паломничество может быть только православным, чем отличается паломничество от туризма, и об истоках этой православной традиции на Руси читателям поведает статья епископа Егорьевского Марка (Головкова):

"В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству"...

Полный текст статьи: http://www.bogoslov.ru/text/487732.html


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Понедельник, 26.10.2009, 21:24 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
почему паломничество может быть только православным

У католиков тоже есть паломничество - pilgrimage. Паломник - пилигрим.
У мусульман паломничество - хадж. Паломник - хаджи.
Развито паломничество и в буддизме. Традиции его восходят ко времени жизни Будды. Он завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).
Это в мировых религиях.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 27.10.2009, 19:59 | Сообщение # 3
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Как я понял из статьи епископа Марка, "паломничество" - это сугубо православный термин, и для обозначения перемещений человека во времени и пространстве с религиозными целями в рамках других религиозных конфессий его использование некорректно. Если исходить, как об этом пишет епископ Марк, из того, что паломничество - это поклонение святыням, то слово "паломничество" не может быть употребляемо даже католиками и протестантами, несмотря на то, что они христиане, и уж тем более это должно касаться мусульманства и буддизма. В мусульманстве хадж является обязанностью людей по отношению к Аллаху (каждый мусульманин обязан хотя бы раз в своей жизни совершить хадж) - поклонение же как способ выражения религиозных чувств должно быть прежде всего свободным актом (хочу - паломничаю, не хочу - не паломничаю): только в таком случае оно является поклонением, а не насильным нагибанием шеи силой внешнего догматического авторитета. Кроме того, у мусульман существуют ограничения на осуществление хаджа, что тоже свидетельствует о несвободном характере сути данного религиозного мероприятия: относительная свобода одних обратной стороной медали имеет абсолютную несвободу других - хадж нельзя совершать нищим (если вспомним, главным действующим лицом православных паломничеств во все времена были именно неимущие пешеходы в лаптях). Согласно вероучению ислама, если нищий человек совершает хадж, он подвергает себя опасности, ибо нищий, совершающий дело богатых, подобен больному, совершающему дело здорового.
Что касается буддизма, то основой здесь является не вера в личного Бога (в существовании Которому буддизм просто отказывает), а медитация, цель которой — достижение нирваны (особого состояния жизни духа, при котором человек не испытывает никаких чувств и желаний). О каком поклонении (= паломничестве) может идти речь применительно к буддизму, если у них нет даже объекта для поклонения? Не говоря уже о Боге, буддисты во время своих религиозных путешествий даже Будде не поклоняются, а просто медитируют на местах, так или иначе связанных с жизнью "Просветлённого".


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Вторник, 27.10.2009, 22:34 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Толковый словарь русского языка: "Паломничество - путешествие к святым местам для поклонения, получившее широкое распространение среди верующих в христианской, мусульманской и т.п. религиях". Действительно, в разных религиях у паломничества другие названия и обрядовое наполнение. Но на русский язык и арабское хадж, и английское piligrimage, и латинское peregrinationes и т.п. и т.д. переводятся как "паломничество".

В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 27.10.2009, 23:19 | Сообщение # 5
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
"... в христианской, мусульманской и т.п. религиях"

Интересно, а какие ещё религии можно назвать подобными христианской, мусульманской? sad К тому же, святые места (то есть исполненные благодати Святого Духа) могут быть только у православных (но никак не у мусульман или у буддистов). Приведённое толкование считаю некорректным. Виталий Васильевич, Ваши возражения по существу относительно высказанных мыслей о том, что поклонение в истинном смысле этого слова может быть присуще только православным?
Что касается перевода, то было бы лучше, на мой взгляд, католическим, мусульманским и буддийским названиям, обозначающим религиозные путешествия, оставить их родное звучание (в том числе и из уст иноязычных). В синодальном переводе Библии, например, тоже много чего переведено так или иначе, но это онюдь не свидетельствует о высоком качестве этого перевода (точнее, о серьёзном отношении к источнику перевода. Что является источником перевода в упоминаемом мною случае, всем интересующимся хорошо известно)...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Вторник, 27.10.2009, 23:30 | Сообщение # 6
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
К тому же, святые места (то есть исполненные благодати Святого Духа) могут быть только у православных (но никак не у мусульман или у буддистов).

По такой логике я как преподаватель религиоведения, говоря студентам о всех религиях, кроме православия, должен перестать использовать такие категории, как "молитва", "богослужение", "святыня", "жертва", "священнослужитель", "монах", "вера", "религия" и т.д. и т.п., исходя из того, что только в православии эти термины имеют истинное содержание.
С моей точки зрения, будет правильным не отказываться в использовании этих понятий при рассказе на русском языке о других религиях, а добавлять определение "православный" при рассказе о нашей вере - "православное паломничество", "православная вера", "православное богослужение" и т.д.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 27.10.2009, 23:55 | Сообщение # 7
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Виталий)
По такой логике я как преподаватель религиоведения, говоря студентам о всех религиях, кроме православия, должен перестать использовать такие категории, как "молитва", "богослужение", "святыня", "жертва", "священнослужитель", "монах", "вера", "религия"

Если быть придирчивым (в хорошем смысле этого слова) до конца, то ДА (кроме нескольких нейтральных слов вроде "монах" или "жертва")! Например, как можно назвать молитвой медитацию буддиста? Или богослужением то, что происходит в буддистских храмах (с учётом того, что в буддизме, как мы уже упоминали, нет даже понятия о Личном Боге - Творце и Промыслителе)? Или священнослужителем мусульманского муллу? Выражусь резче: как вообще можно назвать религией (что в переводе с латинского "religare" означает "связь с Высшим") то, что с Высшим не соединяет (то же мусульманство или тот же буддизм)? В лучшем случае название им - "мировые конфессии", религия же в истинном смысле этого слова одна - ПРАВОСЛАВИЕ. Или же в противном случае следует признать и за мусульманством, и за буддизмом такое же право соединять человека с Высшим, как и за Православием, только с другого бока. Если мы это признаем, то получим полный бред, так что лучше этого не делать, а называть всё-таки все вещи и явления своими именами.
И ещё немного о неразборчивости в употреблении слов. Есть такое слово "любовь". Уж как только оно, бедное, не мусолится! "Я тебя люблю!", а сам в блуде по уши; "я люблю рыбу", а сам даже не задумываешься над тем, как можно любить то, что убиваешь и кладёшь на сковородку; "я люблю цветы", а сам срываешь их с грядки и приговариваешь к медленной смерти, пусть даже и в красивой вазе...


Scio me nihil scire
 
ИринаДата: Четверг, 29.10.2009, 15:10 | Сообщение # 8
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 39
Статус: Offline
Ну рыбу я "люблю" кушать... Любить можно, в смысле потребления, а можно любить в смысле - жалеть, в этом случае рыбку не едят... smile Простите за отступление от темы!
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 29.10.2009, 18:50 | Сообщение # 9
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (LadyI)
Простите за отступление от темы!

Никакого отступления от темы нет! Паломники что, думаете, рыбу не едят?

Quote (LadyI)
рыбу я "люблю" кушать

Кушать мясо представителя животного мира - это в определённом смысле соучаствовать в убийстве этого самого представителя. Только мясник или рыбак убивает, а мы доедаем. Я и сам мясо и рыбу кушаю, но стараюсь слово "любовь" здесь не употреблять. Говорю просто: "Я кушаю рыбу", например.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 10.11.2009, 15:13 | Сообщение # 10
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Модераторское: сообщение Анны перенесено в тему "Паломничество в Топловский монастырь".

Scio me nihil scire
 
kaberne1Дата: Пятница, 12.03.2010, 10:38 | Сообщение # 11
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 836
Статус: Offline
У меня вопрос. Скажите пожалуйста, человек, который имеет возможность совершить такую паломническую поездку, как в Иерусалим, Афон или к другим святым местам для поклонения святым мощам, считается на духовном, на познавательном уровне выше человека, не имеющего такой возможности по различным причинам (но верующего, усердно молящегося, совершающего паломничества по местным святыням, но редко)? На этом последнем меньше благодати, он менее одухотворён, меньше знает и т.д. ? Или это значит, что он меньше почитает Святых и Господа?

Добавлено (12.03.2010, 11:38)
---------------------------------------------
Люди-и-и! Ау! Где же Вы, товарищи? Или меня игнорируют? Где те светлые умы, на форуме сем просиявшие?


"Одно милосердие Божие - надежда каждого из нас, и сие одно есть всё".
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 12.03.2010, 18:24 | Сообщение # 12
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Думаем пока!... smile

Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 19.03.2010, 00:04 | Сообщение # 13
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Модераторское: сообщение kaberne1 перенесено в "Мысли вслух на свободные темы".

Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 23.03.2010, 23:06 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Преподобный Серафим Саровский не был ни в Иерусалиме, ни на Афоне - о его участии в паломничествах по местным святыням история Русской Православной Церкви тоже вроде ничего определённого не говорит. Однако - великий святой. Известны его слова о Дивеево: "Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим!". Это я к чему? А к тому, что обожения можно достичь на любом месте - было бы стремление и решимость. Но эти слова отнюдь не означают, что паломнические поездки по знаменитым святым местам ничего в духовном плане не дают. Конечно же, дают, но для спасения они всего лишь желательны, но не обязательны.

Scio me nihil scire
 
kaberne1Дата: Четверг, 25.03.2010, 21:06 | Сообщение # 15
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 836
Статус: Offline
Большое спасибо. Я примерно так и думала. Значит, правильно.

"Одно милосердие Божие - надежда каждого из нас, и сие одно есть всё".
 
Форум » Главное » Паломничество по святым местам » Что такое православное паломничество? (И чем оно отличается от православного туризма...)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024