8 декабря после прохождения «курса молодого бойца» в учебном отряде Черноморского флота молодое пополнение, было приведено к присяге на верность Российской Федерации. По обычаю на торжественную присягу были приглашены родители молодых воинов, их родственники и друзья. Со словами напутствия к новобранцам обратился командир роты нового набора капитан 3 ранга Сергей Тимофеев. Он пожелал им достойно нести почетное звание защитника Родины. Когда состоялось принятие присяги, родители и родственники поздравили молодых матросов. Затем к молодому пополнению обратился помощник благочинного севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский. Он призвал молодых воинов честно относиться к службе, помнить о долге перед Богом и государством. «Церковь имеет особое попечение о воинстве, стремясь воспитать его в духе верности высоким нравственным идеалам. Будьте достойными своих предков, живших по христианским заповедям, с верой в Бога, в любви к Отечеству и ближнему своему», - произнес в своем слове отец Стефан. Мероприятия завершились прохождением молодого пополнения торжественным маршем.
Из истории Военной Присяги.
Принятие Военной присяги — один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. В различные периоды истории воинская клятва называлась по-разному, но суть ее всегда оставалась одна — обещание защищать Отечество, не щадя своих сил и самой жизни! Первые упоминания о ритуале принятия воинами присяги относятся к IX веку. В тот момент основу вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина. Естественно, обряд, связанный с приобщением новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наиболее почитаем. От Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги. И неслучайно воина, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг «высокого христианского подвижника». Торжественное обязательство принималось в присутствии священника. Запись, по которой служивый приносил присягу, называлась крестоцеловальной, или подкрестной. Кроме того, разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого-либо лица, в том числе и родственника, за рекрутируемого. Таким образом, ритуал военной клятвы основывался не только на страхе отлучения от церкви, но и на моральной ответственности перед своими поручителями. В Великом княжестве Литовском коменданты гарнизонов белорусских замков, городничие давали клятву верности городу или магнату служить «верно, послушно, охотно, безгрешно, … своим здоровьем и кровью как в гарнизоне, так и на поле брани, в баталиях или штурмах, и во всех военных потребностях мужественно и отважно отпор давать, замок, мне доверенный, ни под какой причиной в час революций или покоя никому не сдавать, но в нем до последнего… защищаться». «И если Господь допустит, что неприятель сможет подступивши обложить фортецию, тогда все офицеры должны себе присягнуть, а также и солдаты, что не могут того места и фортеции никому отдавать, ни одни от другого отступаться, пока у них будет оставаться хоть одна капля крови, этой присяги и союзу должны держаться как шляхта, так и постпольство, и все, кто в этой фортеции будет оставаться». Нарушители присяги жестоко наказывались. Ярким, проникновенным действом выглядел обряд принесения священного обета на службу Отечеству во времена Петра I. Его текст помещен в «Артикулах Воинских 1715 года». По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами «при полку или роте, при распущенном знамени». Ритуал принятия Военной присяги периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917 года. В апреле 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет утвердил единый текст воинской клятвы для всей армии, и назывался он «Формула торжественного обещания». Спустя четыре года решением ВЦИК был установлен единый день этого торжественного ритуала — 1 мая. Воины стали присягать коллективно, в строю. Но уже в 1939 году с утверждением нового текста военнослужащие стали принимать Военную присягу в индивидуальном порядке и скреплять ее собственноручной подписью. В 1992 году постановлением Верховного Совета Республики Беларусь был утвержден текст Военной присяги на верность народу Республики Беларусь. А в 2003 году в него были внесены изменения, клятвенное обещание стало более коротким и емким. Исчезли слова о «суровом наказании закона и всеобщем презрении народа» в случае нарушения присяги, но добавилось обещание «мужественно и самоотверженно защищать независимость, территориальную целостность и конституционный строй Республики Беларусь». День принятия присяги запоминается на всю жизнь. Известный писатель Валентин Пикуль принимал ее 14‑летним юнгой — в декабре 1942 года на Соловках. Позже он так описывал этот день: «Это было огромнейшим событием в нашей жизни, оставившим глубокий в ней след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как принимают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерзшую, и даешь присягу. Вроде буднично, неромантично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочувствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом — мы и присяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произносил присягу сам. И этой, единственной в жизни, клятве мы верны по сей день». В тексте Военной присяги немного слов, но в них заложен глубокий смысл. Через несколько дней торжественный воинский ритуал пройдет по всей стране. Тысячи юношей встанут в армейский строй полноправными воинами и произнесут самые главные слова в своей жизни: «Я, гражданин Республики Беларусь… торжественно клянусь быть преданным своему народу…»
|