Ваш контроллер |
Вы зашли как: Гость
Группа: Дорогие Гости
|
|
Страстная седмица: путь к Воскресению
Страстная седмица и
Пасха – самое святое, самое заветное время всего года. Недаром все дни
этой седмицы названы «великими»: Великий понедельник, Великий четверг,
Великая суббота... Это воистину великое время жизни всей Церкви и
каждого из нас.
В первые дни Страстной седмицы строй богослужений очень напоминает службы Святой Четыредесятницы.
В
Великую среду со скорбью вспоминаем мы предательство Христа Спасителя
Иудою, но тут же вспоминаем и покаяние грешницы, возлившей миро на ноги
Христа и отершей ихволосами своими.
Великий четверг – это
воспоминание Тайной Вечери, установления Господом Иисусом Христом
таинства Причащения. Утреня, совершаемая накануне, готовит нас к
соприсутствию с апостолами и Самим Господом в Сионской горнице, к
главному Причастию года. Все верующие становятся участниками и
причастниками этой Божественной Вечери. Вечер этого дня богослужебно
относится уже к Великой пятнице. Совершается Последование святых и
спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, или служба
Двенадцати Евангелий. В двенадцати отрывках из Евангелия, читаемых
священниками посреди храма, раскрывается вся история страданий
Христовых: начиная с беседы с учениками на Тайной Вечери и оканчивая
приставлением стражи ко Гробу Господню. Последование это восходит еще к
первым векам христианства и, по важности и наполненности своей, в
течение многих веков сохранялось почти неизменным. При чтении каждого
Евангелия все молящиеся держат в pyках возжженные свечи. По
благочестивому обычаю, после чтения последнего Евангелия свечи не
угашают, но стараются донести домой, чтобы запечатлеть их огнем на
косяках дверей священный знак Креста и возжечь приготовленную лампаду.
Этот огонек лампады православные христиане стремятся поддержать
неугасимым до конца Светлой седмицы или далее до отдания Пасхи. В
глубинном смысле праздник Пасхи включает в себя не только Светлое
Христово Воскресение и последующие за ним дни, но и дни Страстей
Христовых, Его смерть и погребение. Ветхозаветная Пасха (само это слово
означает «переход», «прохождение через опасность») была воспоминанием
перехода из рабства египетского в Обетованную землю; жертвенный ягненок,
агнец, которого ели в Пасху иудеи, – стал прообразом Жертвенного Агнца
Христа. Подобие смерти и Воскресения Христовых переходу народа Божия
через Чермное (Красное) море многообразно раскрывается в канонах Церкви,
во всех службах этих дней.
Соучастие наше в Воскресении Господа
возможно лишь вместе с соучастием в Его страстях. И истинное
празднование Пасхи дается лишь тому, кто в предшествующие великие и
страшные дни был и стремился быть с Господом, участвовал в этих
богослужениях.
В Великую пятницу – день, когда Спаситель умер на
Кресте, – не совершается Божественная литургия. Утром служатся Великие
(Царские) часы, на которых читается всё Евангелие о страданиях Христа.
Днем совершается вечерня с чином выноса св. Плащаницы, которой мы
поклоняемся как самому Телу погребаемого Господа. Песнопения, которые
поются при выносе Плащаницы, – доносят до нас сквозь великую скорбь
смерти Христовой, свет Его грядущего Воскресения; этот свет всё
явственнее будет проступать в песнопениях предшествующих Пасхе дней.
Сразу по окончании чина выноса Плащаницы совершается малое повечерие с
умилительным чтением Канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой
Богородицы. Поклонение и целование Плащаницы совершается после
повечерия.
Великая пятница – день строжайшего поста.
Вечером
в пятницу (в некоторых храмах – в ночь с пятницы на субботу или утром
субботы на рассвете) служится утреня Великой Субботы с чином погребения
Христа. Вся служба происходит пред Плащаницей. Поются и читаются
заупокойные непорочны – стихи 118го псалма и особые стихи-похвалы,
присоединенные к каждому псаломскому стиху. В великой спешке
наступающего священного дня субботы апостолы и жены-мироносицы не могли
совершить полный обряд погребения Спасителя, оплакать Его тело; теперь
же вся Церковь совершает упущенный тогда чин погребения. Наконец, после
потрясающего душу канона «Волною морскою» и стихир, с пением Трисвятого
святая Плащаница износится из храма на погребальный крестный ход.
В
Великую субботу совершается вечерня с чтением пятнадцати паримий, в
которых пред нашим взором проходит вся история Божия домостроительства и
предстают прообразы Воскресения Христова. За вечерней следует Литургия
св. Василия Великого. После чтения Апостола поется пасхальный стих:
«Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех»; в это
время священники меняют великопостные черные облачения на белые,
пасхальные; переоблачается в белое и весь храм: украшения аналоев и
икон. Звучит особое, единственный раз в году читаемое Воскресное
Евангелие. Тайна Воскресения Христова уже свершилась в богослужебном
времени; о нем, не явленном еще миру, уже дано знать верным.
Материал подготовил Артемий Слезкин, сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния
|
Фотографии к статье |
jsDynHSGalBuilder v.1.0 - SCAD's D&D© 2012г.
|
Основная Категория: Благочиние сегодня Описательная категория: Актуальные события |
Переходов на страницу: 552
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
Благочинный округа |
Благочинный Севастопольского округа, Протоиерей Сергий Халюта.
|
Наш баннер |
Код баннера:
|
|