Ваш контроллер |
Вы зашли как: Гость
Группа: Дорогие Гости
|
|
Светлое Христово Воскресение. Пасха.
4 мая в 19.00 на территорию Симферопольской и Крымской епархии прибыл благодатный огонь. Из Иерусалима его доставили спецрейсом трудами мецената Вадима Новинского. В г. Симферополе Митрополит Бориспольский Антоний, первый викарий Киевской епархии, передал святыню правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии Митрополиту Лазарю. В 22.40 Благодатный огонь прибыл в Севастополь. У Свято-Владимирского собора в Херсонесе капсулу со святыней принял благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, после чего огонь был доставлен в верхний храм собора и роздан верующим. В 23.30 от храма вышел Пасхальный крестный ход. В числе участников молитвенного шествия были Президент Украины Виктор Янукович, Председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев, руководство АРК Крым и города Севастополя, представители командования ЧФ РФ и ВМС ВС Украины.
В 00.00 в верхнем храме Свято-Владимирского собора началось праздничное пасхальное богослужение. Утреню и Божественную Литургию совершили Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и Митрополит Бориспольский Антоний в сослужении главы Административного аппарата Киевской митрополии протоиерея Владимира Коцаба, архимандрита Филиппа Жигулина, благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюта и духовенства Свято-Владимирского собора в Херсонесе.
В завершение Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь зачитал собравшимся в храме Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Событие Воскресения Христова
О Воскресении Христовом повествуют последние главы каждого из четырех Евангелий. Приведем суммарную картину событий в изложении епископа Александра (Милеанта).
Воскресение Христово – основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей Воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи. Вкратце вспомним главные события, связанные с Воскресением Спасителя. Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после полудня, накануне еврейской Пасхи. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного погребения, но из любви ко Иисусу уступил ее Ему. Эта пещера находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим были членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа. Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.
Несмотря на праздник, в субботу утром первосвященники и книжники пошли к Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов, чтобы охранять его. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они вспомнили предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день Воскресения Христа.
Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1 Пет. 3, 19).
На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна Воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент Воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным.
После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после Воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его была бела как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.
Ни жены-мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены-мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть, по-нашему, в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной ко гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: Кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 16, 3) – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик.
Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад, к ученикам, Петру и Иоанну, и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: Не бойтесь, ибо знаю, что бы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее (Мф. 28, 5). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.
Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении.. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «Что ты плачешь?» Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: Господин, если ты вынес Его (Иисуса Христа), то скажи, куда положил Его, и я возьму Его (Ин. 20, 15). Тогда Господь сказал ей: «Мария!» Услышав знакомый голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: «Учитель!», бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде Воскресения.
Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в Воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.
В первый день Своего Воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам, которые прятались от преследований поодиночке и группами в разных частях Иерусалима. По церковному преданию, Христос сначала явился Своей Матери, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился и прочим женам-мироносицам, сказав им: «Радуйтесь!» Жены-мироносицы поспешили поделиться этой радостной вестью с прочими апостолами. В тот же день Господь явился еще апостолу Петру и двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером же Он явился всем апостолам, которые собрались, чтобы обсудить слухи о Его Воскресении. Боясь иудеев, апостолы заперлись в одном из домов Иерусалима (по преданию, – в «Сионской горнице», где была совершена Тайная Вечеря и где через семь недель после Пасхи Дух Святой сошел на апостолов).
Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: Если Христос не воскрес, то и проповедь паша тщетна, тщетна, и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя! Христос воскресе!»
Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – то есть полнолуния после дня весеннего равноденствия. А датой равноденствия в нашей Церкви традиционно считается 21 марта старого стиля (3 апреля нового стиля). Пасха – праздник лунно-солнечного календаря: она празднуется в воскресенье (солнечный календарь) после весеннего, то есть наступающего после дня весеннего равноденствия, полнолуния (лунный календарь).
Пасха празднуется в пределах 35 дней: от 22 марта до 25 апреля ст. ст. (4 апреля – 8 мая н. ст.) – в церквах Востока; в тех же числах, но нового стиля – в церквах Запада.
Христос Воскресе!
Обычай приветствовать друг друга в Пасху этими словами – очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его говорили, что Господъ истинно воскрес (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность кашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением высшего откровения. От этих слов, как от искры, верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.
С этим пасхальным приветствием соединено и троекратное лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.
С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».
Взглянем на икону
Икона праздника Воскресения Христова называется «Сошествие во ад». Она запечатлевает самую суть события, в единстве Христовой смерти («смертию смерть поправ!») и Воскресения. Это как бы первое событие Воскресения: Господь сходит во ад, где томились вдали от Бога души всех умерших, и освобождает тех, кто принял Его как своего Спасителя. Господь подает руку первым людям – Адаму и Еве, освобождая их от уз ада. За ними Христос выводит и души древних праведников.
Что это за мостки или ступеньки под ногами Спасителя? Это «врата ада» – те двери, что были заперты безнадежно, двери туда, откуда не выходил, не возвращался никто... И вот их створки крест-накрест повержены, сатана в глубинах адовых связан – у него нет больше власти над душами людей. На иконе видны также замки и ключи от них – это символ того, что Господь открыл запечатанные двери ада, открыл, чтобы проложить людям дорогу в Царство Небесное.
Нередко на иконе Сошествия во ад изображаются сонмы Ангелов, пронзающих длинными копьями бесов в адовой глубине. Над каждым из нечистых духов написано название одного из грехов, у Ангелов – противоположные этим грехам добродетели.
Чудо схождения Благодатного огня
Это чудо мы теперь можем видеть по телевидению, и многие с замиранием сердца каждый раз ждут этой трансляции, этого фильма о чуде.
Оно происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его, воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью, царицей Еленой, в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.
Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан – паломников со всего мира – в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва.
И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.
Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту – весь храм в огне.
Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства – он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя:). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.
Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу – накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность – Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.
Как-то раз другая община, живущая в Иерусалиме, – армяне, тоже христиане, но отступившие от святого Православия еще в IV веке, – подкупили турецкие власти, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха в Великую субботу допустили в пещеру – Гроб Господень.
Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, которым зажег свечи у православных.
С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в Гробе Господнем.
В мае 1992 года, впервые после 79-летнего перерыва, Благодатный огонь был вновь доставлен на Pyccкую землю. Группа паломников – священнослужителей и мирян – по благословению Святейшего Патриарха, пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади, у подножия памятника святым учителем словенским Кириллу и Мефодию.
Во многие московские приходы – да и не только московские – Благодатный огонь успевают тщанием прихожан доставить еще в Пасхальную ночь, чтобы все могли возжечь от него свои свечи.
Прибывает Благодатный огонь и в Украину. По храмам Симферопольской и Крымской епархии святой огонь из Иерусалима доставляется по благословению Владыки Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского.
Материал подготовил Артемий Слезкин, сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния
Фото - Василий Батанов
|
Фотографии к статье |
jsDynHSGalBuilder v.1.0 - SCAD's D&D© 2012г.
|
Основная Категория: Благочиние сегодня Описательная категория: Благочиние сегодня |
Переходов на страницу: 798
| Рейтинг: 5.0/4 |
|
|
Благочинный округа |
Благочинный Севастопольского округа, Протоиерей Сергий Халюта.
|
Наш баннер |
Код баннера:
|
|