Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
Меню сайта
Категории раздела
Богословские статьи [4]
Православная публицистика [37]
История [2]
Ваш контроллер
Вы зашли как: Гость
Группа: Дорогие Гости

Видеостудия 'Корсунь'
Афиша!
Мы в соц. сетях



Епархия
Главная » Статьи » Публикации » Православная публицистика

Покаяние в зеркале служения бездомным и заключенным

Для начала опишу ситуацию, с которой я столкнулся вчера. Еду в троллейбусе, народу много. Напротив меня сидит бабулечка в сильно поношенном пальто, обутая в побитые старые грязные сапоги. В воздухе улавливается характерный запах немытого тела, исходящий от нее. Вот ее остановка. Она встает с места и выходит. «Амбре» от нее волной обдает пассажиров.

Реплика кондуктора: «Какая вонь! Нужно окно открыть!» За моей спиной разворачивается пятиминутное обсуждение этой вони, этих грязных сапог, да как же так можно, да что же это такое и так далее. И хоть бы кто пожалел бабушку…

 

Покаяние как смена вектора жизни

 Первой проповедью Господа нашего Иисуса Христа, начавшего Свое служение в 30 лет, была проповедь покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17) – говорил Христос иудеям. И всем нам, Своим последователями и ученикам. Покаяние – фундамент нашего спасения, основа духовной жизни. Об этом ясно говорит Господь: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12). О покаянии как необходимом условии движения к Богу, жизни в Боге говорят все Святые Отцы.

Однако все ли мы правильно понимаем, что такое покаяние? Возможно, кто-то вспомнит о Таинстве Покаяния или Таинстве Исповеди, совершаемой в храме Божием. Да, в этом Таинстве грехи, исповедуемые Богу через священника, прощаются Господом. Исповедь – наша душевная баня, в которой мы омываемся, чтобы наша душе не воняла, чтобы не была грязной.

Исповедь – вещь крайне нам необходимая. Однако, как мне кажется, покаяние – нечто большее, чем простое перечисление своих грехов батюшке. Покаяние – «метанойя», по-гречески, в дословном переводе означает «перемену ума». Другими словам покаяние – это перемена всей нашей жизни: наших поступков, взглядов, идей, устремлений. Фактически, это разворот нашего бытия в сторону Бога, это, если хотите, смена вектора: от жизни чисто материальной, обезбоженной, бездуховной – к жизни духовной, жизни с Богом. Такой разворот возможен только при горячем желании человека измениться, стать лучше и чище, стать истинным чадом Божиим.

 

С чего начинается покаяние?

Первое – увидеть свои грехи, осознать, что ты – грешен, нечист перед Богом и людьми. Для человека, чья душа иссушена атеизмом, это крайне сложно. Многие даже не понимают, что такое «грех», считая себя абсолютно безгрешными. Кстати, для многих православных, в том числе и меня, видение своих грехов является проблемой, потому и просим мы у Бога: «даруй мне зрети моя прегрешения…» (молитва св. Ефрема Сирина).

Второе – признать, убедить себя, что эти грехи (злые поступки, слова, мысли) мешают тебе на пути к Богу, что, не очистившись, ты не сможешь быть там, где Бог.

Третье – пожелать избавиться от греховной скверны.

И вот тут-то человек поймет, что одного этого желания мало. Что сам по себе, по собственному произволению, он не может избавиться от греха. Хотел бы он не объедаться, не напиваться – не может! Хотел бы не гневаться, не завидовать, не ненавидеть – и не может себя изменить, переломить!

Тут дело в том, что душа, содержащая в себе нашу личность, принадлежит миру духовному, невидимому. Она на время помещена в тело. И если свое тело мы в силах самостоятельно мыть, чистить, ухаживать, то чтобы «отмыть» душу от налипшей на нее греховной грязи, нужен Кто-то, Кто дал эту душу человеку. Нужен Бог. Без воли и желания человека Бог не может помочь ему душевно очиститься. Но стоит человеку призвать Господа, этого Врача, как Он тут же откликается.

Покаяние – это совместная работа человека и Бога. Как было сказано выше, покаяние начинается с желания изменить себя, исправить свою жизнь по заповедям Божиим. Однако это легко сказать: «исправить свою жизнь». Легко сказать: «изменить себя». Гораздо легче и проще выписать из книжки «В помощь кающимся» грехи, которые, как ты чувствуешь, есть в тебе, придти на богослужение, отдать этот список батюшке – пусть почитает! – услышать разрешительную молитву и с чистой совестью приступить к причастию. Это ли истинное покаяние? Это ли действительное изменение себя? Где же усилия над собой? Где же борение себя?

Чтобы понять, способен ли ты к настоящему покаянию, к настоящей «перемене ума», достаточно сформулировать в своем сердце отношение к таким «слоям» нашего общества, как бездомные и заключенные. Вот где проверка «на вшивость», дорогие товарищи!

                                                             

Лишенные дома и физической свободы

Бомж – так называется человек, в силу различных трагичных обстоятельств своей жизни лишенный крова, очага, крыши, уюта, покоя. В наше темное время этих несчастных людей немало. Думаю, не имеет смысла обсуждать, почему они стали такими – «бездомными», «безприютными», «безуютными». Главное другое – как мы к ним относимся. Чтобы никто не подумал, что я возношусь, скажу, что лично мне жалко этих людей, я им сочувствую и, по-возможности, им помогаю. У меня нет к ним презрения, чувства омерзения, брезгливости. Потому что они такие же люди, как мы. Такие же творения Божии, любимые Им. И несут они в себе такой же образ Божий, как все мы, «благополучные». Разница между нами и ними только в одном: мы имеем дом, они его не имеют. И потому страдают. Кто-то от этого спивается, скалывается. Но разве это повод их презирать? Повод считать их людьми «второго сорта»? А «первый сорт» тогда кто, мы, что ли?

Отдельный разговор о заключенных. Увы, «свободное» общество «свободных» людей выработало к ним большей частью негативное отношение. Попал в тюрьму? Значит, «изгой», не достойный находится в «нормальном» обществе. И отворачиваются от него все, и очень часто – свои же: родственники, друзья, коллеги. Я знаю это не понаслышке: много прочитал писем из мест лишения свободы, так как занимаюсь тюремным служением. Главная боль очень многих заключенных – всеми-забытость и никому-не-нужность. Общество вычеркнуло их из своих членов и словно заживо похоронило. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство «вольных» относится к зеками так же, как к бездомным – как к «людям второго сорта», получившим по заслугам. «Так им и надо!» – вот что тучами стелется по небу «свободного», «незарешеченного», не посаженного «за ключ» общества.

Заключенные словно заочно осуждены и прокляты нами. Получается, что они лишены надежды на прощение, на освобождение от вины. Разве это по-христиански? По-человечески? Ведь заключенные, какие бы преступления они не совершили, так же сотворены Богом, так же могут придти к Нему, могут покаяться. Пока мы живы, не имеет значения, где находится тело – на «воле», на улице, в «зоне». Душа свободна! Душа может быть очищена и прощена Богом. В этом нет никакой принципиальной разницы между нами, «свободными», бездомными, заключенными.

 

Переступить через себя…

Вот в чем должно проверяться наше христианство, наша любовь к Богу, наше желание покаяния – в служении бездомным и заключенным. Тут все просто: если я смогу перешагнуть через свое осуждение («так им и надо, они заслужили»), гордость («я до такого никогда не опущусь, я хороший, а вот они…»), презрение, брезгливость, поношение, – значит, у меня есть шансы. Вот где со всей своей пугающей мощью выяснится, могу ли я действительно изменить себя. Могу ли я действительно повернуться лицом к Богу? Потому что Бог не примет моего покаяния, моей «перемены ума», если я буду любить маму, папу, жену, дочку, друзей, а еще вот этих и вон тех, а от бездомных буду отвращаться, а заключенных – презирать, считая их «полулюдьми».

В чем причина такого избирательного отношения к «человеческим пластам»? Думаю, в том, что мы не хотим пускать чужую боль в свой уютный маленький мирок. Не хочется нарушать жизненный комфорт, достигнутый пусть и трудом. Мне хорошо в своей семье, у нас пусть небольшой, но свой домик, у меня достойная работа, устойчивый доход, есть родные и друзья, которые меня понимают. Зачем впускать мерзлую вьюгу в эту теплоту? Зачем мне «чьи-то» проблемы? Что мне до чужих слез? Равнодушие – бич нашего времени, которым мы, кстати, лупим самих себя, забывая о страждущих. О своих ближних.

Господь заповедал нам любить всех. «Возлюби ближнего твоего как самого себя», – это сказано обо всех ближних, всех без исключений. А кто мой ближний? В Евангелии Христос понятно объясняет это в притче о добром самарянине. Ближний – всякий, кто нуждается во мне, моей помощи. А кто так не нуждается в моем участии и поддержке, как обездоленные бездомные и несчастные заключенные? Пусть последние совершили преступление, пусть заслужили тюремное наказание. Разве это повод от них отвернуться? В тюрьме люди порой лишены необходимого – сезонной одежды, обуви, масла, соли, чая, приправ, не говоря уже о конфетах и моющих средствах. У нас все это есть, мы можем в любой момент себе купить все нужное и сверх того. В зоне с этим большая проблема, особенно если заключенный одинок и помочь ему просто некому.

 

Начни делать, а не думать!

Да, очень трудно побороть в себе выработанное годами отвращение к зеками, всем, кого ты считаешь «ниже себя». Начни с малого. Увидел характерно пахнущего бездомного в истрепанной одежде – не шарахайся от него. Подойди, спроси, не хочет ли он (или она) кушать или пить (летом особенно). Скорее всего, ответ будет положительным. Не поленись, зайди в ближайший магазин, купи булочку, печенье, или хот-дог, или пару сосисок, воды или кофе. Отдай это голодному. Можно дать и деньги, но нет гарантии, что они пойдут не на водку или пиво. Поэтому лучше потратить пять минут, но купить еды.

Узнать адрес заключенного, просящего «Божиих людей Христа ради» помочь ему, сегодня не проблема. Журнал «Спасите наши души» в каждом номере публикует такие письма. Зайди в любой храм, наверняка у них есть письма из мест лишения свободы. Выбери письмо, прочитай, ответь на него. Даже если нет возможности послать человеку посылку в тюрьму, просто напиши теплое письмо, поговори с ним о хорошем, о Боге – это будет счастьем для заключенного, поверьте. Одна одинокая заключенная так и написала мне: «У нас получить с воли письмо – счастье».

Пусть это будут твои первые шаги к изменению себя. Даже если сердце противится, руки не слушаются, ноги упираются, а временами вскипает в душе отвращение – все равно делай! Любое действие лучше бездействия, когда тебя охватывают помыслы и мысли вроде «меня уже не изменить». Еще как изменить! Ведь когда начинается подобное делание, на помощь приходит Господь. Он начинает воздействовать на твою душу, как Хирург проводить внешнее оперативное вмешательство в ее работу. Ты делай, помогай тем, кого презираешь, пусть через силу, через гордость, но делай! И постепенно Господь будет размягчать твое сердце, настраивать его на волну любви. И однажды ты обнаружишь, что к тем, кому ты помогаешь, с кем ведешь переписку, у тебя появилось совсем иное чувство: жалости, сострадания, сочувствия.

В этом и заключается «синергия» – совместное делание Бога и человека. Человек в меру своих сил меняет вокруг себя внешний мир, наполняя его продуктивным деланием. Господь же изнутри меняет, лечит душу человека, решившего служить Ему и своим ближним.

Вот чего, как мне кажется, ждет от нас Спаситель. Не избирательно служения: «тому дам, а этому – не дам». Он ждет от нас всецелого отдания Ему, полному, с головой погружения в служение ближним, не разбирая и не выбирая, кто этот ближний. С этого нужно начинать покаяние.

 

Душа без дома и в темнице

В начале этой работы я рассказал о «плохо пахнущей» бабушке, от которой шарахнулись пассажиры троллейбуса, и которым запомнилась прежде всего вонь, а не сам человек. Конечно, я не знаю этих людей и не могу судить обо всех. Мне кажется, когда я первым делом замечаю дурной запах, исходящий от другого человека, и этот запах рождает в моей душе чувство брезгливости и осуждения, то не лучше ли пахнет моя собственная душа? Я могу внешне быть чистым, опрятным, хорошо одетым, быть эдаким «добропорядочным бюргером». А внутри – с провонявшей грехами душой. Душой давно не мытой, не очищаемой, заросшей грязью и всякой скверной, и потому вонючей. Вонючей настолько, что мой ангел-хранитель, затыкая нос, отлетает от меня подальше. Так и будет моя душа вонять, отравляя духовный воздух, если буду презирать бомжей, осуждать их, сторониться их, считая себя «баловнем судьбы», избранником Божиим.

Если я не буду жалеть и сострадать бездомным, то будет ли иметь дом моя собственная душа? Временный дом души – тело, а вечный дом – Царство Небесное. Лишая бездомных людей доброго отношения, жалости и помощи, не лишаю ли я свою душу Бога и Царствия Его? Не будет ли моя душа скитаться бездомной, безприютной, всем ангелами забытой, если я не приму бездомных? И где окажется душа после моей смерти, если я не научился любить всех ближних, а не только тех, кто может мне отплатить тем же? Можно ли назвать домом ад, геенну огненную?

То же и с заключенными. Вдумайтесь в само слово – «заКЛЮЧенные». Они и правда сидят ЗА КЛЮЧОМ, в темнице. Избегая общения с ними, считая их кем-то ниже себя, презирая их, не сажаю ли я собственную душу в темницу? Под ключ, который хранится у диавола? Ведь можно делать кучу добрых дел, ходить к храм, участвовать в Таинствах и других обрядах, но, в то же время, игнорировать заключенных, а то и осуждать их… Будет ли от этого польза моей душе? Если не изменю себя, не протяну руку помощи заключенным, могу ли я надеяться, что Господь протянет мне Свою руку, чтобы вытащить меня из темницы ада? Можно ли назвать темницу домом?

Вот о чем хорошо бы подумать нам всем. Господь открыт нам всем, Он всех ждет в Царствии Своем. Но путь в это Царство – это непрерывный подъем по лестнице, ведущей вверх. Кто сказал, что это легко? Нет, нелегко, но с помощью и содействием Божиим – возможно. Только нужно непрерывно побуждать себя, бороть себя, идти против своих «я не хочу» в деле спасения. Пусть нам в этом помогает Господь Бог!

Фотографии к статье
Основная Категория: Православная публицистика
Описательная категория: Православная публицистика
Переходов на страницу: 688 | Рейтинг: 0.0/0
Предстоящие события
Благочинный округа

Благочинный Севастопольского округа,
Протоиерей Сергий Халюта.

Поиск

Прав. календарь:


Наш баннер



Код баннера:
Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024