C праздником Воздвижение Креста!
Столетиями в этот день в соборах архиерей, окружённый сонмом духовенства, посередине храма поднимал высоко над молящимися крест и осенял им на все четыре стороны, а хор в это время громогласно пел: «Господи, помилуй!» Это был праздник христианской империи, родившейся под знаком Креста, в день, когда император Константин увидел в знамении Крест и слова: «Сим победиши...» Праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями...
Но почитать Крест, воздвигать его, петь про победу Христа — не значит ли это, прежде всего, верить в Распятого, верить, что крестный знак — это знак одного потрясающего, единственного по своему смыслу поражения, которое — только в силу того, что оно поражение, только в меру приятия его как поражения — и становится победой и торжеством.
Нет, не для внешней победы пришёл в мир Христос: Ему предложено было Царство, и Он отверг его. В момент предательства Его на смерть Он сказал: «Неужели вы думаете, что Я не мог бы умолить Отца Моего послать легионы ангелов, которые защитили бы Меня?» Но никогда не был Христос больше Царём, чем когда, окружённый злобной и улюлюкающей толпой, шёл Он к Голгофе, неся на плечах Крест Свой. Никогда не была так очевидна царственность Его и сила, как в тот час, когда вывел Его Пилат к толпе, одетого в багряную одежду, приговорённого к смерти преступника, с терновым венком на голове, и когда сказал Пилат беснующейся толпе: «Се, Царь ваш!»
Ведь только тут вся тайна христианства, и потому победа его — в радостной вере, что в этом отверженном, распятом и осуждённом воссияла в мир любовь Божья, открылось Царство, над которым никто не имеет никакой власти. Только принять Христа должен каждый из нас, принять всем сердцем, всей верой, всей надеждой. Иначе всё равно не имеют смысла никакие внешние победы.
«Крест — красота Вселенной». Возносится и побеждает, несмотря ни на что. И в каких бы ни был человек потёмках, сколь внешне ни торжествует в мире зло, сердце знает и слышит: «Мужайтесь, Я победил мир».