27 сентября, в
праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта совершил в
сослужении духовенства Свято-Владимирского собора в Херсонесе
Божественную литургию. Проповедь перед Причастием произнес клирик собора
иерей Павел Рязанов.
История праздника Воздвижения Креста Господня
На протяжении трех столетий языческие императоры Рима пытались уничтожить память о Христе на местах, связанных с Его земной жизнью и страданиями. Первое, из предсказанных Христом, – разрушение Иерусалима, произошло при императоре Тите, в 70-х годах. Позже император Адриан (117-138 г.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, и на искусственном холме заложить капище богини Венеры и статую Юпитера. На этом месте долгое время совершались языческие жертвоприношения.
Миланский Эдикт 313 – 2013 гг.: 1700-летие первой победы христианства
Триста лет спустя, промыслом и содействием Божиим, великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь открыты для поклонения. Это произошло при святом равноапостольном императоре Константине (память 3 июня), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Константин Великий (306-337гг.) в 323 году стал единым правителем огромной Римской империи, одержав победу над Максентием и Лицинием, правителями Западной и Восточной ее частей. Правитель Лициний, подписавший, в угоду Константину, Миланский эдикт, фактически продолжал гонения на христиан. Лишь после его окончательного поражения указ о веротерпимости распространился и на Восточную часть империи.
Путь к победе. Небесное знамение.
Накануне битвы с Максентием император Константин, чувствуя необходимость поддержки высших сил, размышлял – к какому Богу обратиться за помощью. Он знал, что отец его, Констанций Хлор, верил в Христианского Бога. Поэтому Константин решил обратиться к Богу своего отца, – с горячей молитвой и просьбой о помощи. В ответ последовало чудесное знамение – на небе явился сверкающий, подобно молнии, Крест с надписью: «Сим победиши», по-гречески – «НИКА». Лишь только видение прекратилось, император впал в глубокий сон. Во сне Константин увидел Христа Спасителя, от Которого получил повеление: в качестве символа будущей победы начертать крест на шлемах и щитах воинов. Проснувшись, император Константин исполнил волю Божию, и с тех пор войска его не знали поражения. А Крест Христов служил для них символом победы. Видение Креста Господня было явлено еще не раз, в битве с византийцами и скифами Константин видел знамение и одерживал победу вновь. Позднее, по приказу императора, была изготовлена статуя самого Константина, с крестом в правой руке. Надпись на ней объясняла, что свои великие военные достижениями император приписывал знамению Креста.
Подвиг равноапостольной царицы
Константин горячо желал отыскать утерянный Крест, на котором был распят Христос, чтобы затем построить храм на том святом месте. Исполнить желание императора решилась царица Елена (память 3 июня по н. ст.) – мать Константина. Она, будучи в преклонных летах, отправилась в Святую Землю, чтобы найти пещеру Гроба Господня. Едва достигнув пределов Палестины, пройдя через все тяжести дальнего странствия, благочестивая царица с воодушевлением взялась за исполнение столь важной миссии. В первую очередь, она повелела уничтожить языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев. Длительные поиски привели к капищу Венеры. Царице указали на старого еврея по имени Иуда, который подтвердил, что римские воины сбросили Крест в древнюю цистерну для мусора, находящуюся под спудом. Капище разрушили и, в предчувствии великого события, со страхом и трепетом Елена приказала копать землю. Сама царица лично присутствовала при раскопках. В приделе, названном в честь святой, в храме Гроба Господня, отмечено место, где она стояла и поощряла рабочих, бросая им золотые монеты.
Обретение Креста. Рождение Иерусалимской Церкви.
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и, неподалеку от него, три креста, дощечка с надписью, сделанная по приказу Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из крестов был распят Спаситель, Патриарх святого града, Макарий, поочередно возлагал кресты на покойника. Когда внезапно мертвец ожил, все присутствующие возрадовались великому обретению! Великое множество христиан поспешили поклониться Кресту. Но далеко не всем удавалось это сделать. Тогда, с помощью пресвитеров, святитель Макарий высоко воздвиг Святой Крест. Так, стоящие издали могли созерцать Его. Народ Божий, взывал: «Господи, помилуй» и благоговейно поклонялся Честному Древу. Так получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Торжественное обретение святынь произошло в 326 году, с этого момента берет начало Иерусалимская Церковь, которая является «Матерью» других поместных Церквей. А церковный богослужебный устав называется иерусалимским.
Торжество Обновления
Ещё первые христиане, возможно, бывшие свидетелями жизни Спасителя, почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившееся тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима. Вероятно, память об этом месте не была потеряна после того, как римляне разрушили город в 70-м году. Первая церковь Гроба Господня была заложена царицей Еленой после Обретения и строилась под руководством патриарха Макария Иерусалимского. Наконец, эпохальное строительство было завершено. Храм Воскресения был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в Православной Церкви был установлен праздник Обновления Храма. Храм представлял собой в первоначальном виде целый комплекс из трех отдельных святилищ: Ротонды – непосредственно над часовней Гроба, Мартириума – храма, свидетельствующего о Воскресении Христовом (Martirium по-латыни и означает «свидетельство»), находившегося над местом Обретения Креста, и, наконец, храма под открытым небом на Голгофе, где и был водружен, под специальной сенью, Животворящий Крест. Сооружение было богато украшено различными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем. Современный храм Гроба Господня – архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду, Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Креста, храм равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п. На сегодняшний день храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы избежать развития межнациональных конфликтов, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье – Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Материал подготовила Яна Капелюшко, ответственный секретарь газеты «Покровский благовест» Свято-Покровского собора Севастополя
|