Главными врагами православного
христианина являются, по глубокому моему убеждению, тщеславие, самомнение и
рождающаяся от них гордость. Конечно, эти грехи присущи не только верующим, ими
болеют и люди нецерковные, как говорят, светские, атеисты. Однако для человека,
стремящегося ко спасению во Христе Иисусе, мнение о себе, прелесть, как
называют его святые отцы – проблема номер 1. Скажу так: тщеславие – это
ядовитая змея, жалящая в сердце христианина, и отравляющая его отношения с Богом.
Почему оно так опасно? Ведь существуют десятки других грехов, в которые мы
впадаем… Давайте будем разбираться.
В чем
опасность самомнения?
В чем состоят тщеславие и
самомнение?
Человек, старающийся жить не
только по телу, но и по духу, начинает ежедневно молиться (тут обязательны
утренние и вечерние молитвенные правила), поститься по средам и пятницам, а
также в многодневные посты, посещать богослужения, исповедоваться, причащаться,
участвовать в других Таинствах Церкви, совершать добрые дела Христа ради:
подавать милостыню, помогать нуждающимся словом и делом, и так далее.
Здесь-то и подстерегает нас опасность:
если все это, внешнее благочестие не будет подкрепляться большой внутренней
работой надо собой, то человек может возомнить о себе, как о ком-то выдающемся,
чуть ли не подвижнике: «Вот, я и молюсь, и пощусь, и доброе делаю, а вот они…»
Видите, как тут начинает проступать гордость, то есть возношение над другими.
Человек, ослепленный собственной значимостью, "праведностью", начинает мнить о
себе, любоваться собой, считать себя «вполне хорошим», «не хуже других», а то и
лучше. Еще бы! Ведь «они» (неверующие, не ходящие в церковь, не соблюдающие
постов и т.д.) – «они» идут ложным путем, не ведают Бога, в Котором одно
спасение. Зато «я…»
Если поддаваться этим прилогам
вражьим (а ведь это бесы стараются!), очень легко оказаться в состоянии,
которые святые отцы называют «прелестью». Это ложное духовное состояние, в
которое, как я думаю, попадает человек, считающий, что сделал достаточно, чтобы
быть помилованным Богом. Понятно, что о никаком смирении тут не может идти
речи, а ведь Бог именно «смиренным дает благодать», а гордым – противится (см. 1
Пет. 5, 5).
Что ж, проблема понятна и
знакома, я думаю, всем верующим без исключения. Я хочу сказать, что все через
это проходят. А если кто-то уже прошел, обрел благодать смирения, то слава
Богу! Надо всем нам к этому стремиться. Но как?
Работа
христианина
Вера в Бога – это не просто некое
сладостное духовное состояние. Это вечный двигатель всей деятельности человека.
Это сама жизнь его во всем своем многообразии. Где бы ни работал человек, с кем
бы он ни жил, чем бы ни увлекался, ни дорожил – всего это касается вера,
оживотворяя, придавая смысл всему, к чем бы мы ни пересекались. Хорошо и кратко
сказал об этом апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете,
все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Едим и пьем мы ежедневно, значит, и
все другое, чем наполняем свой день, должно делаться ради Бога, с памятованием
о Нем, во славу Его.
Думаю, что для того, чтобы
избежать тщеславия и самомнения в своем движении к Царству Небесному, надо ко
всем своим делам относиться, как к работе Христа ради. Вот, например, прочитал
я утренние молитвы. Хорошо? Конечно, хорошо! Но ведь это не какой-то подвиг с
моей стороны. Это моя работа – работа общения с Богом. Без молитвы нет
полноценной жизни верующего человека. Я же не могу жить без хлеба. Когда я его
покупаю и потребляю, то не вижу в это ничего особенного. Так и молитва – эта
моя прямая обязанность как христианина. Чем тут гордиться? Чем тщеславиться?
Другой пример – сходил в храм на
Божественную литургию. И не просто стоял, решая в голове все мировые проблемы,
а именно молился, до слез молился. И что тут такого? Это нормально для
христианина, это часть его жизни, это его работа.
Подал милостыню? И это обычная
работа, которую я, как христианин, должен выполнять. Чему тут гордиться? Я же
не горжусь тем, что мою дома посуду или занимаюсь с ребенком домашними уроками.
Я отец, это мои обязанности. И милостыня – это моя прямая обязанность. Подал, с
чистой душой, с улыбкой – во славу Божию! – и все, забудь! Каждый день мы ходим
на работу, каждый – на свою. А как пришел вечером домой, все, уже забыл, что
делал на этой работе, переключился на отдых, на дела домашние. Так и с
милостыней, и с другими добрыми делами, совершенными в течение дня.
Милостью Божией мне выпало
счастье трудиться на благо Церкви, мое постоянное место работы –
Севастопольское благочиние. Выпуская православные газеты («Светлячок» и
«Херсонесский вестник»), наполняя сайт благочиния текстовыми материалами,
работая над аналитическими и другими статьями на духовные темы, я отношусь ко
всему этому «благому делу», как к работе. Только так я могу защититься от
тщеславия и возношения – вот, мол, какой я хороший, столько богоугодных дел
делаю! Когда смотришь на свою деятельность, как на обычную работу, просто нет
повода для тщеславия.
А ведь так, для собственной же
духовной безопасности, должны поступать все христиане! В Евангелии есть
замечательные слова, обращенные ко всем нам, слова, которые должны стать не поводом
к гордости и самомнению, а призывом к правильному пониманию всей своей
деятельности. Вот эти слова, сказанные Самим Господом Иисусом Христом: «Так и
вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие,
потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).
Помощь ближним, милостыня, любое
другое дело Христа ради – это наша работа, ибо все мы – труженики своего
спасения, мы – рабы, слуги Божии. И то, что мы молимся, постимся, стараемся
жить по заповедям, – в этом нет ничего сверхъестественного, ничего, из-за чего
стоит как-то по-особому относиться к себе, считать это чем-то выдающимся.
Бросим это! Мы – работники Богу, Он призвал нас к этой работе. Только с таким
настроем можно, как мне кажется, избежать вышеназванных грехов.
Слово о награде
Некоторые, возможно, скажут: «Но
любая работа подразумевает вознаграждение. Что мы получим за эту работу Христа
ради? Спасение?»
Ну вот, опять тут пахнет
тщеславием, опять маячит опасность впасть в прелесть. С Богом не может быть товарных
отношений: «я Тебе – работу ради Тебя, Ты мне – спасение, Царство Небесное».
Нельзя торговаться с Богом. Господь хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли
познания истины» (1 Тим. 2, 4). Наше дело – захотеть того же. Но спасает нас
Иисус Христос не за наши какие-то добрые дела, не за какие-то добродетели,
молитвы, посты и проч. Спасает Он исключительно по милосердию Своему. Конечно,
работая Христу, мы можем надеяться, что Он нас помилует. Но быть уверенным в
этом на 100 % никто не может, ибо спасение – исключительно дело Божее.
Но тогда спрашивается – зачем
трудиться, если не можешь быть полностью уверенным в награде? Скажу то, что
думаю по этому поводу, а ваше дело – согласиться с этим или нет. Сама работа Христа ради, работа милосердного,
любящего сердца является наградой. Трудиться Богу – что может быть лучше?
Трудиться изо всех сил, не ожидая ничего взамен, – и радоваться этому, ибо труд
этот наполнен высшим, небесным смыслом. А что может быть лучше, когда дело,
которому ты посвятил жизнь, приносит тебе радость, делает жизнь содержательной
и потому счастливой?
Тут же все предельно просто.
Когда я люблю кого-то – свою жену, дочку, родителей, – я стремлюсь делать им только
приятное, доброе, хорошее. И вовсе не жду от них какой-то награды «взамен»,
потому делами ради них двигает любовь. Мне хорошо от сознания, что я доставил
им радость!
Так же и с Богом: я люблю Его и
хочу работать Ему просто так, ради этой любви. И постепенно Господь, видя мое
усердие, приближает меня к Себе. Более того, думаю, что Спаситель помогает
Своим труженикам во всех их житейских нуждах, беря заботу о них на Себя. Самое
главное здесь – видеть Его заботливую руку, видеть Промысл Божий в своей жизни.
Видеть и понимать смысл всего, что ты делаешь.
Повторюсь: работа Христа ради является наградой для нас. Нет
большего счастья для человека, как служить Христу, исполнять Его волю, делать
угодное Ему. Ну, а Царство Небесное… Конечно, хочется по смерти войти в него,
хочется насладиться вечной жизнью. Жизнью, которая началась еще здесь, на
земле: любовь ко Христу, служение Христу – это начало вечного служения Ему в
духовном Горнем мире, где будет Бог все во всем.
Последнее
слово – о добрых делах
Начал я разговор с анализа причин
тщеславия и самомнения, возникающих у верующего из-за искаженного представления
о духовной жизни. Надеюсь, хорошим подспорьем в борьбе с самомнением станет
такая установка: для христианина не должно быть словосочетания «добрые дела».
Милостыня, помощь немощным, больным и старым, сочувствие, сострадание,
поддержка, служение на благо Церкви, жизнь по совести и чести, борьба с грехами
и страстями, – все это не «добрые дела». Это
– «обычные дела». Обычные дела православного христианина, без которых, по
слову Апостола Иакова, вера мертва (см. Иак. 2, 26).
Не буду говорить за других, скажу
за себя. Подаю милостыню, и мысль: «Вот, доброе дело сделал». И тут же, почти
мгновенно, возникает довольность собой: «Какой я хороший!». А потому, чтобы
задушить эту «ядовитую змею» в самом начале, на все подобные свои дела я
смотрю, как на дело обычное. Ну, подал, и что дальше? Я же христианин, я должен
это делать, как раб Божий, раб, ничего не стоящий. Это моя прямая обязанность.
Да, все нужно делать «в славу Божию». Но делать, как мы делаем все в этой жизни
– в «штатном режиме». Без мечтательности, без излишней духовной
«эмоциональности».
Милосердие, сострадание, участие
в богослужениях и Таинствах, во всем, что имеет отношение к нашей будущей
вечной жизни – обычные дела христианина. Да вразумит нас Господь, да избавит от
ядовитого укуса тщеславия!
Артемий Слезкин
|