Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
Меню сайта
Категории раздела
Богословские статьи [4]
Православная публицистика [37]
История [2]
Ваш контроллер
Вы зашли как: Гость
Группа: Дорогие Гости

Видеостудия 'Корсунь'
Афиша!
Мы в соц. сетях



Епархия
Главная » Статьи » Публикации » Православная публицистика

Обычные дела христианина
Главными врагами православного христианина являются, по глубокому моему убеждению, тщеславие, самомнение и рождающаяся от них гордость. Конечно, эти грехи присущи не только верующим, ими болеют и люди нецерковные, как говорят, светские, атеисты. Однако для человека, стремящегося ко спасению во Христе Иисусе, мнение о себе, прелесть, как называют его святые отцы – проблема номер 1. Скажу так: тщеславие – это ядовитая змея, жалящая в сердце христианина, и отравляющая его отношения с Богом. Почему оно так опасно? Ведь существуют десятки других грехов, в которые мы впадаем… Давайте будем разбираться.

 

В чем опасность самомнения?

 

В чем состоят тщеславие и самомнение?

Человек, старающийся жить не только по телу, но и по духу, начинает ежедневно молиться (тут обязательны утренние и вечерние молитвенные правила), поститься по средам и пятницам, а также в многодневные посты, посещать богослужения, исповедоваться, причащаться, участвовать в других Таинствах Церкви, совершать добрые дела Христа ради: подавать милостыню, помогать нуждающимся словом и делом, и так далее.

Здесь-то и подстерегает нас опасность: если все это, внешнее благочестие не будет подкрепляться большой внутренней работой надо собой, то человек может возомнить о себе, как о ком-то выдающемся, чуть ли не подвижнике: «Вот, я и молюсь, и пощусь, и доброе делаю, а вот они…» Видите, как тут начинает проступать гордость, то есть возношение над другими. Человек, ослепленный собственной значимостью, "праведностью", начинает мнить о себе, любоваться собой, считать себя «вполне хорошим», «не хуже других», а то и лучше. Еще бы! Ведь «они» (неверующие, не ходящие в церковь, не соблюдающие постов и т.д.) – «они» идут ложным путем, не ведают Бога, в Котором одно спасение. Зато «я…» 

Если поддаваться этим прилогам вражьим (а ведь это бесы стараются!), очень легко оказаться в состоянии, которые святые отцы называют «прелестью». Это ложное духовное состояние, в которое, как я думаю, попадает человек, считающий, что сделал достаточно, чтобы быть помилованным Богом. Понятно, что о никаком смирении тут не может идти речи, а ведь Бог именно «смиренным дает благодать», а гордым – противится (см. 1 Пет. 5, 5).

Что ж, проблема понятна и знакома, я думаю, всем верующим без исключения. Я хочу сказать, что все через это проходят. А если кто-то уже прошел, обрел благодать смирения, то слава Богу! Надо всем нам к этому стремиться. Но как?

 

Работа христианина

 

Вера в Бога – это не просто некое сладостное духовное состояние. Это вечный двигатель всей деятельности человека. Это сама жизнь его во всем своем многообразии. Где бы ни работал человек, с кем бы он ни жил, чем бы ни увлекался, ни дорожил – всего это касается вера, оживотворяя, придавая смысл всему, к чем бы мы ни пересекались. Хорошо и кратко сказал об этом апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Едим и пьем мы ежедневно, значит, и все другое, чем наполняем свой день, должно делаться ради Бога, с памятованием о Нем, во славу Его.

Думаю, что для того, чтобы избежать тщеславия и самомнения в своем движении к Царству Небесному, надо ко всем своим делам относиться, как к работе Христа ради. Вот, например, прочитал я утренние молитвы. Хорошо? Конечно, хорошо! Но ведь это не какой-то подвиг с моей стороны. Это моя работа – работа общения с Богом. Без молитвы нет полноценной жизни верующего человека. Я же не могу жить без хлеба. Когда я его покупаю и потребляю, то не вижу в это ничего особенного. Так и молитва – эта моя прямая обязанность как христианина. Чем тут гордиться? Чем тщеславиться?

Другой пример – сходил в храм на Божественную литургию. И не просто стоял, решая в голове все мировые проблемы, а именно молился, до слез молился. И что тут такого? Это нормально для христианина, это часть его жизни, это его работа.

Подал милостыню? И это обычная работа, которую я, как христианин, должен выполнять. Чему тут гордиться? Я же не горжусь тем, что мою дома посуду или занимаюсь с ребенком домашними уроками. Я отец, это мои обязанности. И милостыня – это моя прямая обязанность. Подал, с чистой душой, с улыбкой – во славу Божию! – и все, забудь! Каждый день мы ходим на работу, каждый – на свою. А как пришел вечером домой, все, уже забыл, что делал на этой работе, переключился на отдых, на дела домашние. Так и с милостыней, и с другими добрыми делами, совершенными в течение дня.

Милостью Божией мне выпало счастье трудиться на благо Церкви, мое постоянное место работы – Севастопольское благочиние. Выпуская православные газеты («Светлячок» и «Херсонесский вестник»), наполняя сайт благочиния текстовыми материалами, работая над аналитическими и другими статьями на духовные темы, я отношусь ко всему этому «благому делу», как к работе. Только так я могу защититься от тщеславия и возношения – вот, мол, какой я хороший, столько богоугодных дел делаю! Когда смотришь на свою деятельность, как на обычную работу, просто нет повода для тщеславия.

А ведь так, для собственной же духовной безопасности, должны поступать все христиане! В Евангелии есть замечательные слова, обращенные ко всем нам, слова, которые должны стать не поводом к гордости и самомнению, а призывом к правильному пониманию всей своей деятельности. Вот эти слова, сказанные Самим Господом Иисусом Христом: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Помощь ближним, милостыня, любое другое дело Христа ради – это наша работа, ибо все мы – труженики своего спасения, мы – рабы, слуги Божии. И то, что мы молимся, постимся, стараемся жить по заповедям, – в этом нет ничего сверхъестественного, ничего, из-за чего стоит как-то по-особому относиться к себе, считать это чем-то выдающимся. Бросим это! Мы – работники Богу, Он призвал нас к этой работе. Только с таким настроем можно, как мне кажется, избежать вышеназванных грехов.

 

Слово о награде

 

Некоторые, возможно, скажут: «Но любая работа подразумевает вознаграждение. Что мы получим за эту работу Христа ради? Спасение?»

Ну вот, опять тут пахнет тщеславием, опять маячит опасность впасть в прелесть. С Богом не может быть товарных отношений: «я Тебе – работу ради Тебя, Ты мне – спасение, Царство Небесное». Нельзя торговаться с Богом. Господь хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Наше дело – захотеть того же. Но спасает нас Иисус Христос не за наши какие-то добрые дела, не за какие-то добродетели, молитвы, посты и проч. Спасает Он исключительно по милосердию Своему. Конечно, работая Христу, мы можем надеяться, что Он нас помилует. Но быть уверенным в этом на 100 % никто не может, ибо спасение – исключительно дело Божее.

Но тогда спрашивается – зачем трудиться, если не можешь быть полностью уверенным в награде? Скажу то, что думаю по этому поводу, а ваше дело – согласиться с этим или нет. Сама работа Христа ради, работа милосердного, любящего сердца является наградой. Трудиться Богу – что может быть лучше? Трудиться изо всех сил, не ожидая ничего взамен, – и радоваться этому, ибо труд этот наполнен высшим, небесным смыслом. А что может быть лучше, когда дело, которому ты посвятил жизнь, приносит тебе радость, делает жизнь содержательной и потому счастливой?

Тут же все предельно просто. Когда я люблю кого-то – свою жену, дочку, родителей, – я стремлюсь делать им только приятное, доброе, хорошее. И вовсе не жду от них какой-то награды «взамен», потому делами ради них двигает любовь. Мне хорошо от сознания, что я доставил им радость!

Так же и с Богом: я люблю Его и хочу работать Ему просто так, ради этой любви. И постепенно Господь, видя мое усердие, приближает меня к Себе. Более того, думаю, что Спаситель помогает Своим труженикам во всех их житейских нуждах, беря заботу о них на Себя. Самое главное здесь – видеть Его заботливую руку, видеть Промысл Божий в своей жизни. Видеть и понимать смысл всего, что ты делаешь.

Повторюсь: работа Христа ради является наградой для нас. Нет большего счастья для человека, как служить Христу, исполнять Его волю, делать угодное Ему. Ну, а Царство Небесное… Конечно, хочется по смерти войти в него, хочется насладиться вечной жизнью. Жизнью, которая началась еще здесь, на земле: любовь ко Христу, служение Христу – это начало вечного служения Ему в духовном Горнем мире, где будет Бог все во всем.

 

Последнее слово – о добрых делах

 

Начал я разговор с анализа причин тщеславия и самомнения, возникающих у верующего из-за искаженного представления о духовной жизни. Надеюсь, хорошим подспорьем в борьбе с самомнением станет такая установка: для христианина не должно быть словосочетания «добрые дела». Милостыня, помощь немощным, больным и старым, сочувствие, сострадание, поддержка, служение на благо Церкви, жизнь по совести и чести, борьба с грехами и страстями, – все это не «добрые дела». Это – «обычные дела». Обычные дела православного христианина, без которых, по слову Апостола Иакова, вера мертва (см. Иак. 2, 26).

Не буду говорить за других, скажу за себя. Подаю милостыню, и мысль: «Вот, доброе дело сделал». И тут же, почти мгновенно, возникает довольность собой: «Какой я хороший!». А потому, чтобы задушить эту «ядовитую змею» в самом начале, на все подобные свои дела я смотрю, как на дело обычное. Ну, подал, и что дальше? Я же христианин, я должен это делать, как раб Божий, раб, ничего не стоящий. Это моя прямая обязанность. Да, все нужно делать «в славу Божию». Но делать, как мы делаем все в этой жизни – в «штатном режиме». Без мечтательности, без излишней духовной «эмоциональности».

Милосердие, сострадание, участие в богослужениях и Таинствах, во всем, что имеет отношение к нашей будущей вечной жизни – обычные дела христианина. Да вразумит нас Господь, да избавит от ядовитого укуса тщеславия!

 

Артемий Слезкин

Фотографии к статье
Основная Категория: Православная публицистика
Описательная категория: эссе
Переходов на страницу: 714 | Рейтинг: 5.0/2
Предстоящие события
Благочинный округа

Благочинный Севастопольского округа,
Протоиерей Сергий Халюта.

Поиск

Прав. календарь:


Наш баннер



Код баннера:
Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2019