12
апреля совершено освящение фундамента возводимой часовни cвятых
мучеников Флора и Лавра при Научно-исследовательском центре Вооруженных
Сил Украины «Государственный океанариум» настоятелем храма Святителя
Николая протоиереем Сергием Федоровым. Небесными покровителями будущей
часовни стали cвятые мученики, к которым с молитвами о помощи обращались
издревле на Руси.
Особое
место занимают святые мученики Флор и Лавр среди множества святых,
почитаемых на Руси. С чем же связано такое почтительное отношение к
древним мученикам, пострадавшим на Балканах во II веке от Рождества
Христова? Удивительно, что бывшие, согласно житийного описания,
строителями, возведшими святой храм в одной из провинций Римской империи, в российской традиции святые мученики Флор и Лавр стали покровителями
лошадей, домашних животных, а теперь и тех, кто занимается их лечением –
ветеринаров. Первые
упоминания в русских летописях о особом заступничестве мучеников Флора и
Лавра относятся к XII веку. Тогда после молебна святым братьям
прекратился мор лошадей и другого домашнего скота в Великом Новгороде. Следующая
памятная дата связана с 1380 годом и победой Русского воинства над
ордами Мамая в Куликовской битве. Благословение на битву святой
благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия
Радонежского 18 августа, в день памяти святых мучеников
Флора и Лавра. В памяти русских людей сбор и благословение дружины, путь
к месту сражения, трудная победа на Куликовом поле объединились вместе.
Все эти события были духовно осмыслены современниками и их потомками.
Летописец повествует о битве и победе над врагом как о чуде, которое
совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца
митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых». Именно
тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра еще и
как заступников Русской земли. Поэтому не случайно преподобный Андрей
Рублев в своей росписи Звенигородского собора Успения на Городке
увенчал алтарные столпы изображениями святых мучеников
Флора и Лавра. Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после
Куликовской победы выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о
Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному
оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое
распространение на Руси, и особенно на Севере, где оборона границ
осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из
важных побед над шведами под Олонцом во время смуты в 1613 г. был
возведен в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. Русь
в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского
служения. Сам Архистратиг светлого небесного воинства Архангел Михаил
вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» - главная
сила в битве против диавола и слуг его на земле. Такое
почитание святых мучеников Флора и Лавра и повсеместное использование
лошадей для мирного труда землепашцев, почтовых ямских гонов,
военной кавалерии не могло не сказаться на строительстве храмов в их
честь. Флоро-Лаврские церкви стоят и на древних конных путях, и в селах и
городах Русской земли. Одни из ворот древнего Московского Кремля,
построенного святым благоверным князем Димитрием Донским, назывались
Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников. В
старой Москве, кроме этого, были еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы
стояли в местах связанных с использованием лошадей и торговлей домашним
скотом и лошадьми. Церкви ямских слобод - мест компактного проживания
ямщиков - также, как правило, имели придел, посвященный Флору и Лавру, либо были освящены во имя этих святых угодников Божиих.
|