Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » Между нами, книжниками... (О том, о сём - о книжном...)
Между нами, книжниками...
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 20:17 | Сообщение # 1
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Модераторское: здесь мы делимся впечатлениями от прикосновения к миру книг - реальному и виртуальному.

Виталий:

Quote (о_Евгений)
Будьте внимательны при посещении православных книжных магазинов! Не пропустите!

Лекции профессора А. Зубова выложены в интернете как в текстовом формате, так и в mp3. Найти их легко через "Поиск".

О. Евгений:

Quote (Виталий)
Лекции профессора А. Зубова выложены в интернете как в текстовом формате, так и в mp3. Найти их легко через "Поиск"

Для любителя чтения лучше реальной книги (тем более, если она хорошо издана) ничего не придумаешь, и никакие интернет-двойники её не заменят. На мой вкус... Хотя (по большому счёту) важна в первую очередь, конечно же, сама информация...

Виталий:

Quote (о_Евгений)
Для любителя чтения лучше реальной книги (тем более, если она хорошо издана) ничего не придумаешь, и никакие интернет-двойники её не заменят.

Я полностью согласен. Всегда стараюсь иметь любимую и необходимую книгу у себя на полке. Но для просмотра книги и вывода о необходимости или ненужности приобретения ее - интернет весьма кстати. К тому же, цены на книги (в том случае, если они есть в наличии) весьма "кусаются".

О. Евгений:

Quote (Виталий)
цены на книги (в том случае, если они есть в наличии) весьма "кусаются"

Хороших и полезных книг, думаю, не так уж и много продаётся, поэтому при всей их дороговизне можно покупать их хотя бы иногда, потратив заранее подкопленную специально для этой цели денежку. Гораздо больше таких хороших и полезных книг, которые ни за какие деньги не купишь (просто потому, что эти книги в магазинах не продаются и неизвестно, будут ли они вообще когда-нибудь в них продаваться (даже в московских или питерских)), и тут, конечно, интернет незаменим. Препарирую потихоньку "Археологию России" (каталог электронных библиотек, раздел "Неучебная литература") и открываю там такие сокровища - аж дух захватывает! В 28-м томе "Записок императорского одесского общества истории и древностей", например (в самом начале открывающегося по ссылке списка), обнаруживаю статью, от одного названия которой начинает слегка кружиться голова - "К истории христианства в Крыму. Вымысел и действительность в истории Георгиевского Балаклавского монастыря". И таких бриллиантов в предложенной сайтом "Археология России" коллекции - целая гора, судя по всему! Рекомендую! Одна тонкость: закачка идет через Рапиду, и если она бесплатна (а кто будет траффик покупать???), то это 15 минут от окончания одной закачки до начала другой.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 20:19 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Виталий:
Quote (о_Евгений)
В 28-м томе "Записок императорского одесского общества истории и древностей", например (в самом начале открывающегося по ссылке списка), обнаруживаю статью, от одного названия которой начинает слегка кружиться голова - "К истории христианства в Крыму. Вымысел и действительность в истории Георгиевского Балаклавского монастыря"

Это статья Александра Львовича Бертье-Делагарда, нашего земляка и известного краеведа. Кстати, все выпуски ЗООИД, включая 28-ой, можно найти в замечательной BIBLIOTHECA CHERSONESSITANA. У меня этот том есть в формате djvu (около 15 мб ). Желающим могу выслать по почте.

О. Евгений:

Quote (Виталий)
Это статья Александра Львовича Бертье-Делагарда, нашего земляка и известного краеведа

Я так понял, что Вы с этой статьёй знакомы. В таком случае было бы очень интересно почитать Ваш (хотя бы краткий) комментарий к ней!

Виталий:
Бертье-Делагард скрупулезно прослеживает все письменные и археологические материалы, по которым можно судить о времени основания монастыря. В итоге он развенчивает миф об его тысячелетней истории (в том числе и предания неизвестного происхождения о терпевших бедствие греческих купцах) и приходит к выводу о том, что монастырь был основан после упадка средневекового Херсона, близко к времени первого упоминания его в исторических источниках (XVI век).

О. Евгений:
А там есть ещё какие-то разоблачения вымыслов по поводу ставропигии монастыря и пещерного храма (мельком пробежал статью глазами)... Не уточните, в чём там дело? И каково вообще Ваше мнение о данных изысканиях Бертье-Делагарда?

Виталий:

Quote (о_Евгений)
А там есть ещё какие-то разоблачения вымыслов по поводу ставропигии монастыря и пещерного храма (мельком пробежал статью глазами)... Не уточните, в чём там дело? И каково вообще Ваше мнение о данных изысканиях Бертье-Делагарда?

Александр Львович, потомок французских эмигрантов, был горячо влюблен в историю Севастополя и Крыма. Чего не скажешь о Православии. На веру он принимать ничего не собирался, а те факты, в достоверности которых его не смогли убедить доказательства других людей, он объявлял мифами. Его логика такова: в настоящее время не обнаружены документы, позволяющие подтвердить гипотезу о том-то и том-то, поэтому утверждения об этом - домыслы.


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 23.10.2009, 20:20 | Сообщение # 3
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
О. Евгений:
Quote (Виталий)
Его логика такова: в настоящее время не обнаружены документы, позволяющие подтвердить гипотезу о том-то и том-то, поэтому утверждения об этом - домыслы.

А разве такая логика в среде исследователей истории считается неправильной?

Виталий:

Quote (о_Евгений)
А разве такая логика в среде исследователей истории считается неправильной?

Для многих - да. Но не для всех. Можно ведь допустить и такой способ мышления: в настоящее время не обнаружены документы и другие доказательства, позволяющие защитить гипотезу о том-то и том-то, поэтому утверждения об этом пока не подтверждены достоверными источниками.

О. Евгений:

Quote (Виталий)
...в настоящее время не обнаружены документы и другие доказательства, позволяющие защитить гипотезу о том-то и том-то, поэтому утверждения об этом пока не подтверждены достоверными источниками.

...поэтому гипотеза до тех пор, пока она не подтверждена достоверными источниками, и является вымыслом. Соответственно, трудно назвать Бертье-Делагарда неправым в случае с Георгиевским монастырём. Не так ли?

Виталий:

Quote (о_Евгений)
...поэтому гипотеза до тех пор, пока она не подтверждена достоверными источниками, и является вымыслом. Соответственно, трудно назвать Бертье-Делагарда неправым в случае с Георгиевским монастырём. Не так ли?

Я не хочу судить о правоте или неправоте А.Л. Бертье-Делагарда, который мог иметь собственное мнение. Но я избегаю применять термины "домысел", "вымысел", "сказка" к недоказанным гипотезам. Даже в том случае, когда речь идет не о Божественном Откровении, а о церковном предании. Лучше сказать так: "гипотеза пока остается гипотезой" (в нашем случае - "факт основания монастыря в IX веке остается не подтвержденным").

О. Евгений:
Статья Бертье-Делагарда называется "Вымысел и действительность в истории Георгиевского Балаклавского монастыря". Если уж Александр Львович настолько щепетилен, что даже гипотезу не называет гипотезой, но вымыслом (кстати, гипотеза ведь тоже на каких-то, хотя бы мало-мальски достоверных фактах, от которых отталкивается дальнейшая мысль исследователя, должна быть основана - иначе это на самом деле не гипотеза, а вымысел), то, смело говоря о действительности в истории монастыря, этот дотошный учёный, похоже, знал, о чём говорил; другими словами, существуют достоверные источники, подтверждающие факт основания монастыря именно в XVI веке, и эти источники Бертье-Делагарду были известны. Вобщем, нужно внимательно самому эту статью прочитать...


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Суббота, 29.05.2010, 22:20 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
В мае 2010 года издательский отдел Симферопольской и Крымской епархии издал сборник избранных стихотворений "Приношение" известной на Украине и в России православной поэтессы Татьяны Шороховой. В книгу вошли стихи, относящиеся к жанру духовной поэзии.
С целью популяризации данного сборника не только среди православной паствы приходов Симферопольской и Крымской епархии, но и более широкой читательской аудитории (представителей творческой интеллигенции, учащейся молодёжи, школьников) Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь благословил проведение в благочиниях Симферопольской и Крымской епархии презентации вышеназванного издания (с участием автора). Дата проведения презентации в Севастополе - 7 июня сего года. О времени начала и месте презентации будет сообщено дополнительно.

Сайт Татьяны Шороховой: http://azbyka.ru/shorohova/


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Пятница, 04.06.2010, 12:42 | Сообщение # 5
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Творческий вечер православной поэтессы Татьяны Шороховой (с презентацией её новой книги "Приношение") состоится 7 июня в 14-00 в "Доме Москвы". Приглашаются все желающие!

Scio me nihil scire
 
EvgeniyДата: Суббота, 05.06.2010, 14:03 | Сообщение # 6
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
Приедем обязательно!
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 08.12.2010, 23:24 | Сообщение # 7
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
На нашем сайте открывается новый раздел - "Электронная библиотека". Для начала (в качестве тестового варианта) разместим полное собрание творений св. Иоанна Златоустого (12 томов в 24-х книгах).
В перспективе - регулярное пополнение библиотеки трудами святых Отцов, книгами по истории Церкви, истории России, по богословию, философии и религиоведению.
Надеемся, что наша библиотека хотя бы частично покроет дефицит серьёзной (в том числе и научной) литературы, который является отличительной чертой крымского православного книжного рынка.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 09.12.2010, 15:40 | Сообщение # 8
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Можно ли надеяться увидеть такую книгу как "Искусство проповеди" архиепископа Амвросия (Ключарева)?
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 09.12.2010, 16:03 | Сообщение # 9
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Можно ли надеяться увидеть такую книгу как "Искусство проповеди" архиепископа Амвросия (Ключарева)?

Боюсь, что нет. Эта книга не потеряла ещё своей коммерческой ценности, поэтому в электронном виде её пока не существует. Во всяком случае мне на просторах интернета она не встречалась. Могу дать почитать. После того, как книгу про кукольный театр вернёте. wink


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Вторник, 21.12.2010, 13:46 | Сообщение # 10
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Договорились.

Добавлено (21.12.2010, 13:46)
---------------------------------------------
Книга хорошая, но, к сожалению, самая удобоприменимая ко мне мысль из нее: не заниматься тем, что тебе не под силу, а «уметь с толком слушать». Уж очень ярко выраженный талант, и даже несколько талантов, нужно иметь, чтобы импровизированная речь не вызывала снисходительных улыбок, как то: сила мышления, широта взглядов, точность понятий, быстрая работа ума.
«Очевидно, всем этим требованиям может удовлетворять только оратор с сильной от природы и развитой долговременными упражнениями способностью мышления».
«Без дара быстрого соображения никто не должен браться за импровизацию».
«Импровизатор должен непременно обладать всем, что присуще даровитому писателю и еще добавок – живость ума, легкость, удободвижность».
«С умом, твердо мыслящим, но медлительным, с воображением спокойным, не возбуждающимся с особой силой и словом, не легко складывающимся может быть ученый и даже знаменитый профессор, толковый преподаватель, разумный собеседник, но не импровизатор в смысле живого оратора».
(Архиепископ Амвросий (Ключарев)).

Отрадно, что и в наше время есть люди, отвечающие званию талантливых проповедников - импровизаторов.

Сообщение отредактировал Ксения - Вторник, 21.12.2010, 14:26
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 21.12.2010, 22:19 | Сообщение # 11
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Спасибо за отзыв! Жду Вашей реакции на книгу Тростникова...

Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Вторник, 04.01.2011, 13:16 | Сообщение # 12
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Если осилю...

Добавлено (04.01.2011, 13:16)
---------------------------------------------
Я бы поставила эпиграфом к книге слова автора:
«Сейчас я философ, а раньше был математик. Я вычислил Бога через математическую логику. Да ведь достаточно просто взглянуть на такой огромный прекрасный мир, который так дивно устроен. И как это может быть, что он сам собой возник? Это ведь абсурд! Да, и через науку тоже можно к Богу прийти».

Больше согласна с книгой, чем несогласна. Иногда слишком сложно. А вообще, хотелось бы иметь книгу у себя. Иногда, на мой взгляд, слишком самоуверенный тон для человека, «вычисляющего Бога через математическую логику».

Понравились мысли о том, что история делается на небесах, что Промысл Божий сохранял православную цивилизацию и все происходит и происходило так, как угодно Господу, а значит, Господу нужна наша цивилизация.

Никогда не встречалось такое определение троичности цивилизации:
"...Цивилизация состоит из трех как бы вложенных друг в друга сфер. Ядро цивилизации - это вера. Тип веры определяет все остальное, здесь решается главное: что такое хорошо и что такое плохо. Почему правосознание обязательно должно опираться на религию? Да потому, что вера не обсуждается! Если предоставить логике решение вопроса о том, что хорошо и что плохо, то один будет доказывать одно, другой - противоположное. А в религии по главным вопросам диспутов нет, ведь религия основана на Откровении.
Вторая составляющая цивилизации - культура. Это как бы такая питательная мякоть, которая обволакивает косточку (веру). Культура не обязательно во всем в точности повторяет веру. Культуру для доходчивости можно сравнить с собакой, которая может гулять на длинном поводке. ...А третья составляющая цивилизации - силовая. Это различные государственные институты, которые защищают цивилизацию от внешних врагов, такие как армия, таможня, и от внутренних врагов - это полиция и другие".

Несколько вопросов:
1. Так и не уяснила себе философское определение Единого и Другого.
2. Правомерно ли человеку доказывать троичность Господа через исследование своего внутреннего содержания и методом обратного подобия делать определенные выводы? Мне кажется, что нет.
3. Явится ли Конец мира и Страшный Суд раскаянием Господа о нераскаявшемся человеке?
4. Разве можно говорить, что в период марксизма несмотря на похожие нравственные установки, цивилизация, не имеющая главного – Господа, оставалась православной?

 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 04.01.2011, 13:33 | Сообщение # 13
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Несколько вопросов:...

Перечитаю книгу - отвечу. Вернее, попытаюсь...


Scio me nihil scire
 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 26.01.2011, 18:50 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Перечитал одну из первых глав книги - "Свойства Единого".

Quote (Ксения)
Так и не уяснила себе философское определение Единого и Другого

По-моему, всё вполне понятно. Цитаты:

"Греческое "Единое" можно назвать "спячкой Бытия" (чистым существованием без бытия), а Бытие - проснувшимся существованием".
"Всё, что мы видим, всё открывающееся нам Многое, по убеждению элеатов, есть не что иное, как явление Единого, а Многое, взятое всё вместе, есть Другое Единого. Переходя из фазы внутреннего существования в фазу существования внешнего, Единое реализуется в такой модификации, где его содержание, слитное в нём самом, раскрывает перед ним как наблюдателем свои части. Так Сущее делается Бытием".

Quote (Ксения)
Правомерно ли человеку доказывать троичность Господа через исследование своего внутреннего содержания и методом обратного подобия делать определенные выводы? Мне кажется, что нет

Тростников о доказательстве троичности Бога путём обратного подобия речи и не ведёт - он говорит о том, что элеаты интуитивно пришли к мысли, что Другое - это образ Единого, с помощью этого самого метода ("познай самого себя, и ты познаешь Единое"), согласно которому (цитирую Тростникова) "содержание в нашем атомарном "я", как ни странно, имеется, причём достаточно богатое. Основанием для такого утверждения служит известная каждому человеку способность его "я" разворачивать перед самим собой состоящую из многих частей структуру, которая не может быть ничем иным, как его содержанием, переходящим по его воле из состояния слитности в состояние расчленённости. "Я" отчуждает от себя часть своего содержания и созерцает её как нечто внешнее, после чего может снова вобрать в себя и сплавить в одно целое... Сказанное и служит оправданием метода "познай самого себя". Вглядываясь в собственный микрокосм, можно перенести его свойства на "большой космос", объективировать их. Элеаты, видимо, так и поступили. В результате такой объективации "я", обретя вселенский масштаб, превратилось у них в Единое, всякая конкретная структура, развёрнутая из него, - в элемент Многого, то есть в некий фрагмент Бытия, а совокупность всех возможных развёрток - в "Бытие в целом", которое и есть Другое Единого".
А вот блаженный Августин "троичность Господа через исследование своего внутреннего содержания и методом обратного подобия" доказывал. Впрочем, всем, начитанным в истории Церкви, известно, к чему эти доказательства привели. Августин "предложил так называемые "психологические аналогии", то есть показал, что троичность Бога подобна устройству человеческого ума. К этому богослов пришел благодаря неоплатонической идее о Боге как чистом Разуме и о том, что именно в человеческом уме заключен образ Божий. Если Церковь провозглашает веру в равновеличие Троицы, то она должна быть отображена в структуре нашего мышления. Августин проводит блестящий анализ умственной деятельности... Основные взаимосвязи таковы:

Разум, самосознание, себялюбие;
Память, понимание, воля (или любовь).

При всей изящности и убедительности рассуждений Августина о Пресвятой Троице в них допущены серьезные недосмотры. Различия между Лицами, сделанные в Священном Писании, принесены в жертву постулату о том, что Ипостаси действуют непременно вместе, тогда как в Новом Завете, например, словом "Бог" обычно называют Отца, а не всю Троицу. Далее, в психологических аналогиях Бог предстает как один Разум и одно Лицо, что понимал и сам Августин. Конечно, от примера нельзя требовать идеального соответствия существу вопроса, однако в данном случае его влияние на мышление Августина оказалось недопустимо велико. Склонность уравнивать Лица и затушевывать их особенности была одной из причин появления догмата о двойном исхождении Духа, ставшего причиной трагического раскола" (из книги Стюарта Дж. Холла "Учение и жизнь ранней Церкви").


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 27.01.2011, 17:05 | Сообщение # 15
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
"Греческое "Единое" можно назвать "спячкой Бытия" (чистым существованием без бытия),

Батюшка, пытаюсь разобраться, не понимаю, что такое "спячка Бытия". У Парменида: "Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием".

Quote (священник_Евгений)
Вглядываясь в собственный микрокосм, можно перенести его свойства на "большой космос", объективировать их. Элеаты, видимо, так и поступили. В результате такой объективации "я", обретя вселенский масштаб, превратилось у них в Единое

То есть доказали, что микрокосм человека и макрокосм аналогичны? А то, что микрокосм поврежден грехом, не мешает объективировать его свойства?


Сообщение отредактировал Ксения - Пятница, 28.01.2011, 08:48
 
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » Между нами, книжниками... (О том, о сём - о книжном...)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024