С 18 марта, с Чистого понедельника, у православных христиан начинается Великий пост. Это самый большой из четырех многодневных постов Православной Церкви. Он готовит верующих к великому празднику Воскресения Христова, Пасхе, который в этом году мы будем отмечать 5 мая.
Для чего нужно поститься и зачем это делать именно тогда и так, как предписывает Церковь? Прежде всего – для того, чтобы жить жизнью Церкви. В жизни Церкви нет ничего напрасного или случайного. Посты Церкви связаны со всем строем ее жизни. Главное назначение поста – помощь молитве и пониманию тех событий, к которым пост готовит.
«Весной духовной» называют верующие Великий пост. И многие радуются наступлению этого долгого и нелегкого поста, хотя нести его тяжело. Начался путь к самому главному празднику православных христиан – Светлому Христову Воскресению, и это радость. Это как восхождение на прекрасную вершину. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», – как поется в песне Владимира Высоцкого. А для постящихся и каждый пост, и каждая Пасха – всегда новый, нехоженый путь...
Не у всех дома постятся в еде. Но вот поститься в развлечениях может каждый, а это особенно важно! Важно дать хоть немного тишины и внимания своему сердцу, своей жизни – а то просто не услышишь голоса Божия в душе. И праздник, которому радуется вся Вселенная, пройдет мимо тебя...
Великий пост в Церкви называют еще Святой Четыредесятницей (то есть сороковицей). Сорок дней этих – память и о сорокадневном посте Спасителя (Мф. 4:2), и о сорокалетнем странствии народа Израильского в пустыне под предводительством Моисея, на пути к земле обетованной. Четыредесятница – это шесть неполных недель, с Чистого понедельника и до пятницы 6й седмицы (недели), на которых, собственно, Великий пост и окончится, и начнется воспоминание и переживание событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову: воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим и, наконец, Страстей Христовых и Крестной смерти.
В Церкви существует древнее воззрение на Четыредесятницу как на десятину Богу: в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым отдавать каждый год десятину (десятую часть) из всего, что они приобретали. Великий пост – Богом определенная десятина, отдаваемая нами от самого года, время, которое мы посвящаем преимущественно служению Господу. Первая седмица (то есть неделя) поста – особенно строгая. Храм погружается в черное, первые четыре вечера в нем читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, даже «Господи, помилуй» поется особым великопостным распевом. Церковные службы этих первых дней, особенно великое повечерие и Великий канон, не просто прекрасны, умилительны, поучительны, но прямо необходимы для того, чтобы подступиться к благословенным плодам поста, суметь начать жить его жизнью.
Великий пост назначается Церковью как преимущественное время покаяния. Для того, чтобы празднование Святой Пасхи ничем для нас не омрачалось и было воистину светлым и радостным, необходимо предварительно очистить свою совесть, чтобы она ни в чем скверном нас не обличала и этим не умаляла бы нашего радостного праздничного настроения. Это очищение и умиротворение совести дается через покаяние – труды говения (то есть пощения), исповедь своих грехов и причащение Святых Христовых Таин. Подвиги покаяния и должны составлять главную нашу заботу, главное занятие в течение Великого поста.
Что касается питания в пост, то здесь нужно, конечно, соизмерять свои силы. Детям, беременным женщинам, больным Церковь допускает послабления в телесном посте. На это, однако, желательно взять благословение у духовника или любого священника.
В Великий пост во все дни разрешается только растительная пища. На Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим разрешается рыба. Не разрешаются в Великий пост: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, колбасы, рыба и прочее. Не стоит, однако забывать хорошую мысль: «Главнее в пост – не есть друг друга!».
Особенно усердно и ревностно положено поститься в первую, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби христиан о Распятом Спасителе – не полагается вкушать пищи до вечера.
Материал подготовил Артемий Слезкин, сотрудник пресс-службы Севастопольского благочиния
|