Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Главное » Вопросы священнику » Свободная воля
Свободная воля
КсенияДата: Среда, 16.06.2010, 14:43 | Сообщение # 1
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Батюшка, если не трудно, объясните, в чем проявилась Божественная любовь при наделении человека свободной волей? Ведь свободная воля означает возможность отпадать от Воли Божией, которая всегда есть величайшее добро, любовь, благость. А значит – возможность избирать зло. Отсюда и все накопившееся огромное количество греха на земле. Или все это присутствует в замысле Божьем?
Когда смотрю на братьев наших меньших, вижу для себя пример истинного смирения, отсутствия ропота на свою судьбу, гордыни, лживости – безгрешия. А все потому, что у них нет свободной воли.
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 17.06.2010, 14:30 | Сообщение # 2
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
в чем проявилась Божественная любовь при наделении человека свободной волей?

Так именно в этом (наделении человека свободной волей) Божественная любовь и проявилась. Уж если любящий человек желает того, чтобы и его любили не по принуждению, а по свободному расположению души, то тем паче этого желает Бог. Зачем Богу нужны были бы "роботы", запрограмированные исключительно на добро и любовь и не могущие отступить от этой запрограмированности ни на йоту? Более того - если человек был бы создан именно таким "роботом", то при этом был бы нарушен главный принцип, на основании которого могло бы быть построено истинное человеческое счастье - принцип свободы. Если бы человек любил Бога только потому, что не любить Его он просто по определению не был бы в состоянии, была ли бы счастливой такая любовь? И можно ли было бы такое состояние вообще назвать любовью? И не является ли счастливой именно та любовь (будь то любовь к Богу или к другому человеку), которая на пути к своей полноте, как раз и приносящей человеку истинное счастье, преодолевает всевозможные искушения и препятствия, являющиеся неизбежными спутниками человека, которому предоставлены выбор и потенциальная возможность стремиться не к любви, а наоборот - к ненависти? Любовь же выстраданная и проверенная огнём искушений ценна и важна как для самого человека, так и для Его Творца, Который именно для такой любви человека и создавал.

Quote (Ксения)
А значит – возможность избирать зло

Для подавляющего большинства людей во все времена альтернативой стремления к добру и любви и было как раз стремление ко злу и ненависти. Первые же люди, наши прародители, которые были прямым и непосредственным продуктом творчества Бога и которые были созданы с конкретной целью, причём вполне осознаваемой ими (достижение обожения и реального бессмертия), согрешили не потому, что у них возникло желание избрать зло, а потому, что они, руководимые вполне благими намерениями, просто поспешили на пути обожения, нарушив (не без посторонней, правда, "помощи") закон послушания Божьей воле, постепенное исполнение которого и привело бы Адама и Еву к желаемой цели. Похожие мысли я уже как-то высказывал в теме "О человеческих страданиях" - повторю их ещё раз:
"Думаю, что в жизни перволюдей до их грехопадения всё-таки была узенькая лазейка для страдания, ибо счастье прародителей нельзя было назвать абсолютным. Если их счастье было таковым, то почему же тогда Адам и Ева отступили от Бога, начав после этого страдать уже вполне ощутимо? Абсолютность счастья - это в первую очередь полнота счастья и, как следствие, отсутствие желания искать чего-либо ещё помимо того, что уже имеешь, и этой полноты счастья = полноты бытия первым людям, судя по характеру первого опыта их взаимоотношений с духом тьмы, и не хватало, на чём их этот дух в райском саду и поймал ("будете, как боги"). Другое дело, что желаемой полноты бытия можно было достичь только на путях всецелого послушания Богу, а это послушание как раз и не было сохранено. Быть может, Адам и Ева на момент грехопадения и стояли уже на пороге такого совершенства, которое было бы абсолютным и включало бы в себя теснейшую причастность к Вечности и их бессмертие, которое Господь и был готов им даровать, но перед этим решающим и радикальным поворотом в судьбе первых людей, за которым изменившихся прародителей и ожидало бы духовное состояние невозможности согрешить (подобное тому состоянию, в котором пребывают до сих пор те ангелы, которые в своё время устояли в добре и не последовали за падшим Денницей), Богу необходимо было проверить Адама и Еву, насколько они послушны Его воле. Как это можно было сделать иначе, кроме как не через какое-нибудь испытание? А какое испытание могло бы поколебать насельников рая, если бы они были абсолютно счастливы и абсолютно совершенны? Таким необходимым для проверки послушания испытанием и явилось отъятие Богом от Адама и Евы благодати (конечно же, лишь частичное, но достаточное для того, чтобы они почувствовали себя обделёнными). Вот в этом и трагедия: промыслительное лишение благодати прародители попытались компенсировать не путём продолжения подвига послушания Богу, а путём ложного обожения посредством стимулированного сатаной собирания урожая с древа познания добра и зла. Так кто и от кого первым отступил: человек от Бога или Бог от человека? Как мы уже выяснили, человеку отступать от Бога не было бы никакого резона, если бы он был абсолютно счастлив, а Богу необходимо было отступить от человека для того, чтобы убедиться: готов человек или не готов к тому, чтобы переступить загадочную грань, отделяющую его от бессмертия".

Quote (Ксения)
Когда смотрю на братьев наших меньших, вижу для себя пример истинного смирения, отсутствия ропота на свою судьбу, гордыни, лживости – безгрешия

Особенно яркий пример - хищники. Тигры, львы, шакалы, волки, зубы коих - не на полке... wink


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Воскресенье, 20.06.2010, 11:51 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Вот в этом и трагедия: промыслительное лишение благодати прародители попытались компенсировать не путём продолжения подвига послушания Богу, а путём ложного обожения

Ну почему же, почему это произошло так легко?!

Quote (священник_Евгений)
зубы коих - не на полке...

А разве это свидетельство проявления их греховности?
Ведь и они таким образом тоже выполняют замысел Божий о себе.

 
священник_ЕвгенийДата: Воскресенье, 20.06.2010, 20:22 | Сообщение # 4
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Ну почему же, почему это произошло так легко?!

О степени внутренних терзаний Адама и Евы (вернее - Евы и Адама) перед вкушением запретного плода нам ничего доподлинно не известно. smile

Quote (Ксения)
А разве это свидетельство проявления их греховности?

Нет. Это проявление греховности падшего человечества ("...тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне..." (Рим.8,19-22)).

Quote (Ксения)
Ведь и они таким образом тоже выполняют замысел Божий о себе

Нет. Замысел Бога о рационе твари был совсем другой - "всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу" (Быт.1,30).


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Понедельник, 21.06.2010, 16:59 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
("...тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне..." (Рим.8,19-22)).

Это тоже свидетельство смирения и безропотного принятия своей доли...
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 21.06.2010, 19:36 | Сообщение # 6
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Это тоже свидетельство смирения и безропотного принятия своей доли

Пример хищников Вас в этом убеждает? А по-моему так они, хищники, о смиренном и безропотном принятии которыми своей доли не может быть и речи, просто мстят человеку за то, что они стали хищниками по воле человека, своим грехопадением ввергнувшего мир в хаос дисгармонии. А такие животные, как домашние, остались травоядными и неопасными для человека только по милости Божией и только потому, чтобы человек во взбунтовавшемся против него мире чувствовал себя не до конца потерянным.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Вторник, 29.06.2010, 17:42 | Сообщение # 7
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
мстят человеку за то, что они стали хищниками по воле человека,

Мстят?!? Не посоветуете что-нибудь почитать на эту тему?

 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 29.06.2010, 17:48 | Сообщение # 8
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Мстят?!?

Я так думаю...

Quote (Ксения)
Не посоветуете что-нибудь почитать на эту тему?

Сам бы с удовольствием что-нибудь почитал.


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Вторник, 29.06.2010, 18:35 | Сообщение # 9
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Может быть это по теме?
Quote (священник_Евгений)
Сам бы с удовольствием что-нибудь почитал.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) "Слово о человеке": «Пало на землю проклятие, и засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясение. Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу. Они вступили в враждебные отношения к нему. Одних он покоряет себе насильно и содержит в повиновении насильно; с другими он — в вражде и войне непримиримой и убийственной. Весьма-весьма немногие породы остались с приверженностию к нему, как бы грустный памятник и образец прежней всеобщей любви; большинство удалилось и укрылось от него в дремучие леса, в обширные степи, в ущелия гор и темные пещеры. Дикие и неприязненные взоры кидают они на прежнего обладателя своего, когда неожиданно встретятся с ним. Они как бы видят в нем преступника, врага Божия: одни быстро бегут от него, другие с остервенением кидаются на него, чтоб растерзать его. В неприязненные отношения вступили животные и между собою: оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменение в самом естестве своем, которое приобщилось проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. Смерть, которой обречены были наши праотцы за грех свои, смерть, которую они ощутили и в душе и в теле по отступлении Божественной благодати, но которой явного последствия еще не ведали, они увидели и уведали на животных. Первые убийства совершены были без сомнения зверями, потом человек начал закалать животных для жертвоприношения (Быт. 4, 4)».


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь

Сообщение отредактировал Виталий - Вторник, 29.06.2010, 18:47
 
КсенияДата: Четверг, 01.07.2010, 11:53 | Сообщение # 10
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Спасибо, Виталий Васильевич. Это действительно по теме.

Quote (священник_Евгений)
хищники, о смиренном и безропотном принятии которыми своей доли не может быть и речи,

И все-таки я не могу понять, где здесь ропот на волю Божию? Я вижу ропот на волю человека…
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 01.07.2010, 15:21 | Сообщение # 11
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Я вижу ропот на волю человека

Я тоже. smile


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 01.07.2010, 16:08 | Сообщение # 12
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
А воле Божией все животные, даже хищные, всегда были и есть покорны, а значит и смиренны и безгрешны. Они не только нападают, но и служат человеку, например медведь, по воле Божией служивший Серафиму Саровскому, лев, служивший еще кому-то из святых.
 
ВиталийДата: Четверг, 01.07.2010, 16:24 | Сообщение # 13
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (Ксения)
лев, служивший еще кому-то из святых.

Преподобный Герасим Иорданский


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 01.07.2010, 17:20 | Сообщение # 14
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
А воле Божией все животные, даже хищные, всегда были и есть покорны, а значит и смиренны и безгрешны

Не совсем так.
"Покорны": изначальная воля Божия относительно животных заключалась в том, чтобы они кушали траву, не обижали себе подобных и так или иначе служили человеку. А сейчас? Заставь того же шакала траву есть или гиену служить человеку...
"Смиренны": смирение хищников тоже под вопросом. Бывали, конечно, случаи, когда львы или медведи в присутствии подвижников, чувствуя их святость, усмирялись нравом, но стоило им только отойти от святого, ускакать в просторы своей родной саванны и вернуться к прежнему распорядку жизни, как тут же в хищниках просыпались все их обычные инстинкты и гастрономические привычки, напрямую сказывающиеся и на их повседневном поведении.
"Безгрешны": а вот с этим я согласен. Грех присутствует там, где есть разумная направленность воли, а она, в свою очередь, свойственна только ангелам и человеку - животные же, не наделённые разумной душой, непричастны и ко греху, если иметь в виду личностные его проявления.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 13.01.2011, 13:05 | Сообщение # 15
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Батюшка, а прозорливость святых и праведников убеждает нас в том, что свободная воля человека находится внутри Промысла Божия? Ведь они прозирают именно Его?
 
Форум » Главное » Вопросы священнику » Свободная воля
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024