Внимание, наш сайт перехал на новое место: hersones.org!
Вся активность здесь заморожена!
По благословению о. Сергия, работа форума восстановленна.
Однако, следует помнить, что на новом сайте СевБлагочиния,
воссоздана улчшенная версия этого форума, с перносом всех ваших аккаунтов и сообщений.
На Главную [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: священник_Евгений  
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » Между нами, книжниками... (О том, о сём - о книжном...)
Между нами, книжниками...
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 27.01.2011, 18:53 | Сообщение # 16
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
...не понимаю понятия спячки Бытия. У Парменида: "Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием"

Спячка Бытия, по элеатам - это чистое существование без бытия, существование внутри себя, без выхода наружу. С этими мыслями перекликается христианское учение о творении мира, то есть бытия. До сотворения бытия что было? Ничего, кроме чистого существования Святой Троицы. Единственная разница, на мой взгляд, между учением элеатов о Едином и Другом и христианским учением о творении мира ex nihilo в том, что в первом случае бытие - это явление и существование самого Единого, а во втором бытие - это нечто, в каком-то смысле исшедшее из Святой Троицы, из Бога, но Богом не являющееся. Рекомендую почитать книгу историка Церкви, богослова и философа Александра Ивановича Бриллиантова (1867-1933) "Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены". Кельтский философ Эриугена (IX век), пытаясь сочетать неоплатонизм с христианством, фактически разработал первую в истории средневековой западноевропейской философии пантеистическую систему, отождествлявшую Бога с природой ("всё выходит из Бога и возвращается в Бога, потому что всё - это и есть содержание Бога"). Ну чем не учение элеатов?

Quote (Ксения)
То есть доказали, что микрокосм человека и макрокосм аналогичны? А то, что микрокосм поврежден грехом, не мешает объективировать его свойства?

Не доказали, а предположили эту аналогичность. Причём аналогичность не глобальную (иначе человек был бы Богом), а локальную, касающуюся конкретной способности человеческого "я" так или иначе творчески выходить наружу. Заметьте: мысль Тростникова о предположении элеатов - это всего лишь предположение самого Тростникова. Предположение, нужно отдать ему должное, не лишённое оснований.
Что же касается того, мешает или нет повреждённость микрокосма грехом объективировать его свойства, то по этому поводу можно сказать следующее: повреждённость человеческого ума как такового повлияла главным образом на качество его мыслей, но принципа самого его функционирования никак не нарушила.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Среда, 25.05.2011, 15:08 | Сообщение # 17
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Quote (священник_Евгений)
Рекомендую почитать книгу историка Церкви, богослова и философа Александра Ивановича Бриллиантова (1867-1933) "Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены".

Воспользуюсь Вашим советом.

Добавлено (23.05.2011, 14:46)
---------------------------------------------
С блаженным Августином более понятно. Хорошее определение: «Бог: неизменность и простота.
Абсолютность божественной воли не нарушается даже тогда, когда конечное существо действует вопреки этой воле. Это действие совершается не помимо ее. Хотя зло, как зло не есть благо, но благо – факт существования зла, как допущенный абсолютною волей». Можно ли проще: зло = Божие попущение?

В разделе о восточном богословии более сложно. Например:
«Как абсолютно прекрасное оно (Бог) есть предмет любви для всего существующего и Само есть любовь, так как само любит все и от него исходит всякая любовь. Оно есть предмет не просто любви, но любви в сильнейшей степени, предмет страстного влечения и само любит все именно такой любовью (эрос). По Дионисию, недостойное значение придала слову толпа, которая не знает истинной любви к Богу во всей ее силе. В действительности это есть более ясное выражение для высших отношений. Приводящая все в движение, исходящая от Бога и к Богу возвращающаяся любовь характеризуется как любовь экстатическая. Любящий как бы выступает из пределов собственного существа, принадлежа не себе, но любимому предмету».
Вопрос: каким образом применимо к Божественной любви определение – страстная и экстатическая? И что такое тогда любовь - агапе - жертвенная?

Добавлено (25.05.2011, 15:08)
---------------------------------------------
"Но освобождение человеческой природы в лице Иисуса Христа от рабства чуждой силе, в которое она повержена через грех, было только отрицательной стороной дела Христа."
Хотелось бы пояснений.

 
священник_ЕвгенийДата: Среда, 25.05.2011, 19:19 | Сообщение # 18
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Ксения, чьи это мысли, которые Вы приводите? Бриллиантова? Или Эриугены?

Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 26.05.2011, 16:05 | Сообщение # 19
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
До Эриугены еще не добралась. Это интерпретация Бриллиантовым мыслей восточных отцов Дионисия Ареопагита и Максима исповедника.
Вот, например, еще прп.Максим, дающий, наконец, достойный отпор В.Тростникову с его «Размышлениями о 7 апреля», который после долгих псевдобиологических размышлений не видит в тайне Боговоплощения никакого нарушения естественных законов.

«Уже в самом воплощении и рождении Христос уничтожает первое и главное разделение природы человеческой на мужеский и женский пол. Через безсеменное зачатие и нетленное рождение Он разрушает законы плотской природы, показывая, что Богу был, вероятно известен иной способ размножения людей, отличный от нынешнего, и устраняя самым делом различие и разделение человеческой природы на полы, как такое, в котором для человека не было нужды и без которого он может существовать».

Quote (Ксения)
отрицательной стороной дела Христа

Возможно, это как-то связано с понятием "апофатизма"?
 
священник_ЕвгенийДата: Четверг, 09.06.2011, 22:13 | Сообщение # 20
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
«Уже в самом воплощении и рождении Христос уничтожает первое и главное разделение природы человеческой на мужеский и женский пол. Через безсеменное зачатие и нетленное рождение Он разрушает законы плотской природы, показывая, что Богу был, вероятно известен иной способ размножения людей, отличный от нынешнего, и устраняя самым делом различие и разделение человеческой природы на полы, как такое, в котором для человека не было нужды и без которого он может существовать»

Максим Исповедник, конечно же, велик, но не Сам ли Бог создал мужчину и женщину?... sad

Quote (Ксения)
«Как абсолютно прекрасное оно (Бог) есть предмет любви для всего существующего и Само есть любовь, так как само любит все и от него исходит всякая любовь. Оно есть предмет не просто любви, но любви в сильнейшей степени, предмет страстного влечения и само любит все именно такой любовью (эрос). По Дионисию, недостойное значение придала слову толпа, которая не знает истинной любви к Богу во всей ее силе. В действительности это есть более ясное выражение для высших отношений. Приводящая все в движение, исходящая от Бога и к Богу возвращающаяся любовь характеризуется как любовь экстатическая. Любящий как бы выступает из пределов собственного существа, принадлежа не себе, но любимому предмету»

Действительно, несколько странное рассуждение. sad

Quote (Ксения)
"Но освобождение человеческой природы в лице Иисуса Христа от рабства чуждой силе, в которое она повержена через грех, было только отрицательной стороной дела Христа."
Хотелось бы пояснений

Может, автор имеет в виду, что освобождение человеческой природы от рабства чуждой силе явилось только одной из составляющих дела Иисуса Христа, причём самых начальных?


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Суббота, 25.06.2011, 11:29 | Сообщение # 21
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Благодарю, что не торопите с возвратом книги.
Еще одно интересное размышление, теперь уже нашего главного героя - Эриугены.

«Пользуясь богословской терминологией и имея в виду учение Максима о «движениях» души, Эригена учит, что идеи от вечности «сотворены Отцом, как божественным Интеллектом в Сыне, Божественном Слове или Разуме». Рождение Сына не предшествует по времени сотворению в нем идей, в которых существует все. Сын или Слово может быть мыслимо как единство всех идей и есть в то же время как бы форма или место для всех идей. Однако, Сам Сын, как ипостась не есть, по Эригене, только как бы комплекс идей и их форма, и необходимо полагать различие между рождением Сына, как ипостаси и сотворением в Нем всего. Идеи вечны в Логосе и даже совечны Ему, но в известном лишь отношении. Они совечны Ему, потому что Он никогда не существовал без них, но вместе и не совечны, потому что ОН отличается от них, как Творец от сотворенного».
Бриллиантов не дает своих комментариев к этим размышлениям, значит согласен с ними. Значит, не понимаю я...
Нет ли здесь противоречия:

«Идеи всего сотворены Отцом …в Сыне…»
и
«Они совечны Ему, потому что Он никогда не существовал без них, но вместе и не совечны, потому что ОН отличается от них, как Творец от сотворенного».

Творец от сотворенного отличается тем, что у сотворенного есть начало. Как же может быть, что безначальный Сын никогда не существовал без идей, имеющих начало?

Quote (Ксения)
«Как абсолютно прекрасное оно (Бог) есть предмет любви для всего существующего и Само есть любовь, так как само любит все и от него исходит всякая любовь. Оно есть предмет не просто любви, но любви в сильнейшей степени, предмет страстного влечения и само любит все именно такой любовью (эрос). По Дионисию, недостойное значение придала слову толпа, которая не знает истинной любви к Богу во всей ее силе.


Старец Паисий Святогорец о Божественном эросе:

"-Божественный эрос - это любовь к Богу?

- Божественный эрос - это нечто высшее, чем любовь Божия, - это безумие. Любовь-эрос-безумие как зависть-ненависть-убийство. Великая любовь к Богу, соединённая с жертвой, сладостно распаляет сердце, и, как пар, выбрасывается Божественный эрос, который невозможно сдержать, и соединяется с Богом
."

"К сожалению, есть духовные люди, которых смущает слова "Божественный эрос". Не понимают, что такое "Божественный эрос", и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает. Вот до чего мы дошли! И, наоборот, миряне, которые знают, что такое человеческий эрос, когда им говоришь о Божественном эросе, сразу отвечают: "Это должно быть что-то высшее". Со многими из ребят, которые познали мирской, человеческий эрос, я быстро нахожу общий язык, если начинаю им говорить о Божественном эросе! "Вы когда-нибудь от большой любви падали без сил на землю? Вы когда-нибудь чувствовали, что не можете пошевелиться, не можете ничего делать?" Они сразу догадываются, что это что-то высшее, и мы начинаем понимать друг друга "Если на нас, - говорят они, - так действует простая, мирская любовь, то можно себе представить, что такое любовь небесная!" "
 
священник_ЕвгенийДата: Понедельник, 11.07.2011, 21:34 | Сообщение # 22
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline
Quote (Ксения)
Творец от сотворенного отличается тем, что у сотворенного есть начало. Как же может быть, что безначальный Сын никогда не существовал без идей, имеющих начало?

Бог-Сын, хотя Он и рождён от Бога-Отца, тем не менее совечен Отцу, и не было такого промежутка времени, пусть даже и самого кратчайшего, когда бы Сына не было при всём при том, что Он рождён. Что же касается идей, которые затем претворились в создании реального мира, то такой временной зазор (между вечностью Сына и появлением в Нём этих самых идей) по всей видимости существовал.


Scio me nihil scire
 
КсенияДата: Четверг, 14.07.2011, 11:08 | Сообщение # 23
Группа: Уважаемые Пользователи
Сообщений: 831
Статус: Offline
Спасибо.
 
священник_ЕвгенийДата: Вторник, 19.02.2013, 17:17 | Сообщение # 24
Группа: Полноправные Администраторы
Сообщений: 2582
Статус: Offline


Scio me nihil scire
 
Форум » Наука и культура » Форум книголюбов » Между нами, книжниками... (О том, о сём - о книжном...)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Симферопольское благочиние Официальный сайт Житомирской епархии Украинской Православной Церкви
SCAD's Design & Develop
2009-2024