7 января, в праздник Рождества Христова, в храмах и монастырях Севастополя прошли праздничные богослужения. В Свято-Владимирском кафедральном соборе Божественную литургию, в сослужении духовенства, совершил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Во время богослужения было оглашено Рождественское поздравительное послание к пастве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. После богослужения отец Сергий поздравил прихожан с завершением поста и с праздником Рождества Христова, пожелав всем «...доброго здоровья, благополучия, счастья и помощи Божьей в повседневных трудах. Пусть радость Рождества Христова войдет в каждый дом, в каждую семью и согреет сердца людей теплом Божественной Любви». Праздник Рождества Христова является одним из двенадцати главнейших праздников христиан всего мира. Недостаточно зная историю религии мы часто полагаем, что все православные традиции сложились в апостольские времена и с тех пор не изменялись. Это не так и примером тому может служить история празднования Рождества. Сегодня "Рождество Христово" - один из главных духовных православных праздников, который отмечается 7 января (25 декабря). Несовпадение празднования "Рождества Христова" западными и восточными церквями объясняется принятыми ими различными системами летосчисления. После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. Основу праздника составляет евангельское сказание о рождении сына божьего девой Марией... Вспомним вкратце историю Рождества Христова... «Совершив благовещение, архангел Гавриил оставил Марию. В Деве свершалось непостижимое таинство человеческого воплощения Бога». В это время "от Августа Кесаря" (императора) пришло повеление сделать перепись. И Иосиф с Марией отправились из Назарета в Вифлеем. Тут-то, близ Вифлеема, ночью, в вертепе родился Сын Божий». Пастухов, стороживших скот, "осияла слава Господня" и явился им архангел Гавриил и сообщил, что в городе Давидовом (в Вифлееме) родился Спаситель. Пастухи пошли к пещере и нашли Марию и Иосифа, и Младенца... В это же время в Иерусалим пришли волхвы. Так первоначально называли трёх мудрецов, которые, следуя за Вифлеемской звездой, явились с дарами к новорожденному Христу, выразив тем самым своё признание исключительности Его рождения и миссии. Эти три гостя именовались сначала волхвами (магами), затем - мудрецами и, наконец, - царями. Гости, придя к пещере, поклонились Младенцу и Богоматери и принесли дары: золото и благовония... В древности считалось, что датой Рождества Христова является 7 января. Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Они считали Христа, как Сына Человеческого, «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей и источником их спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый человек - Адам. То есть на седьмой день первого месяца в году. Многие святые отцы – Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст – считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря. То, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, как число совершенное, было основано на внимательном изучении Евангелия. Итак, Рождество Иисуса Христа приоткрывает перед нами одну из величайших тайн мироздания. В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал Богоявление, Крещение и Рождество. Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. «Рождество Христово» было перенесено на 25 декабря, что было обусловлено попытками вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Бога Солнца - Митры, который праздновался 25 декабря. Можно догадываться, почему это произошло именно в Риме. Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8 - 9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем "Непобедимого" (dies Invicti), т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18 - 23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чествованию потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником "бога времени" следовал светлый праздник "бога солнца", как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого солнца. К середине четвертого века мечта сделать Рождество общеправославным, великим праздником стала насущной для всей Церкви. Многим отцам церкви хотелось, чтобы Рождество получило должное внимание. В то время существовали мнения, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий. И тогда православные окончательно поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову. Подобное положение далеко не всех устраивало в Православной Церкви, поэтому за Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии. Относительно святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. 20 декабря 388 года святой Иоанн Златоуст в своей речи попросил верующих приуготовиться к празднованию Рождества Христова - 25 декабря. Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай. Речь Иоанна помогла убедить колеблющихся, спорящих и возражавших против нововведения. Народ всей душой принял установление праздника, и в последующие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире. В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней. Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: "Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан" и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25 декабря. В V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. По словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных. Пусть этот светлый праздник принесёт всем счастье, надежду, мир и душевное спокойствие.
|